Задачи исследователей и политиков Печать

для долгосрочного плана развития совершенно недостаточно одной цели, например удвоения ВВП

Задача исследователей - обосновать варианты образа будущего, задача политиков, а возможно и населения, - выбрать желательный (оптимальный) путь развития и выразить его в терминах ограниченного набора целей. Четко, внятно сформулированная цель всегда помогает понять, какого рода действия и какая экономика стоят за реализацией этой задачи. Кроме того, масштабные цели, как правило, предполагают наличие огромного количества подцелей и более или менее определенной системы мер и институтов.

В этой связи полагаем, что для долгосрочного плана развития совершенно недостаточно одной цели, например удвоения ВВП. Впрочем, недостаточно и ста целей, если они - не более чем декларация о намерениях. Необходимо, чтобы эти цели превратились в систему обязательств исполнительной власти, в систему, порождающую движение материальных и финансовых потоков. Существенно при этом, чтобы за национальные цели развития отвечали не только отдельные министерства и ведомства, но и правительство.

В качестве предмета для обсуждения предлагается следующий состав основных целей на предстоящий 15-летний период [2]: 

1. Удвоение масштабов дорожного и инфраструктурного строительства. 

2. Удвоение генерирующих мощностей электростанций. 

3. Масштабная жилищная программа (доведение вводов жилья не менее чем до 100 млн кв. м в год). 

4. Обеспечение обновления основного капитала в отраслях на уровне не ниже 8%. 

5. Повышение нормы накопления основного капитала до 30% ВВП. 

6. Снижение на треть энергоемкости производства. 

7. Доведение уровня образования и сроков обучения населения до уровня, принятого во Франции и Германии. 

8. Достижение уровня обеспеченности городского населения персональными компьютерами и доступа к сети Интернет, соответствующего среднеевропейскому уровню. 

9. Обеспечение опережающих динамику ВВП темпов роста экспорта. 

10. Вывод на мировые рынки не менее десятка крупных компаний обрабатывающих отраслей промышленности. 

11. Снижение уровня дифференциации населения по доходам до среднеевропейского уровня. 

12. Увеличение средней продолжительности жизни в России до 70 лет. 

Полное устранение неопределенностей в отношении будущего объективно невозможно. Поэтому при любых прогнозных разработках неизбежно принятие целой системы гипотез и допущений. Причем важно, чтобы эти гипотезы и допущения были согласованы между собой и не противоречили друг другу. Кроме того, прогнозирование всегда предполагает соизмерение затрат и результатов в рамках прогнозных расчетов. И согласование гипотез, и соизмерение затрат и результатов, и формирование итогового прогноза требуют соответствующего модельного инструментария. 
 
Недостаток действующей системы прогнозирования заключается в том, что она строится исходя из потребностей только федерального уровня управления. Минэкономики РФ формировало систему показателей региональных прогнозов исходя из предложений своих департаментов. При этом потребности органов власти самих субъектов РФ не учитывались. Поскольку, как вытекает из региональной политики России, вся более значительная часть экономических и социальных проблем относится к компетенции субъекта РФ, действующая система прогнозирования не охватывает многие жизненно важные региональные проблемы и не может служить инструментом для принятия решений по региональному развитию. В частности, за рамками централизованного прогноза остаются такие вопросы, как использование природных ресурсов, внутрирегиональная дифференциация экономического положения и социальных программ, финансовое положение предприятий различных отраслей, интенсивность оттока финансовых ресурсов, инвестиционная привлекательность региона и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение.

Состав долговременных факторов, учитываемых при обосновании регионального развития [3]: 

1 транспортно-географическое и геополитическое положение, их влияние на величину затрат в производстве и обращении товаров, на тяготение к различным региональным рынкам, на условия внешнеэкономических связей; 

2 природно-климатические условия, их влияние на стоимость жизни, на величину производственных затрат, на стоимость строительства; 

3 социально-исторические особенности, характер расселения, их влияние на состав социальной сферы и размер бюджетных расходов, на занятость населения; 

4 уровень экономического развития, специализация в территориальном разделении труда, степень диверсификации хозяйства. 

Оценка современного социально-экономического положения обеспечивается в ходе анализа, в задачи которого входят: 

1 оценка результатов и тенденций экономического развития; 

2 оценка результатов и выявление проблем социального развития; 

3 оценка состояния экологии и выявление причин экологических кризисов; 

4 оценка внешнеэкономических и межрегиональных связей; 

5 выявление региональных кризисных ситуаций, в том числе имеющих общегосударственное значение; 

6 оценка хода экономических реформ, их эффективности; 

7 оценка хода выполнения целевых программ (федеральных и региональных); 

8 оценка результативности государственной региональной политики; 

9 оценка финансово-бюджетного положения региона. 

Оценка предпосылок и потенциальных возможностей развития региона выполняется на первом этапе прогнозирования и включает [3]: 

1 оценку природно-ресурсного потенциала (минерально-сырьевых, земельных, лесных и водных ресурсов); 

2 оценку производственного потенциала (наличие, состояние и характер воспроизводства основных производственных фондов); 

3 оценку финансового потенциала, включая финансовые ресурсы, остающиеся в регионе и направляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды; 

4 оценку демографической ситуации и трудового потенциала; 

5 оценку инвестиционного потенциала; 

6 оценку научно-технического потенциала; 

7 оценку экспортного потенциала, конкурентоспособности основных отраслей и крупнейших предприятий.

ОБРАЗ БУДУЩЕГО КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Еще статьи на тему "оценка":

Оценка системы качества

Оценка представителем американского научного сообщества «Г20»

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

Оценка качества работы учреждений среднего профессионального образования

Оценка воздействия возможных аварийных разливов нефти в Кольском заливе