casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Интерес Норвегии к развитию экономики Мурманской области
Интерес Норвегии к развитию экономики Мурманской области Печать E-mail

В Мурманске состоялась конференция «Развитие транспортной инфраструктуры в регионе Совета Баренцева-Евро-Арктического региона»

Всем понятно, что без развития транспортной инфраструктуры невозможно осваивать богатейшие месторождения углеводородного сырья шельфа и прибрежной зоны арктических морей, интегрироваться в международную систему трансконтинентальных перевозок грузов. Наконец, транспортные затраты в конечной стоимости продукта очень велики, и задача снижения этих расходов очень актуальна.

Эти два мероприятия совпали и по времени проведения, и по обсуждаемой теме. Правда, проводились в разных городах и на разном уровне. В последней декаде апреля в Москве на заседании Правительства России, а в Мурманске на международной конференции обсуждались проблемы развития транспорта. Задача на федеральном уровне к 2020 году увеличить грузопотоки в России в два раза, вложив в развитие транспортной составляющей нашей экономики 14 триллионов рублей.

Масштабы задуманного на Севере по развитию Мурманского транспортного узла и созданию особой портовой экономической зоны скромнее, но роль и значение предполагаемой модернизации морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных ворот в Арктику переоценить невозможно. Без развития транспортной инфраструктуры невозможно осваивать богатейшие месторождения углеводородного сырья шельфа и прибрежной зоны арктических морей, интегрироваться в международную систему трансконтинентальных перевозок грузов. Наконец, транспортные затраты в конечной стоимости продукта очень велики, и задача снижения этих расходов актуальна.


Справка: Совет Баренцева Евроарктического региона (СБЕР) был создан в 1993 г. как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения.

Председательство в СБЕР осуществляется поочередно Россией, Норвегией, Финляндией и Швецией на основе ротации сроком на два года. С ноября 2007 г. по ноябрь 2009 г. председателем Совета является Российская Федерация.


Ворота в Арктику откроются шире

24 апреля в Мурманске при поддержке Минтранса России и Правительства Мурманской области состоялась конференция «Развитие транспортной инфраструктуры в регионе Совета Баренцева-Евро-Арктического региона». Эта конференция проводилась в рамках председательства Российской Федерации в Совете Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР).

В работе конференции приняли участие члены Правительства Мурманской области, заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минтранса России М. Маслов, начальник отдела Управления по портовым зонам Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами М. Самедов, начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО РЖД С. Постников, советник руководителя Федерального Агентства морского и речного транспорта А. Ушаков, специалисты Мурманского морского пароходства и Мурманского морского торгового порта. Кроме россиян свои предложения по развитию транспорта и портовой инфраструктуры высказали норвежские гости: представители Министерства транспорта и коммуникаций Норвегии Къель Росанофф и Министерства рыболовства и прибрежных связей Норвегии Биргер Веум, директор проекта UIC Стиг Нердал «N.E.W. Corridor».

Особое внимание на конференции было уделено перспективе создания Мурманской Портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), что позволит привлечь отечественные и иностранные инвестиции для строительства и модернизации портовой инфраструктуры, стимулирует развитие портового хозяйства, портовых услуг, позволит конкурировать с зарубежными портами. Ведь сегодня доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15-20%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой она не превышает 7-8%. Создание ПОЭЗ позволит более активно использовать уникальный транзитный потенциал Мурманского транспортного узла и трассы Северного морского пути. Одним из условий создания ПОЭЗ является вложение в ее развитие не менее 100 миллионов евро. Конкурсные процедуры по созданию ПОЭЗ были проведены в период с 6 мая по 3 июня 2008 года. По их итогам Правительство РФ решило пока что не создавать в Мурманске ПОЭЗ. Но шансы получить это право остались. Вновь представленные документы будут рассмотрены осенью этого года.

Резидентами особой экономической зоны в Мурманске готовы стать ЗАО «Синтез Петролеум», ООО «Морской торговый порт «Лавна», ОАО «Мурманский морской торговый порт», Мурманский транспортный филиал ОАО ГМК «Норильский Никель».

Были обсуждены вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в регионе СБЕР (Северо-западный регион России, Норвегия, Швеция, Финляндия), в частности, вопросы, касающиеся развития Мурманского транспортного узла, Северного морского пути, N.E.W. Corridor и другие.

Развитие Мурманского транспортного узла будет способствовать реализации стратегии освоения Арктики и сбалансированному развитию транспортного комплекса страны с учетом долгосрочных интересов.

Понятно, что реализация проекта потребует поставок огромного количества оборудования, металлоконструкций, сборного железобетона, краски, продуктов питания и многого другого, а затем, вывоза углеводородного сырья. Объемы - десятки миллионов тонн. И транспортные компании России и зарубежных стран надеются стать партнерами консорциума. При этом действовать придется в рамках жесткой и бескомпромиссной конкуренции.

И чтобы победить, нужно безотлагательно предпринять серьезные усилия по развитию Мурманского транспортного узла.

Конкуренция обостряется

Норвегия внимательно наблюдает за перспективами развития экономики Мурманской области с учетом модернизации Мурманского транспортного узла, и превращения Мурманска в центр освоения запасов углеводородного сырья шельфа арктических морей, стремясь принять в этом процессе активное участие. 18-летние усилия, предпринимаемые норвежским компаниями «Статойл» и «Гидро» увенчались успехом: «СтатойлГидро» вместе с «Севморнефтегазом» и французской компанией «Тоталь» вошла в консорциум по разработке Штокмановского ГКМ. Сегодня Мурманск стал одним из наиболее посещаемых норвежскими политиками и бизнесменами городов мира, здесь постоянно проводятся двух- и многосторонние конференции с участием представителей деловых кругов Скандинавских стран.

Да и наши политики вместе с «генералами» местного бизнеса наведываются в Норвегию. 21-22 апреля состоялся визит в Норвегию делегации Мурманской области во главе с губернатором Юрием Евдокимовым. В Осло состоялась презентация Мурманской области для норвежских правительственных и деловых кругов. Знаковым моментом визита стала аудиенция, которую Юрию Евдокимову дал король Норвегии Харальд V.

В ходе встречи губернатор ознакомил главу Северного Королевства с перспективами развития нефтегазовой отрасли на Кольском полуострове, а также Мурманского транспортного узла. Состоялись переговоры с главами ряда норвежских министерств - рыболовства Хельгой Педерсен, промышленности и торговли Дагом Терье Андерсеном, заместителем министра нефти и энергетики Моникой Стубхолт, встречи с руководителями компаний "СтатойлГидро", "Гидро Алюминий", с "ДНБ Нор банк" и "Теленор", с руководством и членами внешнеполитического комитета стортинга. Юрий Евдокимов также обсудил актуальные проблемы международного сотрудничества с главой норвежского МИДа Йонасом Гар Стере.

К вопросам и перспективам экономического развития Мурманской области у наших западных партнеров имеется большой интерес. Не случайно, только в апреле прошло шесть международных конференций, посвященных развитию транспортной инфраструктуры северных регионов России. Но не всегда западные страны проявляют искреннюю заинтересованность к развитию нашей экономики и нашего транспорта. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. Примером тому может служить состоявшаяся в Киркенесе 30-31 января 2008 года конференция, на которой обсуждались проблемы освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и идея создания российско-норвежской зоны промышленного и экономического сотрудничества - Поморской зоны.

С норвежской стороны в конференции принимали участие заместитель министра иностранных дел Норвегии Элизабет Валос, председатель Губернского Собрания Финнмарка Рунар Шостад, председатель Совета коммуны Сер-Варангер Линда Беате Рандал, представители «Статойла» и других крупных норвежских компаний. Российскую делегацию возглавлял заместитель губернатора, руководитель департамента экономического развития Мурманской области Валерий Таличкин.

Идея создания Поморской зоны появилась в сентябре 2006 года, когда бывший президент компании «Статойл» Арве Йонсон представил на рассмотрение Правительства Норвегии доклад «Баренц 2020», в котором предложены 11 проектов сотрудничества в области энергетики, в том числе идея создания норвежско-российской зоны промышленно-экономического сотрудничества. Так появление Поморской зоны - проекта, который, по мнению аналитиков, создаст прецедент мирового уровня - вошло в число приоритетных задач развития северных территорий Правительства Норвегии.

Выступая на Киркенесской конференции с докладом, Валерий Таличкин сказал, что правительство Мурманской области поддерживает это предложение норвежской стороны. В перспективе Поморская зона, вне всяких сомнений, могла бы способствовать углублению российско-норвежского сотрудничества, развитию промышленной интеграции, направленной, в первую очередь, на обслуживание будущей нефтегазовой деятельности в Баренцевом море. Однако, поддерживая это предложение, правительство области считает, что его реализация требует тщательного всестороннего изучения и детальной проработки. Отношения с норвежскими партнерами в этом плане необходимо строить в рамках деятельности специальной российско-норвежской рабочей группы, которая подготовит экспертную оценку и обоснование целесообразности создания Поморской зоны, в том числе с учетом реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Перспективы освоения углеводородных запасов Штокмановского месторождения диктуют необходимость расширения на Севере промышленной кооперации и интеграции с западными странами, но нельзя забывать о своих национальных экономических интересах. В этой программе чрезмерно подчеркивается лидирующая роль Норвегии в управлении Программой и ресурсами Баренцева моря. Трудно согласиться и с утверждением норвежской стороны о том, что Мурманский порт и Кольский залив не отвечают задачам, которые встают в свете освоения шельфа Баренцева моря. Тем более, это утверждение идет вразрез с планами развития Мурманского транспортного узла, которые были определены на заседании Госсовета РФ в Мурманске 2 мая 2007 года.

Норвежская Программа «Баренц 2020» — пример обостряющейся конкуренции стран, принимающих участие в освоении шельфа арктических морей, транспортном обеспечении компаний, занятых в этих проектах, и обеспечении транзитных транспортных перевозок. Норвегия намерена предложить для решения транспортных проблем свои порты, свою территорию и инфраструктуру, если и не вытесняя Мурманск из этого процесса, то сужая его потенциальные возможности.

Сами с усами

О том, что Россия в состоянии решить проблему развития Мурманского транспортного узла (МТУ), говорил на конференции первый заместитель руководителя Департамента промышленности и транспорта Мурманской области С. Леус. В рамках реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России», по заказу Министерства транспорта РФ выполнена разработка обоснований инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Сделанные проработки подтвердили техническую возможность и экономическую целесообразность развития МТУ с учетом анализа перспективных грузопотоков. По расчетам экспертов суммарный грузооборот МТУ даже по консервативному сценарию к 2010 году составит 28,5 миллиона тонн, к 2015 - 39, а к 2020 - 52 миллиона тонн. По оптимистическому прогнозу в 2020 году МТУ сможет обработать 144 миллиона тонн грузов, став единственным глубоководным портом России (в мире существуют 50 глубоководных портов, в России нет ни одного).

Базовая структура проекта предусматривает строительство контейнерного терминала на восточном берегу Кольского залива, угольного и нефтяного терминала на западном берегу. Огромный объем работ придется выполнить для модернизации железнодорожной инфраструктуры, на что РЖД затратит до 2020 года почти 70 миллиардов рублей.

Одним из важнейших объектов на западном берегу Кольского залива станет нефтеперегрузочный комплекс (НПК «Лавна»), который построит Компания Группы СИНТЕЗ - ЗАО «Синтез Петролеум». К разработке этого проекта компания приступила в 2005 году. Комплекс рассчитан на перевалку до 35 млн. тонн сырой нефти, с резервуарным парком общей вместимостью 1,2 млн. м3, причалами суммарной длиной причального фронта 3,5 км, с глубиной у кордона от 18 до 24 м.

Первая очередь НПК «Лавна» предусматривает возможность перевалки 10-14 млн. тонн нефти в год и будет включать четыре резервуара единичной вместимостью 50 тыс. м3 нефти каждый (всего 200 тыс. м3), причал на 2 два причальных места для приема танкеров дедвейтом до 150 тыс. тонн, объекты вспомогательного назначения и инфраструктуры. Объем предполагаемых инвестиций в объекты 1-й очереди НПК составит около 400 млн. дол. США. Окончание строительства первой очереди терминала запланировано на 2009 год. Создание экологически безопасного НПК позволит максимально использовать преимущества стратегического расположения «Лавны», в частности, обеспечить прием крупнотоннажных танкеров для вывоза российских углеводородов на экспорт. Первый в России нефтяной перегрузочный терминал Мурманской области сможет принимать танкеры вместимостью 150-350 тыс. тонн и обеспечить грузооборот до 35 млн. тонн жидких углеводородов в год.

Строительство НПК «Лавна» будет способствовать созданию единой системы транспортировки углеводородов взамен существующих локальных транспортно-технологических систем вывоза сырья. Еще одним крупным проектом ЗАО «Синтез Петролеум» является строительство нефтеперерабатывающего завода, расположенного рядом с проектируемым нефтеперегрузочным комплексом. Компания разработала декларацию о намерениях строительства нефтеперерабатывающего завода производительностью 6 млн. тонн в год. Декларация о намерениях одобрена Межведомственной комиссией Мурманской области. Объем предполагаемых инвестиций в строительство завода составит до 1 млрд. дол. США. В настоящее время завершается согласование акта выбора земельного участка.

В целях обеспечения независимого от других проектов развития нефтяного комплекса на западном берегу Кольского залива ЗАО «Синтез Петролеум» разработало вариант прокладки трубопровода от существующей железнодорожной ветки (в районе ст. Выходной) до нефтяного комплекса в Лавне. Длина трубопровода составит около 24 км. Кроме трубопровода планируется построить сливной фронт из трёх эстакад на 70 цистерн каждая и промежуточный резервуарный парк общей вместимостью 30 тыс. м3. Стоимость проекта с учетом строительства пункта слива и трубопровода оценивается в 100-150 млн. дол. США.

8 февраля в администрации Кольского района состоялись публичные слушания по вопросу согласования предварительного размещения комплекса транспортировки жидких углеводородов от пункта приема с железной дороги до нефтеперегрузочного комплекса «Лавна». Участники публичных слушаний высказались за строительство рядом с поселком нового комплекса.

Угольные компании ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ОАО «СУЭК» и Холдинговая компания «Сибирский Деловой Союз» планируют построить угольный терминал, проектной мощностью 20 млн тонн в год. А через контейнерный терминал предполагается отгружать 1 млн. TEU. Это станет возможным при условии строительства железнодорожной ветки с укладкой 81 километра железнодорожных путей и строительством трех станций - Лавна, Мурмаши-2 и Промежуточная.

26 декабря 2007 года была создана Управляющая компания по развитию Мурманского транспортного узла, в совет директоров которой вошел и губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. В состав учредителей вошли ОАО НК «Роснефть», ОАО РЖД, Минтранс России в лице ФГУП «Росморпорт», ОАО «Мурманский торговый порт» и Правительство Мурманской области.

В интересах развития Мурманского транспортного узла предстоит предпринять меры по гарантированному обеспечению создаваемых объектов электроэнергией. С этой целью 9 ноября 2007 года подписано «Соглашение о взаимодействии Правительства Мурманской области и ОАО РАО «ЕЭС России» при реализации мероприятий развития энергетического комплекса Мурманской области» с инвестициями в размере 64,7 млрд. рублей.

О своей готовности работать в интересах развития Мурманского транспортного узла и компаний, занятых в разработке месторождений углеводородного сырья арктического шельфа, предприятий горно-металлургического комплекса Мурманской области на конференции в очередной раз заявило Мурманское морское пароходство, проведя презентацию своих возможностей не только по транспортировке генеральных, жидких, крупногабаритных и навалочных грузов, но и по сооружению гидротехнических объектов.

Следует отметить, что крупнейшие отечественные компании правильно, хотя и со значительной задержкой по времени, определились с преимуществами Кольского залива для его использования в целях перевалки нефти на экспорт, для создания на его берегу базы для освоения арктического шельфа. Залив не замерзающий, а значит, нет необходимости в ледокольном обеспечении, глубины Кольского залива и других бухт побережья позволяют обрабатывать танкеры большой грузоподъемности, и вывозить на экспорт нефть большими партиями, что экономически выгодно. Сюда на ремонт и для отстоя можно заводить буровые платформы водоизмещением в десятки тысяч тонн, что подтвердила операция по демонтажу верхнего строения буровой установки «Хаттон», водоизмещением 75 тысяч тонн. Здесь уже имеется развитая инфраструктура, которую можно реконструировать. Короче говоря, у Мурманского транспортного узла - большое будущее.

Юрий БАНЬКО

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 8-9 2008 г.

Еще статьи на тему "Мурманской области":

Геополитическое положение Мурманской области

128 обращений жителей Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?

О состоянии потребительского рынка пищевой продукции Мурманской области

Создание благоприятного инвестиционного климата в Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.236.112.101

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������