11. Газета 1987 года часть 2 Печать

Перспективы развития рыбного Мурмана всей своей пуповиной были связаны с ходом перестройки

А в организации производства сколько недостатков! И особенно смущает положение в области планирования. Когда-то родилась как конечный показатель вашей работы - тонна выловленной рыбы. Давно уже видно, что это не конечный результат. Его можно назвать ложным результатом, а он у вас положен в основу. И смотрите, что происходит? Вот в октябре-ноябре прошлого года Минрыбхоз потребовал от ВРПО «Севрыба» прекратить разделку улова на кораблях и перейти на учет вылова в неразделанном виде. 40 тысяч тонн такой продукции дополнительно учтено, план был перевыполнен, о чем с гордостью говорилось с трибуны. А результат такого подхода? Во-первых, 8 тысяч тонн лишней продукции было перевезено - для этого потребовалось 200 рефрижераторных вагонов, 100 тысяч рублей на эту транспортировку затратили. Потеряли одну тысячу тонн рыбной муки, которая так нужна нам в животноводстве. На каждой тонне неразделанной рыбы потеряли 150 рублей прибыли. А в общей сложности только одна эта «операция» в погоне за ложным конечным результатом привела к потере 96-ти миллионов рублей.*

Кого, интересно, критикует в данном случае тов. Никонов? Наверное, партию и правительство, то есть сам себя. В упрек руководителям предприятий Северного бассейна можно поставить лишь то, что они стараются безропотно ...выполнять все плановые показатели, спущенные-доведенные Госпланом все того же правительства страны. И все это понимают, и все принимают предложенные условия игры, потому что всем удобно: региональным «рыбным генералам» потешить самолюбие, пересказывая речь высокого гостя, критикующего Минрыбхоз; министру и его свите, которые легко переводят стрелки на Госплан; плановикам страны, которые в свою очередь кивают на правительство; наконец, самому нашему высокому гостю, который должен был сказать и сказал красивые слова о существующих недостатках-недоработках на подобающем его чину высоком уровне. В итоге что? Поговорили и разошлись-разъехались. Кто в Москву, кто на Сахалин, а кто в черноморские рыбколхозы. Каждый к своим кормушкам и своим проблемам ждать дальнейших указаний из «центра». Так и жили - не тужили.

Летом на очередном пленуме Мурманского обкома КПСС значительно резче и более детально были проанализированы плюсы и минусы работы Северного рыбопромышленного бассейна.*

«Речь идет не просто о перестройке хозяйствования, а по существу о дальнейшей судьбе отрасли, которая занимает главенствующее положение в экономике нашей области» - сказал первый секретарь обкома партии В.Н.Птицын53 .

И он оказался прав. Перспективы развития рыбного Мурмана всей своей пуповиной были связаны с ходом перестройки, которая-то и пробуксовывала на крутых московских горках. Никто не знал ни сроков конкретных перемен, ни их последствий. Но каждый был уверен, что перемены обязательно произойдут. Их необходимость мы, журналисты, ощущали физически, встречаясь с людьми, бывая в трудовых коллективах, участвуя в спорах и дискуссиях, которые выливались на газетные страницы.

1987-й год был богат на творческие командировки. Сорок семь суток жил, работал с моряками транспортного рефрижератора «Космонавт Гагарин» завотделом промрыболовства Толя Вилов. Вместе с экипажем он переживал радости и горести, холод Баренцева моря и тропическую жару Африки, штили штормы, таскал в трюм 30-килограммовые рыбные брикеты и ел из одного котла. Плодом полуторамесячной командировки стала серия полнополосных очерков, в которых автор по мере сил и возможностей стремился рассказать-показать нам, чем и как живут моряки вдали от родного берега. «Благодарим редакцию еженедельника «Рыбный Мурман» за столь пристальное внимание к работе наших экипажей, за обозначение болевых моментов, которые требуют решения, за постановку острых вопросов, которые будем решать» - этими словами завершил статью «Шаг за шагом»· заместитель начальника управления «Севрыбхолодфлот» А.Ф.Леванов, обстоятельно и делово отвечая на критические замечания журналиста. «Место работы - океан» - так назвал Толя свои материалы. «Место работы и мужества» - так в последний момент изменит он название книги, написанной на основе этих заметок. Изменит, чтобы подчеркнуть не географию, а саму суть книги, ведь море стало и его местом работы и мужества. Но это будет не скоро, в еще не близком 1994-м, последнем годе жизни блестящего журналиста и беспокойного человека.

- Все-таки на берегу никогда в полной мере не понять, что такое море. Ни фильмы, ни книги, сколь бы высокохудожественны и правдивы они ни были, не воссоздадут то ощущение - надо самому увидеть, услышать, почувствовать, - пишет Инна Петровна Березюк, наш второй «морской» журналист. Ее материалы, как правило, мягче, пространнее, по-женски эмоциональнее. - Хоть и в шутку, но ловила себя на такой, например, мысли: «Висеть вниз головой - крайне неприятно». А дело в том, что шторм раскачивал судно с борта на борт, ветер \свыше двадцати метров в секунду\ старался удержать транспорт на левом боку, а койка у меня расположена поперек судна. Так что большую часть ночи приходилось спать, так сказать, вверх ногами. Да и ходить по коридору было непросто: руки отрываются от поручней, палуба уплывает куда-то вниз. Голова какая-то чугунная. Одна мысль: лежать, не шевелиться! Но ведь все работают! Мало того, практически каждый, здороваясь со мной и видя мою зеленую физиономию, обязательно находил несколько добрых, ободряющих слов...

Удивительный народ моряки! Сколько в душах светлого, доброго, сколько нерастраченной нежности! Подивилась еще и вот чему: никогда бы не подумала, что «морские волки» так наблюдательны и чутки к красоте. «Знаете, - говорили они мне в штормовой Атлантике, - в тропиках небо черное, а звезды огромные, сверкающие, и близко-близко, рукой достать можно». А ведь правду говорили! Красочно описывали природу в Панаме - действительно, необычайно красивый край.*

Какой еще сотрудник какой еще газеты мог бы вот так запросто, как о пригородной деревушке, сказать об американской Панаме - «красивый край»! Только в «Рыбном Мурмане» командировки в море были обычным делом. До сих пор храню свое командировочное удостоверение 1991 года на участие в экспедиции «Золотой век», когда на парусных корабликах из Петрозаводска мы прошли от Азовского моря до Лигурийского, побывав в Стамбуле и Афинах, в портах Родоса и Лесбоса, Кипра и Сицилии, итальянских Неаполе и Генуе. Конечно, командировка была неоплачиваемой и проходила за счет моего отпуска, но все же насколько необычно для регионального журналиста звучит: «командируется из Мурманска в Геную...» Ну а в 1987-м мои поездки ограничивались побережьем Белого моря.

- С востока, от Никодимского маяка, в белесом вечернем небе показалась маленькая черная точка. И, как-то сразу увеличившись, наполнив заснеженный простор гулом моторов, над селом пролетел самолет-разведчик. Сделав круг, чуть ли не касаясь крылом столбов электропередач, ИЛ-14 сбросил на Чапому красный флажок с вложенным в пенопластовую трубку-пенал донесением. Подобрав вымпел, начальник экспедиции Стефаненко поспешил в штаб. Предстояло подвести итог еще одним, почти безрезультатным суткам промысла и выработать тактику работы на предстоящие дни зверобойки.»*

Это отрывок из мартовского репортажа о промысле белька гренландского тюленя поморами Терского берега. Летом мне удастся побывать на Соловецких островах, посмотреть, как ведется подводная косовица ламинарии - очень ценных морских водорослей. Затем будут экспериментальные мидиевые плантации в Чупинской губе Белого моря, а ближе к концу года - поездка в карельские рыболовецкие колхозы, также входящие в состав ВРПО «Севрыба».

Чуть-чуть подальше занесла журналистская стезя нашего редактора. Присоединившись к группе специалистов, которые по заданию Минрыбхоза командировались в Приморье, на предприятия «Дальрыбы», Дащинский слетал во Владивосток, на Сахалин, Курилы и добросовестно описал свои впечатления на газетных страницах.

После телефонного звонка в редакцию поспешила в агентство «Аэрофлот» брать билет на самолет до Клайпеды Света Савина. Звонили моряки с нашего тезки - плавбазы «Рыбный Мурман». Прошел уже месяц, как они пришли на Западный судоремонтный завод, но до сих пор болтались на рейде - в ремонт плавбазу не ставили. Материал под названием «Штормы и затишья Клайпеды» не замедлил появиться в газете.

А вот завотделом береговых предприятий Валера Милютин с оказией добрался до Дальних Зеленецов, туда, где на самом краешке земли Кольской самоотверженно трудился небольшой научный коллектив Мурманского морского биологического института:

- Дорог в их изначальном смысле в Дальних Зеленцах нет, - пишет наш «береговой» журналист. - Под ногами - точно белый вельвет. Мелкий рубчик накатывают снегоходы, крупный - гэтээски \гусеничные транспортные средства\. Прямых углов нет, прямых линий - тоже. Будто неистовый ветер и дороги скрутил в немыслимые жгуты. А ветер поистине чувствует себя здесь полноправным хозяином. Куда бы ни шел, впечатление такое, что он всегда дует в лицо. Он упруг, как каучук, и, чтобы двигаться вперед, на него надо наваливаться всей грудью.

Иногда «всей груди» едва хватает на то, чтобы удержаться на ногах. Ветер стал и законодателем своеобразной дальнезеленецкой моды: мотоциклетные очки на пол-лица, шлемы наподобие танкистских. Их одевают все - и детсадовцы, и убеленные сединами ученые мужи...

Все-таки талантливые журналисты были в «Рыбном Мурмане»! Блестящие стилисты и непоседы, хорошие друзья и работяги. Вы ведь знаете-представляете, как упруг каучук, как трудно его размять-продавить? А когда ветер как каучук - больше и слов не надо. И мотоциклетные очки. И наваливаться всей грудью на ветер... Это уже не просто картинка с натуры, антураж для делового разговора - это лейтмотив всей статьи, написанной на одном дыхании, а по-другому Милютин не умел! Делали газету с огоньком, работали в охотку, понимая при этом, что журналистика - серьезное дело. Вот за что Дащинскому надо памятник поставить. Ведь сумел такой коллектив создать-удержать! Как трудяга-траулер, шел наш «Рыбный Мурман» по неспокойным водам моря-времени, основной костяк экипажа сам работал на совесть и новичкам пример показывал. Кто-то оставался, прикипал к общему делу. Кто-то уходил - что ж, море большое, жизнь длинная. Во всяком случае, так тогда казалось. Какой курс держали? О том особо не задумывались. Как говорится, наш главный компас - читательский интерес.

И ведь так и было. Принимали как должное, как объективные обстоятельства, как встречный шторм различные ЦУ \ценные указания\ идеологов от партии, с надеждой смотрели за горизонт, пытаясь разглядеть-различить в туманном будущем свой остров-порт. Каким он будет? И где они вообще, эти острова счастья, без веры в которые ни один корабль не выйдет в море...

Провела редакция в 1987 году и очередные Дни открытого письма, на этот раз - в Мурманском морском рыбном порту. Кстати, именно «Рыбный Мурман» положил начало подобной форме общения с читателями в заполярной журналистике и ежегодно закреплял, наращивал приобретенный опыт. В рамках Дней работала общественная приемная газеты, по их итогам провели встречу портовиков с партийными, советскими, профсоюзными, хозяйственными руководителями и журналистами. И, как говорится, редакция надеялась, что «откровенный разговор о проблемах, обо всем, что мешает нормально жить и работать, будет небезынтересен для тружеников всех предприятий рыбного Мурмана.»

Что же вызывало и поддерживало читательский интерес, что заставляло вновь и вновь возвращаться к той или иной газетной публикации и ссылаться на нее? Прежде всего - правда. Когда правдиво и откровенно говорится действительно о наболевшем, а не муссируются высосанные из пальца или «спущенные сверху» темы. «Я никогда не предполагал, что после выхода в свет статьи ее автор может приобрести такую популярность, - пишет наш завотделом промрыболовства Толя Вилов. - В каком бы районе Мирового океана ни находился, будь то Баренцево море, Северо-Восточная Атлантика или берега Африки, везде и всюду рыбаки цитировали выдержки из публицистического материала «Штормы и штили промысла». Его автор - начальник промрайона Иван Егорович Дегтярев...» Да, Дегтярев писал правду морской жизни. И редакция продолжила публикацию его дневника, предоставив читателям возможность вновь изучить-обдумать наблюдения, мысли, предложения промысловика по улучшению работы Северного бассейна. Порой Дегтярев писал очень резко, и с ним не сразу можно было согласиться, но за его категоричностью всегда стояла душевная боль человека, которому не безразлично наше вчера, сегодня и завтра.*

Особое, почетное место на страницах «Рыбного Мурмана» всегда занимали рассказы о ветеранах, прежде всего - ветеранах-рыбаках. 
Газетные публикации-воспоминания опытных промысловиков еще в 1961 году собрались под одной книжной обложкой с названием «Беседы старых капитанов». В восьмидесятые годы редакция продолжила славную традицию, предоставив газетную площадь ученикам тех «старых капитанов». В частности, ветеран тралфлота В. Трофимов вспоминает, каким он увидел послевоенный Мурманск осенью 1945 года, как начал работать радистом на РТ-85 «Орджоникидзе» под командованием промысловика-поисковика Попова54 . В середине пятидесятых 
Трофимов уже сам ходит в море капитаном. «Учиться всю жизнь» - так назвал свои воспоминания ветеран·.

На протяжении нескольких лет «Рыбный Мурман» вел разговор с читателем о памятном знаке «Ждущая», который должен украшать наш Мурманск. Совместно с горисполкомом газета объявила конкурс на лучший проект, регулярно на своих страницах помещала снимки макетов возможного памятного знака. Вот, например, что представляли собой некоторые из них:

- Не все проекты равнозначны, - рассказывает на страницах газеты читательница. - На одном - пожилая женщина со страдальческим лицом, босая, но в пальто. Безусловно, тревога, беспокойство - постоянные спутники ожидания. Но все же не такой хотели бы видеть на берегу свою единственную подругу моряки... Другой проект, наоборот, напоминает героинь А.Грина. Эта Ждущая не похожа ни на одну из нас. Это не фигура женщины, это Бегущая по волнам - мечта, романтический персонаж любимых наших юношеских книг.*

После двух проведенных этапов конкурса на лучший проект, памятный знак «Ждущая» так и не был установлен в городе моряков и рыбаков.

Почему? Трудно сказать. Какие-то заморочки не позволили мурманским властям довести дело до конца в советские времена, а там уже подоспела перестройка, когда памятники по стране стали сносить, а не строить...

По душе читателям «Рыбного Мурмана» пришлись историко-исследовательские статьи Бориса Кошечкина под общей рубрикой «Они уходили из Кольского залива». Автор писал о полярных исследователях прошлого, о первопроходцах северных морей. Писал интересно, с богатым иллюстративным материалом. Помнится, свой первый материал он сам прислал в редакцию. Шеф «расписал» его мне, то есть доверил обработать и подготовить к публикации, или положить в архив, ответив автору. Я созвонился с Кошечкиным, а он жил в Ленинграде, заказал серию подобных статей, и попросил обязательно прислать побольше фотографий-рисунков самих мореходов-первооткрывателей, их кораблей. Историк живо откликнулся на предложение, так что наше сотрудничество длилось несколько лет. А читатель получил возможность узнать об английском капитане Стивене Барроу, чей корабль с красноречивым названием «Ищу наживы» бросил якорь на рейде Колы в 1556 году, о знаменитом исследователе В.А. Русанове, чья яхта «Полярная» в 1911 году обогнула южный остров Новой Земли, об экспедициях В.Я.Чичагова, Ф.П.Литке, М.Ф.Рейнеке... Первый материал Борис Кошечкин посвятил Михайло Ломоносову, которого зуйком брал в море отец Василий Дорофеевич, имевший свои места для рыбной ловли на Мурманском берегу у становища Кекурского.

Любопытен по форме последний в 1987 году номер «Рыбного Мурмана», составленный из ответов на вопросы читателей. Их, этих ответов, набралось 59 - больше материалов на двенадцати страницах не поместилось. О чем спрашивали читатели? Вопросы по тем временам были традиционными, в основном они касались сферы социально-бытовых услуг: постановке на очередь на получение телефона, проезду в общественном транспорте, чистоте дворов и подъездов, возможности устроить детей в ясли-сад... Поднимались и производственные проблемы. Например, рыбаки спрашивали о пополнении новыми траулерами флотов Мурмана, о перестройке структуры управления Северным бассейном. На последний вопрос ответил начальник ВРПО «Севрыба» М.И.Каргин, выступление которого мы уже цитировали в нашей книге. Итак, заслонка информационного шлюза поднялась, на газетные страницы потоком хлынули мнения и предложения специалистов различных предприятий и организаций рыбного Мурмана. Какие? Вернемся к теме реорганизации управления Северным бассейном, столь благополучно оставленной нами в предыдущей главе.

· «Болевые» точки Северного бассейна», «РМ» от 27 февраля 1987 г.

ЕВГРАФОВ Леонтий Васильевич, начальник Мурманского тралового флота с 1983 по 1987 годы. Родился в 1935 году в Горьковской (Нижегородской) области, русский. Окончил Мурманское высшее мореходное училище (1961) по специальности судовождение на морских путях. Работал третьим, вторым, старшим помощником капитана на промысловых судах Мурманского тралфлота. С 1968 года капитан РТ, капитан-директор БМРТ, ППР «Навигатор». С 1980 года заместитель генерального директора «Мурманрыбпрома». В 1987-1991 представитель Минрыбхоза СССР в Сьерра-Леоне. Затем жил в Севастополе.

· Активнее вести перестройку, «РМ» от 3 апреля 1987 г.

· «РМ» от 10 июля 1987 г.

ПТИЦЫН Владимир Николаевич, с 1971 по 1988 годы первый секретарь Мурманского обкома КПСС. Родился в 1925 году во Владимирской области. После семилетки работал машинистом паровой машины в колхозе. С 1943 года в армии, после окончания Винницкого пехотного училища на фронте, командовал взводом в стрелковом полку. Освобождал Белоруссию, Прибалтику. Тяжело ранен, демобилизован. Работал военруком в школе. С 1945 года в Ленинграде: бригадир, мастер литейно-механического завода. Без отрыва от производства с отличием окончил механический техникум и институт точной механики и оптики. С 1954 года главный инженер завода. С 1956 года на партийной работе в Ждановском райкоме КПСС. С 1959 года в Мурманске: заместитель председателя облисполкома, председатель областного комитета народного контроля, председатель облисполкома, второй секретарь обкома партии \1966\. Избирался членом ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов. После пенсии \1988\ переехал жить в Санкт-Петербург.

· «РМ» от 12 июня 1987 г.

· Люди и море, «РМ» от 8 мая 1987 г.

· Два взгляда на общее дело, «РМ» от 20 марта 1987 г.

· Вновь штили и штормы промысла, «РМ» от 14 августа 1987 г.

ПОПОВ Георгий Сергеевич, с 1934 года капитан на промысловых судах Мурманского тралового флота. Родился в 1899 году в Таллинне, русский. Окончил кадетские классы Морского корпуса в Санкт-Петербурге \1918\, курсы судоводителей маломерных судов \1930\, Ленинградский морской техникум \1933\. С 1918 года служил в РККА, воевал против войск Деникина. После демобилизации с 1923 года матрос, шкипер, штурман на торговых судах. С 1931 года в Мурманске. Все годы Великой Отечественной войны был капитаном промысловых траулеров. В 1945 году за гибель траулера «Белуга» осужден на 8 лет, направлен в тралфлот и в 1946 году по амнистии освобожден от наказания. С 1958 года на пенсии. Жил в Москве.

· «РМ» от 13 марта 1987 г.

· Пусть будет Ждущая! «РМ» от 16 января 1987 г.

Начало статьи читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)