Шишкин Анатолий Иванович, директор Института экономики Карельского научного центра РАН Печать

Шишкин Анатолий Иванович, директор Института экономики Карельского научного центра РАН, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РКШишкин Анатолий Иванович, директор Института экономики Карельского научного центра РАН, д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РК:

- История создания союза, объединяющего предпринимателей Карелии, явившегося во многом предтечей нынешнего Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК, началась в 1992 году. Мы с Виктором Николаевичем Васильевым, который был тогда проректором Петрозаводского Государственного университета, посетили университет города Йоэнсуу в Финляндии, познакомились с тем, как в Финляндии организована работа с молодыми предпринимателями.

Приехав оттуда, создали в Петрозаводске при университете Школу менеджеров. Эта школа подготовила около двухсот пятидесяти человек к работе в условиях перехода к рыночным отношениям (в переходный период). Уже тогда думали, что готовили уже к работе в условиях капитализма, но до капитализма в то время нам было еще далеко. Уже к 1994 году Школа выпустила две группы более пятидесяти человек, в основном, у нас учились руководители производств различных отраслей.

Виктору Васильеву принадлежала идея о сотрудничестве наших университетов, я предложил организовать подготовку предпринимателей. Прообразом была работа на строительном факультете - «Школа резерва Главсевзапстроя», организованная в 1975 году по идее Л.Д. Катанандова для подготовки молодых к работе в новых экономических условиях (НЭР - 13 заработная плата, хозрасчет).

Эта школа переросла в школу повышения квалификации (Ханолайнен В.Н) при университете. В дальнейшем в Научно-образовательный центр (НОК). Финалом развития этого процесса стал Институт Захарова Г.И. на ул. Варкауса.

Этот 30-летний процесс, организованный и развиваемый университетом, определил готовность Карелии к экономическими преобразованиям.

Но на старте 90-х годов наши уже бывалые директора, производственники ездили в Финляндию знакомиться с новыми принципами работы, а финские предприниматели приезжали в Карелию знакомиться с особенностями российского рынка. Мы тогда думали, что лет через пять в России уже удастся построить настоящий рынок, жизнь резко изменится к лучшему. Романтика легкого пути в цивилизованную экономику у нас подкреплялась желанием финской стороны помочь нам. Ректор профессор Паво Пелконен (университет города Йоэнсуу) предупреждал, что путь долгий и трудный, но это наших директоров не смущало.

В Карелии росло число грамотных руководителей, понимающих суть конкуренции, роль денег и гражданственности в процессах развития общества. Но прорастало, крепло и семя развитого социализма. Оживившихся предпринимателей на селе (фермеров) в Карелии за 5 лет отучили работать на земле. Угроза нависла и над оживившимся малым бизнесом, и в России стали объединяться предприниматели.

Сформировалась общественная организации «Круглый стол - бизнес России».

Приближались вторые демократические выборы Президента России.

В университете в дискуссиях с предпринимателями, в «Школе менеджеров» на занятиях Лены Вестман (Финляндия) возникла мысль объединить российских предпринимателей в единую организацию. Дали поручение мне.

В те годы были попытки организоваться у фермеров и у малого бизнеса. Но суть их жизни - конкуренция между собой и малая угроза со стороны противников не создавали необходимых и достаточных условий для развития.  И они не существовали долго.
Мы собрались в зале Дворца творчества детей и юношества.

Когда я вышел на трибуну агитировать и окинул взглядом зал, то увидел, что более половины присутствующих - это выпускники Строительного факультета, школы «Резерв Главсевзапстроя» и нашей Школы менеджеров.

И это определило то, что меня выбрали руководителем, но я сразу поставил условие, что готов возглавить Союз лишь на время.

Я ученый, готовился защищать диссертацию, и мое дело - наука, а не бизнес. Я понимал, что Союз рано или поздно выйдет на политическую сцену. Политика не для ученых. Но, согласившись, я автоматически стал входить в российскую ассоциацию «Круглый стол- Бизнес России».

В основном в первые годы работы наше объединение способствовало выстраиванию диалога представителей малого бизнеса и власти. Уже в то время говорили об упрощенной системе налогообложения, о том, что к малому бизнесу нельзя относиться, как к большому. Занимались также вопросами подготовки кадров.

Именно проблемы малого бизнеса стали основным направлением работы по объективным причинам. Если вспомнить то время, можно увидеть, что крупные промышленные предприятия простаивали, погибали. В условиях разорвавшихся экономических связей крупные предприятия не смогли быстро восстановить рынки сбыта, наладить выпуск востребованной продукции. Работники не получали зарплату.

А малый бизнес постепенно стал развиваться. Часто это происходило за счет простаивавших крупных предприятий, на их производственных базах, используя их ресурсы, малый бизнес стал пробивать себе дорогу.

Можно сказать, что мы (университет и правление Союза) занимались просветительской деятельностью. Помню такой случай. В администрацию города пришло письмо от возмущенной петрозаводчанки. Тогда в здании центрального рынка один из первых городских предпринимателей Петр Лешберг (В последующем - успешный предприниматель, один из инициаторов создания Торгово-промышленной палаты в Карелии. Первый организовал бесплатные обеды для бездомных и малоимущих в самые голодные времена. Гостиница «Петр» в Петрозаводске названа его именем) открыл первую в городе чебуречную. Заведение было очень популярно, горожане активно шли туда.

Автора письма возмутило то, что цены на чебуреки росли чуть ли не ежедневно. Так и должно быть, если товар пользуется огромным спросом, предприниматель будет повышать цену, это его задача - зарабатывать деньги. Но автор письма требовала от городской администрации заморозить цены в чебуречной, «принять меры». Когда в администрации поинтересовались моим мнением, я мог сказать только, что нам необходимо искать второго такого предпринимателя, который откроет чебуречную напротив. Тогда в конкурентной борьбе ценовой фактор будет играть большую роль, и цены могут упасть. Я даже встретился с женщиной, написавшей письмо, и убедил ее в том, что с точки зрения рынка предприниматель действовал абсолютно верно.

Тогда же в Карелии был создан Фонд реконструкции и развития. Нам казалось тогда, что Карелия уже способна сама себя прокормить.

Сейчас очевидно, что это время еще не пришло, но тогда мы были романтиками.

И я высказывал везде предположение, что республика, если не будет отдавать заработанные средства в федеральный бюджет, а направит их на собственное развитие, сумеет быстро изменить положение к лучшему, перестанет быть дотационной. И была надежда на победу
в борьбе с иждивенческой идеологией, пропитавшей все устои общества и отбивавшей желание эффективно трудиться. А предприниматели были в этой среде исключением из правил.

Большая заслуга Правительства Карелии в том, что Москва (считаю, что, прежде всего благодаря Гайдару) пошла навстречу, и часть налоговых поступлений вернулась в республику в виде «Фонда реконструкции и развития». В этом следовании желанию опираться на свои силы было совершено немало ошибок. Доходило до того, что на границах с Ленинградской, Вологодской областями устанавливали шлагбаумы, ставили посты, препятствовавшие провозу товаров, произведенных за пределами Карелии, на территорию республики. Но такие перегибы быстро завершились, а «Фонд реконструкции и развития» остался.

Создание Фонда нас обрадовало, благодаря его появлению были спасены многие предприятия Карелии.

Сейчас я не уверен, что их нужно было спасать. Может быть, лучше было бы, если бы они переболели, прошли через горнило испытаний и входили в рынок обновленными. С другой стороны, такие жесткие условия могли еще более болезненно сказаться на жителях республики.

В любом случае, история не знает сослагательного наклонения, вряд ли есть смысл строить предположения о том, как могло бы быть.

Архивы откроются и ученые, историки разберутся.

Появилась две биржи: Международная биржа «Карелия», «Петрозаводская товарная биржа», которые прилагали огромные усилия по организации рыночной экономики в обмене товарами и валютами. Но, организовавшись одними из первых в России, они не выдержали конкуренции с Москвой и Питером (наивными были карельские предприниматели-биржевики).

Из Фонда реконструкции и развития было выдано много кредитов. Но их возвращение сразу попадало под сомнение, формой возвращения стало сохранение рабочих мест в товарообороте. Наши промышленники и предприниматели еще не были готовы к работе в условиях рынка, не знали механизмов работы. Многие не умели составлять бизнес-планы и выполнять их. Если ученикам нашей Школы менеджеров мы объясняли эти механизмы, то другие руководители брали кредиты и просто «съедали» их, направляя не на развитие, а на зарплату в ситуациях, когда производство стояло, а рабочие хотели есть. Впрочем, часто в те годы бизнес-планы составлять было бесполезно, главное было выжить.

Спустя некоторое время в Правительстве республики задумались над вопросами возвращения кредитов. На одном из совещаний было предложено возложить возвращение кредитов, выданных из Фонда реконструкции и развития, на наш Союз промышленников и предпринимателей.

Я был против этого предложения, поскольку убежден, что такие задачи не входят в сферу деятельности общественной организации. Как мы могли отвечать за возвращение кредитов, которые не выдавали?

Две поездки в Москву на съезды «Круглого стола - Бизнес России», сначала убедили лично меня, что Союзу трудно, даже невозможно в тех условиях быть «независимым». Кстати, Союз так и был назван - «Независимый союз промышленников и предпринимателей».

Выросло и окрепло молодое поколение предпринимателей, начала работать ТПП. Мне как ученому, уже доктору наук не было смысла заниматься работой Союза дальше, кроме того, я счел нужным постепенно отойти от руководства Союзом, уступая тем, чьей задачей было развитие цивилизованного предпринимательства.

В 1998 году по рекомендации В. Васильева будучи избранным по конкурсу директором вновь созданного Института экономики Карельского НЦ РАН, я занялся проектирование будущего Карелии - разработкой «Концепции социально-экономического развития республики» под руководством А.Ф. Титова. Этот документ, появившийся в диалоге власти, бизнеса и общества, определил будущее Карелии как цивилизованного европейского региона, работающего и живущего по законам гражданского общества. В создании этого документа принимали участие все общественные организации, руководство всех районов, представители всех сфер бизнеса, культуры и науки. Было проведено более четырех десятков семинаров и совещаний. В конституции Карелии определена норма, по которой власть (вновь избранная) обязана договориться с обществом и бизнесом о совместной работе с обязательным ежегодным мониторингом результатов работы. Мы это создали.

Концепция, стала по сути своей политическим документом, фиксировавшим договоренности власти, бизнеса и общества.

СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ(РАБОТОДАТЕЛЕЙ) РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ