Перспективы участия предприятий Мурманской области в разработке нефтегазовых ресурсов в Баренцевом регионе Печать

В ноябре 2005 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Мурманской области и ОАО «Газпром»

Рузанкин А. Д., руководитель департамента экономического развития Мурманской области

Практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей Кольский полуостров является базовым регионом. Это не случайно. Выгодное географическое расположение, развитая инфраструктура делают его привлекательным для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газоконденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

В ноябре 2005 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Правительством Мурманской области и ОАО «Газпром». С учетом заинтересованности сторон в развитии взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества на долгосрочной и стабильной основе, Соглашением определены первоочередные направления деятельности ОАО «Газпром» на территории Мурманской области, в т. ч. подготовка к реализации программ, связанных с освоением нефтегазовых месторождений шельфа Баренцева моря, включая Штокмановское месторождение. Объем инвестиций, которые предполагается освоить за 4 года, составит около 30 млрд. долларов США, из них на территории Мурманской области -17 млрд.

Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион Европейского Севера России. Основу экономики составляет промышленное производство, в котором занято 25% работающего населения, сосредоточено 22% основных фондов, создается 51,2% ВРП, обеспечивается более 97 % экспорта.

В структуре промышленного производства максимальная доля приходится на горнопромышленный комплекс, энергетику, рыбную отрасль. В 2005 году объем выпуска промышленной продукции предприятиями области достиг 100,2 млрд. рублей. Рост объемов производства к уровню 2004 года произошел практически во всех базовых отраслях и составил в целом по промышленности 102,2%.

Потенциальным поставщиком товаров, работ и услуг для нефтегазовой отрасли является судоремонтное и ремонтно-механическое производство области. Доля судоремонта в общем промышленном производстве Мурманской области составляет 4%. Судоремонтный завод «Нерпа» расположен в бухте Кут Кольского залива в 30-ти километрах к северо-западу от крупного морского порта и железнодорожной станции Мурманск. Благодаря ветви теплого течения Гольфстрим бухта Кут и подходы к ней свободны ото льда даже в условиях суровых полярных зим. СРЗ «Нерпа» имеет выход не только на Северный Морской Путь, но и возможность круглогодичного морского выхода в Атлантику. Кроме морских путей завод связан автомобильными путями со всеми промышленными центрами региона и имеет выход на международные автомагистрали, связывающие Мурманскую область со странами Скандинавии.

Производственные возможности СРЗ «Нерпа» позволяют строить суда и плавсредства со спусковым весом до 10 тыс. тонн и длиной более 100 метров - от плавучих причалов и барж до рыболовных и грузовых судов и буксиров.

Для ремонта судов завод имеет оснащенную производственную базу, в том числе два плавучих дока, параметры которых позволяют производить в них докование судов водоизмещением до 13,5 тыс. тонн, эллинг, оборудованные цеха, специализированные участки, морские буксиры и другие плавсредства. Важным направлением деятельности завода является утилизация отслуживших свой срок эксплуатации подводных лодок, кораблей и судов. С1994 года СРЗ «Нерпа» определен основным предприятием на Кольском полуострове по утилизации подводных лодок, выведенных из состава Флота.

«35 СРЗ» МО РФ является Федеральным Государственным Унитарным предприятием Министерства обороны Российской Федерации. Производственные мощности, глубоководные причалы, сухие доки позволяют производить ремонт гражданских судов, выполнять заказы горнодобывающих предприятий, участвовать в программах освоения месторождений углеводородного сырья.

ФГУП «82 СРЗ» МО РФ обладает уникальным плавучим доком ПД-50 грузоподъемностью 80 тыс. тонн, способным разместить на стапель-палубе корабли любого класса и ранга, находящиеся на вооружении ВМФ, а также гражданские суда. Создан для выполнения уникальных работ по судоремонту, представляющих высокую техническую сложность. Коллективом завода были выполнены доковые ремонты АЛ «Ленин», атомного лихтеровоза «Севморпуть», а также больших надводных кораблей СФ. Предприятие имеет удобную акваторию, причал с морскими глубинами для подхода любых классов кораблей и располагается за чертой города Мурманска.

Из 52 предприятий Северо-Запада РФ, подавших свои заявки для вхождения в систему «Ахиллес» в качестве поставщика оборудования для нефтегазовой отрасли Северного региона, были отобраны всего четыре, одно из них - ОАО «Мурманская судоверфь-СДП». Это подтверждает высокую оценку работы предприятия не только со стороны российских, но и зарубежных экспертов.

Основной вид деятельности ОАО «Мурманская судоверфь-СДП» - производство текущего, среднего и капитального ремонтов судов рыбопромыслового флота, ФСБ и ВМФ РФ. Техническое и технологическое оснащение производства позволяют производить не только все виды ремонтных работ, но и модернизацию и переоборудование судов: замену силовых установок, холодильного оборудования, рыбофабрик, рыбопромыслового комплекса. Для обеспечения своей деятельности предприятие располагает всем необходимым универсальным и специальным оборудованием, технологической оснасткой, позволяющей производить на современном уровне металлообработку, изготовление резинотехнических изделий и изделий из пластмасс, деревообработку, гальванопокрытие, восстановление деталей сваркой, наплавкой, напылением и т.д., а также работы машиностроительного характера (изготовление запчастей, металлоконструкций, нестандартного оборудования и т.д.).

В 2005 году на территории бывшей судоверфи открыто норвежско-российское предприятие по изготовлению металлоконструкций для нефтегазовой отрасли, что позволило создать дополнительно несколько десятков рабочих мест. Предприятие создано ОАО «Мурманская судоверфь-СДП» совместно с норвежской компанией «Рейнертсен».

Основной продукцией ОАО «Оленегорский механический завод» являются запасные части и нестандартное оборудование для горно-металлургических предприятий Северо-Западного региона России, чугунное и стальное литье, литье из цветных сплавов, сварные металлоконструкции.

Предприятие является полноценным механическим заводом, в состав которого входят 3 основных цеха: литейный, механосборочный и цех металлоконструкций.

Продукция ООО «Кандалакшский опытный машиностроительный завод» - сменно-запасные части к дизельным двигателям, маслонасосы и центробежные насосы. КОМЗ - предприятие с полным технологическим циклом, имеющее в своем составе литейный, кузнечно-прессовый и механосборочный цеха, цех сборки металлических и металлопластиковых конструкций, вспомогательные подразделения. Предприятие сертифицировано по международной системе качества. Гибкость технологического процесса и производственные мощности предприятия позволяют выполнять литейные, кузнечные и работы по металлообработке любой сложности и точности. За 2005 год объем производства вырос в два раза и составил более 100 млн. рублей в год.

Строительный комплекс Мурманской области представлен рядом предприятий и организаций, в которых работает 19 тыс. человек, они дают 6% валового регионального продукта. Правом на осуществление строительной деятельности обладают 867 организаций. Реально стройкой занимаются 404 и из них 380 одновременно имеют право проектирования. Степень загрузки производственных мощностей составляет 67%.
В 2005 году по виду деятельности «Строительство» (объем подрядных строительно-монтажных работ) выполнено работ и услуг собственными силами предприятий и организаций на сумму 10,4 млрд. рублей, что составило 122,7% к уровню прошлого года. Существенно снизились объемы просроченной задолженности, количество убыточных предприятий строительного комплекса.

Правительством области принята стратегия развития строительного комплекса до 2015 года, которая позволит получить обоснованные долговременные перспективы развития строительного комплекса региона.

Развитие предприятий строительной индустрии Мурманской области предполагает сокращение доли неэффективных производств и создание рентабельных предприятий, способных на основе новых технологий производить высокотехнологичные виды продукции, обладающие конкурентоспособностью на мировом рынке.

Реализация намеченных задач требует значительных инвестиций. Уже в ближайшие годы необходимо вкладывать в строительство области более 20 млрд. рублей в год, что выше текущего уровня в 1,2 раза.

Перед строительными организациями поставлена задача: наращивать объемы подрядных работ ежегодно на 10-15% и обеспечить к 2010 году рост в 2,4 раза, 2015 году - в 2,8 раза по сравнению с 2006 годом.

Воплощение в жизнь этих проектов даст мощный импульс дальнейшему развитию региона в целом и строительной индустрии в частности.
Транспортный комплекс - одна из лидирующих по темпам роста отраслей Мурманской области. Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями играет значительную роль в экономике области. Общая протяженность сети железных дорог составляет 1046,7 км путей, протяженность автомобильных дорог на территории Кольского полуострова - 4359 км.

Мурманская область располагает двумя крупными аэропортами: ОАО «Аэропорт «Мурманск» (в п. Мурмаши) и ОАО «Аэропорт» (в г. Апатиты). Через мурманский аэропорт проходят международные авиалинии. В ближайшей перспективе предполагается создание на его базе международного транспортного аэроузла.

Грузовые и пассажирские морские перевозки осуществляет ОАО «Мурманское морское пароходство». Оно же эксплуатирует принадлежащие государству уникальные по своим возможностям атомные ледоколы, обеспечивающие проводку судов по Северному морскому пути.

Мурманский транспортный узел уже стал конкурентоспособным. Возможностями, позволяющими принимать суда водоизмещением более 200 тыс. тонн, не располагает ни один порт в европейской части России. Здесь введены в строй новые грузовые терминалы, в том числе созданы мощности по перегрузке почти 20 млн.тонн нефти в год. Грузооборот мурманских портов постоянно растет. Еще девять лет назад торговый порт переваливал около 5 млн. тонн грузов, сейчас - более 24 млн., через рейдовые накопительные терминалы на экспорт отправляется до 9 млн. тонн нефти.

Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла предусматривает увеличение грузооборота к 2010 году до 49,2 млн. тонн, а к 2015 - до 60-70 млн. тонн грузов. Затраты на реконструкцию и создание новых мощностей оцениваются в 40-50 млрд. рублей. Для региона это еще и 24 тыс. новых рабочих мест.

Масштабное формирование Мурманского транспортного узла предполагает гармоничное развитие всех видов транспорта, в том числе трубопроводного, создание единой телекоммуникационной инфраструктуры. Для увеличения транспортного и экспортного потенциала России разрабатывается проект организации Мурманского мультимодального логистического комплекса.

В 2005 году в области действовало более 3000 малых предприятий, в том числе около 1000 в оптовой и розничной торговле, 420 в промышленности, 350 в строительстве, 120 в рыболовстве, лесном и сельском хозяйстве, в сфере услуг - около 500. Кроме того, на учете в налоговых органах состоит около 18 тыс. индивидуальных предпринимателей, большая часть из которых использует наемный труд.

Постоянно увеличивается вклад малых предприятий в экономику области. За 2005 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных силами малых предприятий составил (оценочно) 13,5 млрд. рублей (14% в общем объеме отгруженных товаров и услуг по области). Кроме того, предприятиями малого бизнеса продано товаров несобственного производства на 35 млрд. рублей.
В 2005 году вклад малых предприятий в строительную индустрию области составил около 20%, в оборот розничной торговли -18,8%, оптовой - 74,9%. Оборот малых предприятий общественного питания превысил 140 млн. рублей. Их доля в общем обороте общественного питания составляет 5,5%.

Резюмируя, можно сказать, что Мурманская область обладает значительным потенциалом для поставок товаров, работ и услуг для нефтегазовой отрасли. «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» способна раскрыть и многократно увеличить этот потенциал.


Губернатор Юрий Евдокимов подписал постановление «Об организации и осуществлении государственного экологического контроля на территории Мурманской области».

Этим документом утверждено соответствующее Положение, разработанное в соответствии с федеральными законами «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 № 7-ФЗ), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий» (от31.12.2005№ 199-ФЗ), а также Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательством Мурманской области.

Осуществлять государственный экологический контроль на территории региона уполномочен областной комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды, который возглавляет Николай Бичук.

Информация предоставлена департаментом информационного обеспечения и взаимодействия с административными органами Мурманской области

При содействии правительства Мурманской области в городах Мурманск и Апатиты созданы информационные центры, на которые по заданию «Газпрома» возложена обязанность предоставлять гражданам и общественным организациям дополнительную информацию по проекту комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Прежде всего, речь идет о возможных вопросах по материалам оценки воздействия проекта на окружающую среду.

Адреса информационных центров:

г. Мурманск, ул. К.Либкнехта, д. 27А, каб. 404, тел. (8152) 42-30-45 (на базе ООО «Регионального информационного центра»);

г. Апатиты, ул. Пушкина, д. 4, тел. (81555) 70-839, 40-802 (на базе МУ «Централизованные библиотечные системы»).

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 2 2006 г.

Еще статьи на тему "Мурманской области":

Жилищные сертификаты для семей Мурманской области

Заседание правительства Мурманской области

128 обращений жителей Мурманской области

Субсидии из бюджета Мурманской области для малочисленных народов

Природа Мурманской области

Имущество Минобороны России передаются Мурманской области

О готовности систем экстренного реагирования Мурманской области