Взаимопонимание настраивает на рабочий лад Печать

В ходе рабочей встречи с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым решен целый ряд вопросов, касающихся интересов обеих сторон

Весьма плодотворным на конкретные договоренности оказался визит в Мурманск начальника Октябрьской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» Виктора Степова. В ходе рабочей встречи с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым был решен целый ряд вопросов, касающихся интересов обеих сторон. Причем, как отметили все участники совещания – при полном взаимопонимании и на удивление быстро для переговоров такого уровня.

Основную тему встречи можно определить как «Развитие Мурманского транспортного узла с точки зрения развития железной дороги». И в этом плане необходимо сделать действительно немало.

В первую очередь предстоит реализовать такие мероприятия, как, например, строительство железнодорожной линии на западном берегу Кольского залива длиной около 30 километров (от станции Выходной до станции Лавна), что обеспечит выход к строящимся там новым портовым комплексам.

Это и реконструкция участка железной дороги «Выходной — Мурмаши» и путевого развития станций для организации бесперебойных перевозок на западный берег Кольского залива и обратно в обход станции Кола. Кроме того, это реконструкция путевого развития станций всего Мурманского железнодорожного узла с целью увеличения их пропускной способности, приема и отправления поездов повышенной длины.

Это и строительство сортировочного парка на станции Выходной для перевода работы по сортировке из Мурманска и Колы с поездами, следующими в направлении Никеля и на тот же западный берег Кольского залива.

Наконец, это строительство вторых путей на однопутных пока перегонах, спрямление кривых участков пути и полная реконструкция путевого развития станций участка «Лоухи — Мурманск», а также общее увеличение пропускной способности данного участка под планируемые возрастающие объемы грузооборота на ближайшую уже перспективу – 2010-2015 годы.

Предусмотрены также реконструкция железнодорожной ветки «станция Титан — станция Ловозеро» и строительство железнодорожной линии до месторождения Олений ручей.

Намеченные источники финансирования проектов по развитию Мурманского железнодорожного узла – федеральный бюджет и средства ОАО «РЖД», а по строительству железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива – средства Инвестиционного фонда Российской Федерации. Во всяком случае, данные предложения по итогам августовского совещания у полномочного представителя президента РФ Ильи Клебанова внесены в проект «Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года».

По результатам встречи заключено «Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между правительством Мурманской области и ОАО «Российские железные дороги» на 2008-2012 годы».

Но и это еще не все. Перечень мероприятий, внесенных в протокол встречи, дополняет ее участник и один из непосредственных разработчиков Соглашения, заместитель руководителя Департамента промышленности и транспорта Мурманской области Сергей Наталич:

— Конечно, для нас одной из главных тем обсуждения стала реконструкция Мурманского железнодорожного вокзала. Давно ожидаемая и крайне необходимая. Поэтому не было проблем с согласием принять долевое участие в этом деле всех заинтересованных сторон: городской администрации, правительства области и самой Октябрьской железной дороги. Кстати, в план реконструкции включен и автовокзал, составляющий с железнодорожным вокзалом практически единый комплекс. Проект был обсужден до мельчайших деталей (на эти цели на 2007-2009 годы только из регионального бюджета планируется предусмотреть финансирование в объеме 50 миллионов рублей – А.П.).

В принципе протокол встречи был согласован и подготовлен заранее. Единственным своего рода экспромтом стало внесение в него уже в ходе переговоров следующего вопроса: железнодорожников с учетом их обширных планов обновления очень интересует строительный щебень. А ситуация такова, что Оленегорский ГОК, выпускавший ранее до 1 миллиона 800 кубометров щебня, сейчас ощутимо снижает объемы его производства. Связано это с тем, что предприятие готовится к переходу на добычу основной своей продукции – железорудного концентрата - на подземном руднике, что само по себе весьма затратное мероприятие. Щебень для ГОКа — побочный вид продукции и там сейчас, откровенно говоря, немного не до него. Из-за этого производимый здесь сегодня камень к тому же не самого высокого качества. На ОЖД, между тем, существуют довольно жесткие требования к качеству щебня.

Но вопрос вполне разрешим. В Мурманской области зарегистрированы 22 недропользователя. И, в связи с наметившимся строительным бумом в регионе, число желающих получить лицензии на добычу строительного камня все растет. Только в 2007 году их выдано уже семь. Поэтому у железнодорожников выбор есть. Их прежде всего интересует месторождение строительного камня в районе поселка Африканда, где щебень высококачественный. Так что возникший «экспромт» мы сразу и оформили документально. Параллельно с протоколом было подписано соглашение между ОЖД, правительством Мурманской области и ООО «Гранит». Это как раз тот недропользователь, что разрабатывает Африкандское месторождение. Было оговорено, что это лишь пилотный проект, так как щебня железнодорожникам потребуется много и на годы вперед. Регион их запросы сможет удовлетворить полностью. По предварительным оценкам, в крае только утвержденных запасов этого стройкамня – 150 миллионов «кубов». Еще 45 миллионов кубометров — на месторождениях, находящихся в госрезерве. Плюс 26 перспективных проявлений, на которых надо провести доразведку.


Так что интерес в данном вопросе взаимовыгодный. Тем более, щебень – продукт недорогой, а длинное плечо перевозки делает порой его поставки просто нерентабельными. Вот, к примеру, пришло недавно письмо от нашего представительства в Москве: правительство столицы заинтересовано в больших поставках щебня. Но все упирается в транспортную составляющую. Поэтому, если руководство ОАО «РЖД» смогло бы пойти на какие-то послабления в тарифах на перевозки грузов за пределы Мурманской области, в первую очередь того же щебня, то и мы, разумеется, ответили бы определенными мерами в форме предоставления налоговых льгот по налогам, зачисляемым в региональный бюджет или, скажем так, создали бы «режим наибольшего благоприятствования» при поставках щебня железнодорожникам, в котором они так нуждаются. То есть, пришли бы к взаимному согласию и удовольствию. Яркий пример такой возможности – данная рабочая встреча, на которой не было буквально ни одного вопроса, по которому мы не нашли бы взаимопонимания.

Беседовал Андрей Попов

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 12 2007 г.