Банковский сектор: продолжение трансформации Печать

Трансформация банковской системы России продолжается. Она проходит по трем ключевым направлениям – обеспечение прозрачности и противодействие отмыванию криминальных доходов; повышение надежности всей системы; расчистка балансов отдельных банков.

С целью обеспечения прозрачности и противодействия отмыванию ЦБ продолжил отзыв лицензий у кредитных организаций.

В феврале лицензий лишились сразу пять из них, к которым у ЦБ существовали претензии по чистоте сделок. Кроме этого, российская банковская система ощутила на себе последствия мирового консенсуса по поводу борьбы с отмыванием средств: американский банк JP Morgan настолько повысил требования к Сбербанку и ВТБ по раскрытию информации, что последние вынуждены были отказаться от проведения через него клиентских операций.

Для повышения надежности банковской системы ЦБ определил первые три системно-значимых банка – Газпромбанк, Промсвязьбанк и Райффайзенбанк. К ним будут предъявляться повышенные требования по достаточности капитала и прозрачности операций. Госкорпорациям разрешат размещать средства только в системно-значимых организациях.

Для расчистки балансов практикуются продажи просроченной задолженности фондам и коллекторским агентствам. Банки стремятся сократить объем просрочки в своих кредитных портфелях во избежание формирования под них повышенных резервов, как того требуют правила, введенные ЦБ в 2013 г. И если раньше продавались только кредиты физлиц, то теперь очередь дошла и до корпораций: Уралсиб продает портфель корпоративных долгов объемом 12 млрд руб. По данным ЦБ, опубликованным в феврале, за 2013 г. кредитные организации избавились от кредитных портфелей на 1,3 трлн руб. При этом наибольшая доля в этой сумме приходится на розничные кредиты. Тем самым банки стремятся избежать необходимости замораживать значительные средства в резервах (при просрочке более 30 дней – до 6%, а при просрочке свыше года – 100% от суммы кредита).

Цели ЦБ - увеличить поступления в бюджет; повысить стабильность банковской системы и подготовить ее к дальнейшему ухудшению качества заемщиков. Данная политика является локальным примером глобального процесса наращивания контроля государства за финансовым сектором. Цель этого процесса – сделать дальнейшую работу сектора стабильной, бескризисной, избежать появления пузырей и обеспечить пусть невысокие, но стабильные темпы экономического роста.

Ключевые события еще впереди: к ноябрю страны G-20 должны выработать решения по регулированию теневого банкинга, крупных финансовых корпораций и рынка производных финансовых инструментов в мировом масштабе. После этого международные договоренности трансформируются в национальное законодательство.

В России всеми этими рынками теперь занимается мегарегулятор – ЦБ. Если он с таким же энтузиазмом займется оздоровлением страхового сектора, негосударственных пенсионных фондов и МФО, то скучать нам явно не придется.

Источник: компания "Неокон"

Финансы и кредит