Благосостояние граждан России основывается на долговечности зданий и сооружений Печать

Обеспечение безопасности жизнедеятельности людей через контроль за содержанием и эксплуатацией инженерных сооружений

Мы не можем устранить биологический распад строительных материалов и конструкций [см. Крыленков В.А., Власов Д.Ю., Дашко Р.Э., Старцев С.А. Проблемы сохранения жилой и производственной инфраструктуры городов от  биоразрушения. 2003, 5(11) с. 3-13; Крыленков В.А.; Власов Д.Ю. Санитарно-эпидемиологические последствия антропогенной модификации микроорганизмов в урбанизированной среде обитания человека. 2004, 4(16) С. 22-34; Крыленков В.А., Лукьянова Л.К., Власов Д.Ю.]. 

Это является природным процессом и органически тесно связано с поддержанием гомеостаза биосферы планеты - среды обитания человеческой цивилизации. У нас другая задача - свести к приемлемому для хозяйственной деятельности человека минимуму воздействие процессов разрушения (в том числе, биоразрушения) на оборудование и инженерные сооружения (объекты). И именно в этом смысле следует рассматривать основную функцию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор) - обеспечение безопасности жизнедеятельности людей через контроль за содержанием и эксплуатацией инженерных сооружений и оборудования, используя фактические знания о природе процессов разрушения (износа, старения) рукотворных объектов. Опираясь на исследования в сфере биологии микро- и макроорганизмов, в различных областях физики и химии, составляющих основу материаловедения и конструирования инженерных объектов(прочность и устойчивость сооружений), необходимо совершенствовать нормативно-правовую документацию, на основе которой осуществляет свою контролирующую деятельность Ростехнадзор.

В развитых странах краеугольным камнем устойчивости и безотказной (долговечной) работы оборудования и конструкций зданий, других инженерных сооружений является ориентация всего общества, органов власти и производителей работ на максимальное удовлетворение запросов заказчиков и потребителей градостроительной продукции, на сохранение неопределенно долгой функциональной полезности (эксплуатационной пригодности) инженерных сооружений, составляющих хозяйственно-производственную и  жилую инфраструктуру поселений. В градостроительной деятельности и в сфере эксплуатации жилой и хозяйственно-производственной инфраструктуры необходимо внедрять технологии и методы, направленные на нейтрализацию факторов, препятствующих созданию долговечных сооружений или существенно снижающих сроки их эксплуатационной пригодности, таких как

1. Влажность окружающей среды (грунтов, воздуха) и, соответственно, содержание влаги в строительных материалах и конструкциях. Эффективность гидроизоляции, водоотведения, вентиляции в инженерных сооружениях составляет до 80% проблем, связанных со снижением срока службы как отдельных конструкций, так и сооружения в целом. Именно повышенное содержание влаги в строительных материалах и конструкциях приводит к мощной микробной инвазии, ускоряющей процессы износа (старения) и разрушения сооружений многократно.

2. Излучение [прежде всего, ультрафиолет и инфракрасное (тепловое) воздействие] Солнца является основной причиной разрушения (износа) кровли и других наружных конструкций вследствие фотохимической деградации и теплового расширения металлических деталей и строительных (особенно, полимерных) материалов. Продукты фотохимических реакций, индуцированные световой энергией Солнца, как, например, озон, через цепь реакций с органическими веществами различного состава и с окислами азота, химические соединения которых являются очень сильными разрушителями для созданных и/или применяемых человеком материалов и изделий.

3. Различные стихийные бедствия (наводнения, землетрясения и др.), антропогенные (техногенные) и биологические загрязнители в окружающей среде, особенно подтопления городских территорий, инвазия микроорганизмов в строительные материалы и во внутреннюю среду сооружений, газовые выбросы, кислотные дожди и озон ускоряют износ и разрушение строительных материалов и конструкций (изделий).

4. Особенности архитектурного стиля, планировки, а также качество строительства и эксплуатации зданий и других инженерных сооружений, позволяющие поддерживать приемлемое для человека качество жизни, являются существенными, решающими фактора
ми, определяющими сроки их существования. Эстетически выразительные и функционально полезные (удобные) и безопасные, энергосберегающие и устойчивые к экстремальным проявлениям стихии сооружения с большей вероятностью будут сохранены последующими поколениями людей.

Создание долговечных энергосберегающих инженерных сооружений - это эффективный путь к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения страны, к резкому сокращению издержек на строительство, ремонт (содержание) и эксплуатацию сооружений, составляющих производственно-хозяйственную и жилую инфраструктуру страны. Актуальность проблемы долговечности сооружений в хозяйственной деятельности страны подчеркивается хотя бы таким общеизвестным фактом, как ускоряющийся рост ветхого и аварийного (с износом  более 70%) жилья - за период с 1990 по 2001 гг. [по данным Госстроя РФ] площадь таких домов возросла с 32,2 до 87,8 млн.кв.м., т.е. более чем в 2,7 раза. Сейчас ежегодный прирост общей площади аварийного жилья соизмерим с ежегодным ростом общей площади вновь построенных жилых домов.

Поданным Госстроя РФ, фактические теплопотери в жилых домах на 20-30% превышают проектные значения вследствие низкого качества строительства и эксплуатации. Уровень теплозащиты большинства зданий в нашей стране не отвечает современным нормативным требованиям, несмотря на то, что еще в 1995 году были в 2,5-3 раза ужесточены нормативы по теплозащите. По разным оценкам, до 70% тепла наших ТЭЦ не доходит до потребителей. При этом инженерная инфраструктура Жилкомхоза страны находится на стадии распада и едва удерживается от разрушения. Виктор Машинский, Президент Российского союза предприятий малого строительного бизнеса, по этому поводу образно выразился: «Нам грозит жилищно-коммунальный хаос!» [«Новые рынки», № 1, 2002]. Начиная с 2006 года, ни один чиновник Госстроя РФ не подпишется под документом о продлении срока службы таких домов, зная чудовищное состояние жилищного фонда страны.

Доставшаяся нам от прошлого концептуальная основа действующих норм и правил предписывает методы по созданию зданий, сооружений и их комплексов, в которых главными требованиями являются экономия средств и материалов. За их расходованием в недавнем прошлом устанавливался жесткий государственный контроль, основывавшийся на весьма противоречивых нормативных документах. При этом не учитывались последующие затраты по эксплуатации построенных сооружений. Хотя, надо заметить, в Советском Союзе предпринимались попытки создания единой системы проектирования зданий и сооружений, выбора видов  первичной или вторичной защиты применительно к условиям эксплуатации конструкций с учетом свойств строительных материалов и изделий. Такие требования изложены в СНиП 2-03-11-85 и руководстве к нему. Однако эти полезные нормативно-правовые усилия не были продолжены, а в настоящее время, к сожалению, и вообще не учитываются ни при новом строительстве, ни при реконструкции или перепрофилировании сооружений.

В 60-80-х годах прошлого столетия в Советском Союзе, правопреемником которого является Россия, была создана одна из лучших в мире систем строительного нормирования, вобравшая в себя многолетний опыт предшествующих поколений инженеров и ученых и охватывающая все системы жизнеобеспечения в городе (включая жилые и общественные здания, здания системы социального обслуживания, транспортные магистрали, тепло- и энергоснабжение, водопровод, водоотведение и другие элементы инженерной инфраструктуры города).. Некоторые страны, не желая затрачивать собственные средства, даже превращали российские СНиПы в свои национальные стандарты [А.П.Кудрявцев, президент РААСН. Устойчивое развитие городов России. Журн. «Архитектура и строительство Москвы», 2002, № 5]. При этом, однако, в нашей стране практически отсутствует целостная система нормативно-правовых документов, гарантирующая в полной мере права гражданина-собственника, владельца недвижимости, регулирующая соотношение интересов общества и отдельного гражданина, основанная на рациональной и безопасной организации территории. Более того, в нашей стране имеется всего десять (10) Строительных норм и правил (СНиП), в которых используется понятие (термин) долговечности (СНиП 111-3-81; СНиП 3.05.01-85; СНиП 2.06.15-85; СНиП 3.09.01-85; СНиП 2.06.01-86; СНиП 3.06.07-86; СНиП 3.01.04-87; СНиП 10-01-94; СНиП 82-02-95; СНиП 32-04-97). Однако, совсем недавно (2003-04 гг.) были признаны недействующими именно те СНиП(ы), в которых в определенной мере было раскрыто содержание понятия «долговечность» сооружения в качестве нормативно-правового положения, обеспечивающего правила строительства, ремонта и эксплуатации зданий и других инженерных сооружений.

Так, в СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» [приняты постановлением Госстроя РФ от 23 июня 2003 г. № 108, отказано в государственной регистрации - Письмо Минюста РФ от 15 апреля 2004 г. № 07/3893-ЮД] было указано, что «долговечность и ремонтопригодность» соответствуют целям технического регулирования, установленным в Федеральном Законе «О техническом регулировании», и являются обязательными в соответствии с частью 1 статьи 46 этого Закона. Там же было введено положение о том, что при определении долговечности здания (в проекте его реконструкции) должны быть учтены факторы, снижающие срок жизни сооружения, например, нерасчетные воздействия, связанные с изменившимися условиями эксплуатации здания и условиями окружающей среды, и, как следствие, влияния этих факторов - изменение физико-механических (химических) характеристик материалов несущих и ограждающих конструкций.

В СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» [утв. постановлением Госстроя РФ от 17 мая 1994 г. № 18-38 (с изменениями от 23 июня 1997 г., 16 января 1998 г.), отменен Постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 2003 г. № 164] прописана «структура системы нормативных документов в строительстве (с изменениями от 23 июня 1997 г.), в частности, «Основные положения надежности строительных сооружений». В них содержатся:

1. Общие принципы обеспечения безопасности, эксплуатационной пригодности и долговечности строительных сооружений, инженерных систем, конструкций и материалов;

2. Основные понятия надежности, классификация строительных сооружений по степени ответственности, нагрузки и воздействия различных видов;

3. Классификация отказов, параметры расчетных моделей и принципы установления нормативных требований по надежности строительных сооружений, конструкций и оснований;

<

4. Основы статистического приемочного контроля в строительстве. Более того, с отменой СНиПа 11 -01-95 образовался правовой вакуум: проектировщики не могут уверенно определять, а экспертные органы не могут предъявить обоснованные требования к заказчику по составу документации, представляемой на экспертизу, и т.п.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы также практически не содержат таких знаковых понятий, как «гарантия», «долговечность», «долговременный», «обязательство». Они отсутствуют, например, в: СанПиН 2.2.3.1385-03 «Гигиенические требования к предприятиям производства строительных материалов и конструкций»; СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)»; СанПиН 2.6.1.34-03 «Обеспечение радиационной безопасности предприятий ОАО «ТВЭЛ» (СП ТВЭЛ-03)»; СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций». Их также нет в СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»(введены в действие 15.07.2003).

Понятие «гарантия» применяется лишь в Санитарных правилах проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ (утв. Главным государственным врачом СССР 1 июля 1985 г. № 3907-85), а понятие «долговечность» лишь однажды - в СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 г. № 40).

В основных действующих Федеральных Законах (Гражданский, Градостроительный и Жилищный кодексы), которые образуют единое правовое поле для применения нормативно-правовых документов (в том числе ГОСТов и СНиПов) в области строительства, ремонта (реконструкции, восстановления) и эксплуатации зданий и других инженерных сооружений, практически отсутствуют базовые понятия (термины) и положения, направленные на сохранение неопределенно долгой функциональной полезности(для потребителя) сооружений инфраструктуры поселений. Например, в Гражданском Кодексе (статьи 722,755 и 756) гарантии качества в договоре строительного подряда даются на срок не более 5 лет, и это называют повышенным предельным сроком для возведенного сооружения! В Градостроительном и Жилищном кодексе вообще отсутствуют понятия о гарантийных сроках и обязательствах по отношению к потребителю, долговременной эксплуатации и долговечности(или их синонимы)! В Положении о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401) также отсутствуют положения о гарантиях долговременной эксплуатации сооружений и их долговечности (или соответствующие синонимы), хотя именно Ростехнадзор осуществляет контроль за многими аспектами безопасности жизнедеятельности населения страны. Ни разу не упомянуты различные аспекты долговечности сооружений и в Отчете о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2004 году.

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, последнее изменение 27 сентября 2005 г.), например, несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (и далее, по тексту) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до ста (двухсот) минимальных размеров оплаты труда. Такая ответственность за последствия возведения и эксплуатации сооружений несопоставима с их стоимостью или с размером возможного ущерба.

И опять-таки в Административном Кодексе отсутствуют базовые понятия (и их синонимы) о гарантийных обязательствах застройщика, долговечности и долговременной эксплуатации сооружений. Даже в Постановлении Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г., 24 октября 2005 г.) нет понятий долговечности и соответствующих синонимов. - Очень подробно описываются различные аспекты финансовых гарантий, но ничего не сказано о долговременных обязательствах производителя работ перед потребителем за построенное инженерное сооружение.

Таким образом, в России нормативно-правовые акты, содержащие важнейшие критерии и принципы обеспечения качества строительства и долговременной безаварийной эксплуатации зданий и других сооружений инфраструктуры поселений и, в конечном счете, безопасности жизнедеятельности населения, совсем недавно (2003-04 гг.) исключены из действующих документов. А Федеральные Законы, смысл существования которых и состоит в том, чтобы образовывать единое правовое пространство для применения нормативно-правовых документов, обеспечивающих создание удовлетворяющих жизненные интересы потребителя долговечных и долговременно эксплуатируемых, энергосберегающих сооружений, практически не содержат положений о долговременных гарантийных обязательствах, об ответственности производителя работ перед потребителем за последствия своей деятельности, а также базовых понятий и определений, характеризующих условия обеспечения длительных сроков функциональной и эстетической полезности сооружений для населения (потребителей).

Следует заметить также, что применяемое практически во всех нормативно-правовых документах, регулирующих градостроительную деятельность, такое «опорное» понятие, как «надежность (англ. reliability)» - есть свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания и транспортирования (ГОСТ 27.002-89). Однако, «надежность» является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать и исключать такие понятия, как «безотказность», «долговечность», «ремонтопригодность» и «сохраняемость» или определенные сочетания этих свойств. По существу, границы применения понятия «надежность» в действующих нормативно-правовых документах наперед заданы в рамках гарантийных обязательств участников градостроительной деятельности (на сроки не более 5 лет).

В этом смысле применение понятия «долговечность» в нормативно-правовых документах, которое однозначно характеризует свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта [ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения»], более соответствует интересам потребителей градостроительной продукции (и, в конечном счете, всех граждан нашей страны), так как оно ориентирует производителя работ на создание (ремонт, реконструкцию) сооружений, имеющих неопределенно долгую эксплуатационную пригодность и, соответственно, на существенное снижение издержек его эксплуатации. При определении долговечности здания или другого сооружения (в проекте его создания, реконструкции, ремонта) в нормативно-правовые документы должны быть введены определения и учет факторов, снижающих срок жизни сооружения.

Например, нерасчетные воздействия, связанные с изменившимися условиями эксплуатации здания и условиями окружающей среды, и - вследствие влияния этих факторов - изменение физико-механических (химических) характеристик материалов несущих и ограждающих конструкций. Существование такого рода нормативов накладывает на участников градостроительной деятельности такие длительные гарантийные обязательства, которые помогут существенно снизить издержки по эксплуатации сооружения - затраты на энергообеспечение и поддержание сохранности здания или другого инженерного сооружения, что, в конечном счете, выгодно всем гражданам России, а, значит, и государству! Общество и власти в нашей стране пока не осознают размеры нависшей угрозы для хозяйственно-производственной и жилой инфраструктуры страны, так как практически не учитывается ущерб от процессов разрушения строительных материалов и конструкций, не выдерживающих проектных сроков своей эксплуатационной пригодности. Соответственно, нет и ответственности производителей работ за последствия своей деятельности. Отсутствие долговременных обязательств производителей работ перед потребителями, отсутствие единого правового поля, ориентированного на полное удовлетворение интересов потребителей и бережную эксплуатацию сооружений, приводит к существенному снижению качества строительства, ремонта и эксплуатации зданий и других инженерных сооружений, к сокращению сроков их эксплуатации, несмотря на интенсивное внедрение современных технологий возведения и ремонта сооружений.

Кто бы подсчитал общие потери органического топлива и электроэнергии от текущих трубопроводов, аварий на сооружениях, оборванных линий электропередач, неплотно закрывающихся окон и дверей в домах, убытки от затопленных подвалов и луж на мостовых наших городов и других поселений, постоянно возникающих из-за некачественных тепло- и гидроизоляции, систем водоотведения, дорожных покрытий, из-за отсутствия (или несоблюдения) нормативов строительства и эксплуатации зданий, других сооружений -вечных причин, провоцирующих процессы разрушения инженерных сооружений в нашей стране! - Нет учета, нет проблем!

Причиной сложившейся градостроительной ситуации в нашем городе и России является укоренившаяся порочная практика принятия и внедрения в жизнь технических и экономических решений - без предварительных глубоких научных проработок, без учета возможных последствий неисполнения законов и нормативов, закрепляющих и обеспечивающих права граждан на безопасную окружающую городскую среду, обусловливающих долговечность сооружений. Так, большинство зданий, путепроводов и мостов города, дорожных покрытий разрушаются от подтопления оснований инженерных сооружений, применения противогололедных реагентов, от выделения в атмосферу окислов азота, сернистого и других газов, выбрасываемых двигателями автотранспорта, промышленными предприятиями, от циклов замораживания-оттаивания и процессов биологического загрязнения бетона и других строительных материалов.

Использование в домашнем хозяйстве продукции химической промышленности, моющих средств и рост потребления мяса городским населением привело к возрастанию агрессивности канализационных стоков. Практика российских ремонтно-строительных работ показывает, что в силу самых различных причин (агрессивные среды, механические повреждения, нарушения технологического процесса, некачественное изготовление и т.п.) выходят из строя огромные площади бетонных поверхностей конструктивных элементов зданий и сооружений, градирен, мостов, эстакад, туннелей и путепроводов. Бетон всегда считался долговечным материалом, но воздействие агрессивных веществ, содержание которых в окружающей среде быстро растет, увеличение поставок некачественного бетона приводит к быстрому разрушению строительных материалов и конструкций.

Следует особо подчеркнуть, что никакие, даже чрезвычайные усилия руководства страны по реформированию хозяйственно-экономической структуры России не будут эффективными без решения этих задач. В качестве примера, подтверждающего эту мысль, можно привести недавний процесс подготовки к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга: связанный с этим мероприятием строительный бум и всеобщий косметический ремонт сопровождался и сопровождается поныне увеличением степени износа основных фондов городского хозяйства (крайние признаки износа - обрушение строительных конструкций, аварии на инженерных сетях, кризис общественного транспорта) и возрастанием содержания пыли в воздухе и степени загрязнения городских территорий (из-за кризиса системы водоотведения и уборки бытового мусора, промотходов, недостаточности темпов озеленения и благоустройства городских территорий, разрушающего бытового поведения горожан).

В развитых и вполне благополучных государствах при обновлении нормативных документов регламентации проектирования и строительства обеспечивается, прежде всего, перенесение предмета нормирования с процессов строительной и эксплуатационной деятельности на конечный результат, цель, требования, удовлетворенность потребительских запросов, полный учет мнения пользователя к проекту, к качеству конечной продукции. Именно это является мощным стимулом к созданию долговечных инженерных сооружений - потребитель и
собственник зданий и других инженерных сооружений, как никто другой, весьма заинтересован в их долговременной эксплуатационной пригодности, в снижении издержек на их содержание и в экономии энергии и затрат на их отопление и эксплуатацию.

При этом, как показал опыт градостроительной деятельности и эксплуатации инженерных сооружений различного назначения в развитых странах, резко возросла потребность получения фактических знаний о технологической специфике, физико-химических и биологических процессах, происходящих при эксплуатации, натурных испытаниях и авариях различных инженерных сооружений, технологических комплексов и конструкций. Такие фактические знания позволяют экспертам получить более убедительные выводы о степени риска и, соответственно, о надежности и долговечности сооружений и оборудования, чем результаты расчетов по методикам, имеющим большое количество неопределенных исходных данных. То есть, резко возросла роль научно-практической экспертизы в сфере строительства, ремонта и эксплуатации инженерных сооружений.

В развитых странах давно существуют независимые научно-консалтинговые общества и фирмы, которые консультируют специалистов, производящих строительные работы и эксплуатацию сооружений, и, одновременно, осуществляют технологический контроль строительства и меры противодействия процессам разрушения (в том числе, биоразрушения), обеспечивающие долговечность сооружений. Это очень важный момент. Построить любое сооружение (не важно какое, будь то мост, здание или дорога) не тяжело, гораздо сложнее построить его так, чтобы оно служило долго и надежно. Эту простую истину уже давно поняли граждане (потребители) и строители благополучных стран. К сожалению, российские организации-заказчики работ в сфере строительства, реконструкции-ремонта и эксплуатации зданий и других сооружений еще не привыкли содержать в своем штате или приглашать квалифицированных консультантов-экспертов, что часто приводит к огромным непредвиденным расходам при осуществлении заказа.

Существование в нашей стране такого научно-методического, консультативного сопровождения позволило бы в оперативном режиме вводить коррекции в осуществляемый проект (в рамках действующей нормативно-правовой базы) применительно к особенностям территории застройки, состояния грунтов и режима подземных вод, а также контролировать влажность материалов и конструкций оптимизировать применение конкретных технологий, других способов и действий, направленных на снижение темпов естественного старения сооружений, и, следовательно, на увеличение сроков эксплуатации и снижение затрат по строительству и последующему содержанию сопровождаемых сооружений.

Это предложение, которое может быть прописано в законе, не подменяет деятельности органов, контролирующих градостроительную деятельность и эксплуатацию инженерных сооружений, а является способом существенного повышения качества строительства и эксплуатации городских сооружений, снижения издержек их содержания и увеличения сроков эксплуатационной пригодности. При этом вносится ясность в сфере ответственности за судьбу возведенных сооружений - при анализе аварии сооружения виновными будут признаны те организации или ответственные лица, которые, в свое время, при проектировании и производстве работ не позаботились о проведении научно-практической комплексной экспертизы.

Перспективное строительство хозяйственно-производственной и жилой инфраструктуры страны немыслимо без дальнейшего совершенствования законодательно-правовой и нормативной базы, особенно в рамках долговременных обязательств производителей работ. Осложняет формирование такой нормативно-правовой базы непродуманный порядок введения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г.). Следует поддержать предложение бывшего Госстроя РФ и многих специалистов-строителей - на переходный период (до введения соответствующих технических регламентов) придать статус технических регламентов существующим СНиПам, внеся соответствующее дополнение в Закон «О техническом регулировании». Следует предусмотреть в Градостроительном кодексе, а также в общем техническом регламенте по строительству, процедуру оценки соответствия законченных строительством зданий и сооружений, включая приемку их заказчиком и ввод в эксплуатацию. Причем, при проектировании объектов строительства выбор строительных материалов и конструкций, назначение средств их защиты от агрессивных воздействий поставить в зависимость от проектного срока эксплуатации - прежде всего, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности людей и долговечности зданий и сооружений.

Этой статьей мы предпринимаем еще одну попытку обратить внимание на проблему долговечности зданий и сооружений в нашей стране и на необходимость создания единой целостной системы нормативно-правовых документов - в целях противодействия неуклонно расширяющейся деградации жилой и хозяйственной инфраструктуры города, да и страны в целом. Мы понимаем, что наша статья является лишь одним из обращений такого рода - многие, гораздо более авторитетные специалисты, выражают все возрастающую тревогу по поводу состояния хозяйственной инфраструктуры нашего государства.

Однако мы также сознаем, что чем дольше мы будем уходить от поисков разумных, комплексных, основанных на Законе решений в строительстве и эксплуатации зданий и других инженерных сооружений, понятных и справедливых для большинства граждан, тем больнее и дороже обойдется нашему городу и стране преодоление катастрофических последствий от существующих принципов строительства, эксплуатации, энергетического и финансового обеспечения жилой и производственной инфраструктуры города и страны. Строительное нормирование - это не отраслевая и не ведомственная задача, строительство охватывает все сферы экономики, жизни и деятельности людей.

В конечном счете, пригодность городской среды для жизни людей и способность ее к восстановлению напрямую зависит от ответственности властей и активности жителей города и является важнейшим индикатором качества жизни населения города и страны.

В.А. Крыленков, Л. К. Лукьянова, Д.Ю. Власов, Санкт-Петербургский государственный университет, Биологический НИИ; Ростехнадзор

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖКХ 

Еще статьи на тему "сооружений":

Строительство зданий и сооружений

Строительство Северных очистных сооружений в Мурманске

Мониторинг зданий, сооружений и территорий для обеспечения безопасности от воздействия опасных процессов

Строительство зданий и сооружений: безопасность строительства и качество возведения каменных, металлических и деревянных строительных конструкций

Обеспечение надежности инженерных сооружений в условиях распространения засоленных пород криолитозоны России

Реконструкция очистных сооружений в Мурманске

Строительство спортивных сооружений и детских садов в Мурманской области

Постановление об инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны