Об обеспечении интересов Российской Федерации в сфере использования водных биоресурсов Печать

Запасы водных биоресурсов в исключительной экономический зоне Российской Федерации из года в год сокращаются

Система государственного управления рыбохозяйственным комплексом реорганизовывалась за последние 15 лет семь раз. Частые структурные изменения федеральных органов управления рыбной отраслью не только не повысили ее эффективность, а наоборот - негативным образом отразились на состоянии дел. Рыбохозяйственная деятельность до вступления в силу в январе 2005 г. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон) регламентировалась нормативными правовыми актами федерального уровня (около 150), зачастую противоречащими друг другу. Из-за отсутствия единой отраслевой политики и скоординированных действий по обеспечению государственных и экономических интересов Российской Федерации не удалось организовать рациональное использование и охрану водных биоресурсов.

Их запасы в исключительной экономический зоне Российской Федерации из года в год сокращаются. Опережающими темпами происходит утрата биомассы наиболее ценных промысловых видов. За последние 4 года объемы общих допустимых уловов (далее - ОДУ) сократились с 3,7 млн. тонн до 3.1 млн. тонн, или на 16% в т.ч. по осетровым - на 29,7 %, по сельди - на 1 7,5%, по треске - на 13,5 процента.

Практически свернут промысел рыбы и других морепродуктов экономических зонах иностранных государств и открытых район. Мирового океана, где в настоящее время вылавливается лишь около 10% биоресурсов от возможного объема.

Рыбопромысловые мощности страны, позволяющие ежегодно добывать не менее 6 млн. тонн водных биологических ресурсе используются менее чем на две трети. Оборудование перерабатывающих производств загружено не более чем на 50 процентов. Среднедушевое потребление рыбных товаров в стране за последние годы снизилось почти на четверть и составляет немногим более 12 килограммов, что почти наполовину ниже нормы.

Продолжается физическое и моральное старение рыболовного флота. Свыше 60% судов эксплуатируются с превышением нормативных сроков. Их обновление составляет 0,2-0,4% против 4,5-5%, необходимых для простого воспроизводства, что приводит к утрате мощностей и значительным затратам на их восстановление.

Финансово-экономическое положение основной части предприятий и организаций остается неудовлетворительным. Более половины из них являются убыточными.

Существенной проблемой в развитии рыбохозяйственного комплекса является несовершенство нормативно-правовой базы.

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», разработка проекта которого была начата еще в 1994 году, вступил в силу лишь в январе 2005 года.

Внесенные Федеральным законом от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ изменения в федеральное законодательство, которыми российским рыбопромысловым судам предоставлено право неоднократно пересекать государственную границу без прохождения пограничного, таможенного иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов, исполняются. Правительством Российской Федерации до настоящего времени не определен порядок получения разрешения на неоднократное пересечение государственной границы, пространственные и времени пределы действия разрешения, а также порядок осуществления контроля отношении российских рыбопромысловых судов.

Негативное влияние на эффективность государственного управления отраслью оказала неоправданно затянувшаяся административная реформа. Росрыболовством на момент проверки не назначены начальники 11 из 27 федеральных государственных учреждений - бассейновых управлений по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов организации рыболовства. Не до конца урегулирован вопрос прекращении дублирования функций Россельхознадзора подведомственными учреждениями Росрыболовства, что ведет к установлению бюрократических барьеров для хозяйствующих субъектов.

Федеральными органами исполнительной власти не в полной мере решаются задачи, определенные Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 год.

Минсельхозом России, Росрыболовством, другими федеральными органами исполнительной власти не приняты необходимые меры по реализации подпрограммы «Водные биологические ресурсы и аквакультура» федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)».

Менее чем наполовину загружены береговые перерабатывающие мощности. В Мурманской области они используются лишь на 10%, в Приморском крае - на 30 процентов.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняются требования Закона в части составления перечня и ведения реестра рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства. Для разработки полного перечня рыбопромысловых участков только Мурманской области необходимо 7,5 млн. рублей.

На проведение ресурсных исследований ежегодно требуется около 3 млрд. рублей. Из федерального бюджета выделяется около 800 млн. рублей, оставшаяся часть затрат лишь частично покрывается за счет реализации водных биологических ресурсов, выловленных по научным квотам. Фактическое освоение научных квот не превышает 60%. При этом они ориентированы преимущественно на изучение высоколиквидных объектов с изъятием их из среды обитания (икряной минтай, палтус сельдь, краб, креветка, морской гребешок и др.), а коммерчески неперспективные виды остаются малоизученными.

Не принимается необходимых мер и по обновлению научно-исследовательского флота, предназначенного для проведения ресурсных исследований во внутренних морских водах, территориальном море исключительной экономической зоне Российской Федерации. В ведении государственных научно-исследовательских институтов, подведомственных Росрыболовству, находится 30 таких судов. При списании с учетом нормативного срока службы к 2010 году их останется 21 единица, а 2020 году - всего 8.

Отсутствие полноценного финансирования научных исследований приводит к тому, что прогнозные объемы общедопустимых уловов рассчитываются исходя из имеющихся тенденций и с учетом недоосвоения квот на добычу биоресурсов.

В условиях дефицита финансовых средств снижается достоверность определения общих допустимых уловов. При этом они устанавливаются для всех 250 добываемых видов водных биологических ресурсов. Для сравнения, Норвегия определяет такие уловы на 10 объектов, Япония - на 12.

Отсутствие дифференцированного подхода при взимании сбора за пользование водными биоресурсами приводит к освоению только высокорентабельных, востребованных рынком объектов промысла (минтай, треска, палтусы, лососи, крабы, креветки, морские ежи). С учетом больших объемов браконьерского лова оценки ОДУ в ряде случаев существенно занижены. Для более точной оценки состояния этих запасов необходимо использование в ресурсных исследованиях современных научно-исследовательских судов, информационных и методических технологий, что в настоящее время сдерживается из-за ограниченности бюджетного финансирования и недостаточного ресурсного обеспечения проводимых исследований.

Кроме того, сложность и многоступенчатость процедуры согласовании объемов общедопустимых уловов, включая получение заключений экологической экспертизы, приводит к поздним срокам их утверждения Минсельхозом России и издания приказов Росрыболовства об объемах квот на вылов водных биологических ресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Дефицит рыбопродукции приводит к недозагрузке прибрежных рыбоперерабатывающих предприятий, потере рабочих мест и, как следствие, к сокращению объемов ее реализации, росту цены на выпускаемую рыбную продукцию и ее неконкурентоспособности на рынке.

Правительством Российской Федерации не уделяется должного внимания созданию благоприятных условий для обновления рыбопромыслового флота. В настоящее время его численность составляет 2840 судов, из которых используются лишь 1536, или 54%, 1 том числе 412 - со сверхнормативными сроками эксплуатации, что в 5,6 раза больше, чем в 1991 году. Отсутствие финансовой возможности для строительства новых судов на российских судостроительных предприятиях вынуждает судовладельцев покупать бывшие к эксплуатации зарубежные, не приспособленные к paботе в удаленных районах промысла. За последние 10 лет приобретено 546 таких судов, половина из которых имеют возраст 15 и более лет. Кроме того, произошло изменение структуры флота в сторону увеличения численности средних и малых добывающих судов, что в 1,7 раза уменьшило производственный потенциал отрасли по сравнению с 1991 годом. Это привело к концентрации флота в исключительной экономической зоне России, где добывается до 80% общероссийских объемов вылова.

В рыбохозяйственный комплекс России входят 16 морских рыбных портов и 38 портопунктов, из которых 5 (Мурманский, Калининградский, Невельский, Охотский и Таганрогский) находятся в федеральной собственности, 1 (Астраханской) - в муниципальном подчинении, а 10 портов были приватизированы в начале 90-х годов и арендуют причалы и другие гидротехнические сооружения у государственных администраций портов.

Росрыболовство не организовало в полной мере производственную деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении агентства. Они нередко работают как обычные стивидоры, осуществляя перевалку других грузов, а обслуживание и обработка рыбопромысловых судов занимают в их деятельности ограниченные объемы.

Удельный вес обработанных рыбных грузов в общем грузообороте за указанный период сократился в ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» с 30,4% до 10,5%, ФГУП «Охотский морской рыбный порт» - с 0,5% до 0,2 процента. ФГУП «Невельский морской рыбный порт» в Сахалинской области мощностью 640 тыс. тонн в 2005 году прекратил осуществлять обработку грузов, на нем введено конкурсное производство. В Сахалинской области на протяжении последних трех лет Холмский морской рыбный порт работает как база перевалки и накопления грузов для строительства газопровода в рамках реализации Соглашения разделе продукции «Сахалин-2».

Правительством Российской Федерации не выработана государственная политика, направленная на развитие аквакультуры в пресных водоемах и морской прибрежной зоне, несмотря на то, что в настоящее время аквакультура является одним из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики, обеспечивающим более трети мирового потребления рыбы и морепродуктов.

Объемы производства аквакультурной продукции в России значительно уступают потенциальным возможностям, в результате чего по этому показателю Российская Федерация занимает 24-е место в мире среди стран, занимающихся культивированием и товарным выращиванием водных биоресурсов. В целом по стране производство биоресурсов в условиях искусственного разведения составляет только около 100 тыс. тонн в год, или менее 3% от объемов уловов, тогда как в мировой практике из 146 млн. тонн общего вылова всех водных видов организмов на аквакультуру приходится более 50 млн. тонн, или около 35 процентов.

Сложившаяся ситуация в первую очередь обусловлена традиционной инвестиционной политикой отрасли (приоритетное развитие промысла и перерабатывающих предприятий). Развитие аквакультуры сдерживается отсутствием соответствующей законодательно-правовой базы, предусматривающей правила пользования водоемами, льготную налоговую и инвестиционную политику, надежную (систему страхования рисков.

Многие действующие ведомственные акты, принятые во времена плановой экономики, в условиях рыночной экономики содержат большое количество пробелов и неопределенностей, что способствует проявлению чиновничьего беспредела и приводит к значительным финансовым издержкам в рыбоводных хозяйствах.

Правовая неурегулированность отношений, связанных с объектах аквакультуры, серьезно сказывается на ее развитии, а главное - на формировании фермерского рыбоводства.

В принятых за последнее время документах, определяющих стратегию агропромышленного развития России (Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 год, Стратегия развития АПК и рыболовства на период до 2010 года), и учитываются возможности внутренних водоемов и прибрежных акваторий для перехода от промысла к аквакультурному производству. Федеральная программа «Экология и природные ресурсы России» (2002-2010 годы) подпрограммой 2 «Водные биологические ресурсы и аквакультура» (госзаказчик - Росрыболовство) признана неэффективной и требует пересмотра.

В то же время Россия располагает обширными морскими прибрежными зонами и внутренними водоемами, благоприятными условиями для развития пресноводной и морской аквакультуры. Кроме внутренних морей, рыбохозяйственное значение имеют 22,5 млн. га озер, 4,6 млн. га водохранилищ, 553,0 тыс. км рек, 1,0 млн. га водоемов комплексного назначения, 150 тыс. га прудов, свыше 300 тыс. кв. м садков и бассейнов.

Общегосударственная и региональная финансовая поддержка развития аквакультуры (льготное кредитование, целевые программы НИОКР, информатика и т.д.) оказывается по остаточному принципу сравнению с другими подотраслями рыбохозяйственного комплекса.
Средства из федерального бюджета получают только селекционно-племенные хозяйства. Однако объемы производства ими рыбопосадочного материала в масштабах страны недостаточно для обеспечения товарных хозяйств высококачественной молодью.

Из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов большинство предприятий не в состоянии осуществлять не только расширенное, и простое воспроизводство, что привело к снижению их платежеспособности и образованию значительной дебиторской и кредиторской задолженности.

В то же время бассейновые и садковые хозяйства развиваются достаточно высокими темпами в тех субъектах Российской Федерации, которым предоставляются дотации, в частности в Республике Карелия.

Большинство водоемов небольшой площади расположены пределах сельских населенных пунктов, для которых крайне важно рыбохозяйственное освоение. С увеличением количества рабочих мест снижается уровень безработицы, повышается платежеспособное населения, в торговую сеть поступает относительно дешевый полноценный продукт питания животного происхождения, удовлетворяющий потребности различных слоев населения.

Аквакультуру следует рассматривать как необходимое и равноправное звено агропромышленного комплекса страны в решении продовольственных и социально-экономических проблем сельских территорий. Однако приоритетным национальным проектом «Развитие АПК» ее развитие не предусматривается.

Объекты товарной марикультуры выращиваются в крайне ограниченных количествах и в основном на экспериментальной основе. Из 100 возможных для товарного производства и научных целей используется лишь 6 видов морских беспозвоночных и один вид водорослей.

Основным фактором, сдерживающим становление промышленной марикультуры в России, является отсутствие специализированных предприятий для реализации готовых технологий. В последние годы этот фактор препятствует также развитию прикладных исследований по разработке новых методов разведения морских гидробионтов.

В связи с резким сокращением бюджетного финансирования остро встала задача сохранения научного потенциала в области развития аквакультуры.

В целях защиты государственных интересов в сфере рационального использования и охраны водных биологических ресурсов полагали бы целесообразным поручить Правительству Российской Федерации:

- принять меры по неукоснительному выполнению поручений Президента Российской Федерации, касающихся вопросов рационального использования водных биологических ресурсов и развития рыбохозяйственного комплекса;

- ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»;

- разработать и принять необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие условия для развития промышленного рыбоводства и воспроизводства гидробионтов;

- рассмотреть вопрос о включении направления «Развитие аквакультуры» в состав приоритетного национального проекта «Развитие АПК»;

- ускорить разработку федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2007-2011 годах», предусмотрев в ней мероприятия по развитию аквакультуры в Российской Федерации;

- разработать механизмы, стимулирующие поставку водных биологических ресурсов на российские перерабатывающие предприятия;

- предусмотреть экономическое стимулирование организаций, осуществляющих строительство новых судов на российских судоверфях;

- активизировать работу с органами исполнительной власти субъектов Российской федерации по реализации государственной политики в отношении рыбохозяйственного комплекса.

По материалам Контрольного управления Президента Российской федерации подготовила Виктория Егорова

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 3 2007 г.

Еще статьи на тему "Российской":

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации

22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

Соискание премии Президента Российской Федерации в области науки

Обсуждение проекта Лесной политики Российской Федерации

20 лет спустя судно Гринпис снова в Российской Арктике!

Развитие российской Арктики: идет подготовка новых политических решений