Транспортный узел Мурманской области Печать

Леус С.М., первый зам. начальника департамента промышленности и транспорта Мурманской области

В последнее время вокруг транспортного узла Мурманской области произошло и происходит много позитивных изменений, связанных в первую очередь с развитием Мурманского морского торгового порта и Октябрьской железной дороги.

На состоявшемся в начале ноября в правительстве области Координационном совете среди приоритетных направлений деятельности торгового порта были выделены два: модернизация угольного и строительство контейнерного терминала на территории порта в грузовом районе. Об этом - тезисы доклада Сергея Михайловича Леуса, первого заместителя начальника департамента промышленности и транспорта Мурманской области.

С учетом возрастающей конкуренции на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг роль и значение Мурманского транспортного узла в последнее время значительно возрастает и играет весьма значимую роль в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения и формировании бюджетов всех уровней. Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла предусматривает строительство новых портовых комплексов на западном берегу Кольского залива и реконструкцию перезагрузочных комплексов Мурманского морского торгового порта.

В настоящее время на акватории Кольского залива размещены три комплекса рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкеры (ОАО «Мурманское морское пароходство» мощностью около 5 млн. тонн в год, ООО «Белое море - сервис» мощностью 3 млн. тонн в год и ООО «Белокаменка» мощностью около 6 млн. тонн в год). Но мощность существующих береговых нефтеперегрузочных комплексов не может обеспечить требуемых объемов перевалки углеводородного сырья. Существует потребность в строительстве новых, более мощных береговых комплексов.

В рамках реализации «Транспортной стратегии Российской Федерации» в регионе разработана «Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла».

Схема предусматривает реконструкцию и строительство комплексов для перегрузки нефтеналивных и генеральных грузов, угля и контейнеров на западном и восточном берегах Кольского залива, а также развитие железнодорожных путей старой части порта.

Одним из наиболее значимых проектов развития инфраструктуры западного берега Кольского залива является строительство компанией ЗАО «Синтез Петролеум» нефтеперерабатывающего завода и нефтеперегрузочного комплекса в районе устья реки Лавна.

Нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью 6,0 млн. т/год на первом этапе предназначен для первичной переработки смеси нефти месторождения «Варандей-море» и двух видов нефти месторождения в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции.

Предполагается получение следующих товарных продуктов:

- сжиженные углеводородные газы С3 и C4

- автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95;

- прямогонный бензин (ценное сырье для этиленовых установок и сырье для получения высокооктановых бензинов);

- дизельное топливо (летнее и зимнее);

- мазут.

В последующем намечается развитие (расширение) НПЗ для осуществления глубокой переработки мазута и доведения глубины переработки нефти до 95%.

В рамках инвестирования в строительство базы снабжения и нефтеперегрузочного комплекса ЗАО «Синтез Петролеум» планируется размещение резервуарного парка и 7 выносных причалов суммарной длиной причального фронта 2,3 км, с глубиной у кордона от 7,5 до 25 метров. Рассматривается возможность приема и обработки нефтеналивных грузов в объеме до 10 млн. т/год и грузов снабжения, материалов и оборудования до 1 млн. т/год, поступающих железнодорожным транспортом.

3 декабря 2003 года была одобрена «Декларация о намерениях инвестирования в строительство железнодорожного подъездного пути и портового комплекса для угля и генеральных грузов» ООО «Управляющая компания «Транссервис» -дочерней компании ОАО «Холдинговая компания «Кузбассразрезуголь». В рамках реализации этого проекта созданы компании ООО «Морской торговый порт «Лавна» и ООО «Лав-натранс». Комплекс для перегрузки угля мощностью 15,0 млн. т/год будет представлять собой два причала общей длиной 1230 метров, способных принимать суда дедвейтом до 65 тысяч тонн, крытые склады площадью 8,1 тыс. м2 и открытые грузовые площадки общей площадью около 94,0 тыс. м2.

В настоящее время проходят изыскательские работы на строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до проектируемой станции Лавна стоимостью около 256 млн. долларов, которая включена в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

Одним из путей решения вопроса о строительстве железнодорожной ветки на Западном берегу является возможность создания частно-государственного партнерства в интересах всех участников - инвесторов строительства инфраструктуры западного берега Кольского залива.

Еще одним проектом является создание нефтекомплекса в районе поселка Белокаменка Полярнинского района. Соответствующая «Декларация о намерениях» ОАО «Мурманское морское пароходство» предварительно согласована 23 августа 2006 года.

С начала 2006 года ОАО «Мурманское морское пароходство» ведет проектно-изыскательские работы, направленные на реализацию производственной программы, заложенной в Декларацию. Предполагается использовать существующую инфраструктуру (комплекс незавершенного строительства) и на базе ранее проектировавшихся объектов создать единый нефтяной комплекс, предназначенный для:

- приема, хранения и отгрузки нефти, вывозимой танкерами компании с российских арктических месторождений, в танкеры крупного тоннажа (мощностью около 3 млн. тонн);

- переработки нефти в товарные нефтепродукты, в первую очередь-топливо судовых марок для снабжения судов ОАО «Мурманское морское пароходство» (мощностью 0,2 млн. тонн);

- приема и утилизации нефтесодержащих отходов всех видов, образующихся при эксплуатации судов (льяльно-балластные, слоповые, моечные воды, нефтешламы).

С учетом реализации других проектов прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит около 50 млн. тонн (с учетом дополнительного объема углей -15 миллионов тонн, нефтепродуктов-27 миллионов тонн, генеральных грузов-3 миллиона тонн и 1 млн. TEUs) и 70 млн. тонн к 2015 году.

Говоря о Мурманском транспортном узле, нельзя не упомянуть о крупномасштабном проекте развития промышленности и транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива - создании специализированного портового перевалочного комплекса сжиженного природного газа в п. Видяево. Проект разработан ОАО «Гипроспецгаз» по заданию ОАО «Газпром» в рамках освоения Штокмановского газо-конденсатного месторождения (ШГКМ), которое является одним из крупнейших шельфовых месторождений в мире, что служит гарантией обеспеченности газом производственных мощностей проектируемого завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Базовый вариант обустройства ШГКМ предполагает подводное размещение оборудования морского добывающего комплекса. Маршрут трассы морского трубопровода намечен по направлению Штокман-Видяево и предполагает протяженность около 580 км.

В районе п. Видяево предполагается:

- строительство завода по производству СПГ;

- хранилища СПГ;

- отгрузочного терминала;

- портовых сооружений;

- установки подготовки газа к сухопутному транспорту;

- системы для обслуживания добычного комплекса.

Портовый транспортно-технологический комплекс (ПТТК) будет состоять из основных технологических и вспомогательных установок:

- береговое обеспечение морских объектов (БОМО);

- производство СПГ;

- подготовка газа к сухопутному транспорту (трубопроводу).

Помимо создания нового портового комплекса на территории Мурманской области предполагается проложить трассу сухопутного газопровода, которая намечена от завода СПГ вдоль автодороги на Видяево, с переходом через реку Тулома, ниже по течению от Мурмашей, и далее - с выходом к автодороге Санкт-Петербург-Мурманск. Предусматривается организация на территории региона ремонтно-технического центра (с персоналом в 172 человека) и 3-4 компрессорные станции (средняя численность персонала - 90 человек).

Общий срок строительства первой очереди завода СПГ составит 33 месяца, с учетом коэффициента 0,9 срок строительства каждой последующей очереди составит 30 месяцев. Потребность в людских ресурсах для строительства завода - 3000 человек.

Поэтапное развитие производства сжиженного природного газа предусматривает ввод первой очереди завода по производству СПГ в объеме 13,6 млн. т/год в 2011 году при условии начала полномасштабных проектно-изыскательских работ в 2006 году.

Ввод магистрального сухопутного газопровода в зависимости от вариантов освоения месторождения предусматривается в 2014-2016 годах.

Реализация многих масштабных, социально значимых проектов в Мурманской области идет полным ходом, ведь известно, что залогом успешной деятельности во многом является постоянное движение вперед.


В 2000 году в Печорском море ОАО «Мурманское морское пароходство» завершило сооружение уникального арктического подводного терминала для отгрузки нефти на морские танкеры.

В этом же году в Мурманском морском торговом порту проведены дноуглубительные работы, что позволило принимать суда водоизмещением 150 тыс. тонн. Ни один порт Северо-Запада не может принимать подобные суда.

В 2001 году осуществлен переход электрифицированного участка железной дороги Мурманск-Лоухи с постоянного на переменный ток, что позволило значительно увеличить грузоподъемность составов.

В 2002 году начата реализация схемы рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкеры в акватории Кольского залива.

В 2004 году запущена в эксплуатацию схема поставок нефти на экспорт через крупнейший в России рейдовый перезагрузочный комплекс «Белокаменка» - плавучее нефтехранилище - танкер водоизмещением 415 тыс. тонн.


ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 6 2006