Г. Тишков: «Хватит делить…» Печать

- Кардинальное решение проблемы возрождения рыбообрабатывающей базы в Мурманске напрямую связано со строительством и эксплуатацией современного рыбодобывающего флота, позволяющего обеспечить выпуск продукции с низкой себестоимостью и соответственно низкими ценами при ее использовании на рыбоперерабатывающих заводах. Необходимы также и значительные инвестиции непосредственно в реконструкцию материально-технической базы заводов. Все это требует времени и денег, - писал в «Рыбном Мурмане» в начале 1995 года генеральный директор АО «Севрыба» Георгий Васильевич Тишков. - В этом году существует реальная возможность прекратить развал производства на заводах бывшего рыбокомбината и существенно увеличить объемы выпуска рыбопродукции. Это возможно при материальной и организационной поддержке со стороны Роскомрыболовства, областной администрации и «Севрыбы».

Для оживления начала работы заводов необходимо решить три проблемы:

1. Достать деньги, а их требуется несколько миллиардов рублей.

2. Направить сырье (требуется 20-30 тысяч тонн), добываемое промысловыми флотами, в российские порты Мурманск, Архангельск, Беломорск, то есть создать выгодные, привлекательные условия флотам.

3. Создать организационную структуру, которая смогла бы запустить механизм, отвечающий сегодняшним экономическим условиям, в том числе обеспечить управление ценами и сбытом рыбопродукции.

Для обеспечения сырьем береговых обрабатывающих заводов Комитет по рыболовству РФ, обеспокоенный развалом береговой базы, стал вводить так называемые «сблокированные квоты», то есть квоты на добычу рыбы выделяются промысловым флотам при условии поставки определенного количества сырья на береговые обрабатывающие предприятия. Подобная практика, по мнению специалистов Комитета, хорошо зарекомендовала себя на Дальнем Востоке. Однако, учитывая специфику Северного бассейна и обрабатывающих заводов, возникают некоторые вопросы:

- как разделить потребность обрабатывающих заводов между флотами;

- какое количество квоты трески адекватно какому количеству сельди, скумбрии, салаки, ставриды, фарша и т.п., то есть видам сырья, необходимого для заводов;

- кто будет управлять процессом;

- как будут продавать флоты сырье, по какой цене, или давать бесплатно;

- как обеспечить бесперебойное снабжение заводов для повышения эффективности их работы сырьем, в частности пелагическими видами рыб, если они ловятся сезонно: то густо, то пусто.

Кажущаяся простота ответов, при внимательном рассмотрении, требует большой организационной работы. Вопросы снимаются, если флоты поставляют сырье на свои береговые обрабатывающие предприятия (хочется подчеркнуть - платежеспособные). Увязывая реализацию принципа «сблокированных квот», решение перечисленных вопросов и проблем платежеспособности с целью реанимации рыбоперерабатывающей базы, представляется наиболее целесообразным создание «Фонда поддержки рыбообрабатывающих предприятий».

Источниками формирования данного фонда могли бы стать часть средств, полученных от реализации сблокированных и конкурсных квот, другие внебюджетные источники. Чтобы половина средств не ушла на налоги, надо попытаться освободить его полностью или частично от федеральных и местных налогов, что во власти областной администрации. Этот фонд использовать для закупки сырья для заводов на принципах «давальческого сырья» по договорам. Непосредственно давать деньги заводам нецелесообразно, так как они уйдут за долги.

Получаемую продукцию продавать, вырученные деньги снова возвращать на счет фонда.

Есть при всем при этом опасность, что фонд может быть проеден за счет инфляции и больших накладных расходов заводов. Чтобы избежать этого, необходим быстрый оборот денег и товара, а также выделение на заводах небольших высокопроизводительных участков с минимальными накладными расходами с правом юридического лица. И на время забыть о какой-то структурной перестройке, закупке нового оборудования, модернизации и т.п., так как продукция пойдет на внутренний рынок, а оборудование для этого на заводах есть и вполне соответствует этим целям.

- Главная причина, почему флоты не везут рыбу в Мурманск, - неплатежеспособность покупателей, и в том числе рыбообрабатывающих предприятий, которые на сегодняшний день и так в долгах и не могут рассчитаться за ранее поставленное сырье, - продолжает развертывать свою мысль Г.В.Тишков. - При своевременной оплате проблем с поставками не будет, особенно пелагических видов рыб, а именно они требуются для обработки, и цены на них уже достигли мировых, а при кратковременной стабилизации доллара даже превышают их.

Описанная схема может функционировать только при жестком управлении и постоянном контроле, позволяет маневрировать денежными ресурсами (сырьем), направляя его на тот завод, который быстро производит и, возможно, реализует продукцию, возвращает деньги. Для руководства заводов остаются широкие возможности по снижению себестоимости своей продукции и получению прибыли. Нет вмешательства в оперативную деятельность заводов. И все вместе взятое позволяет своевременно оплачивать поставляемое флотами сырье.

Цель - восстановить рыбообрабатывающую промышленность в Мурманске, которая позволит сохранить рабочие места, создать надежный источник поступления денежных ресурсов в бюджет области и города и, как следствие, решить в какой-то мере социальные проблемы населения.*

· Хватит делить, пора умножать, «РМ» от 13 января 1995 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй