Глава вторая Печать

Немного предыстории. В тридцатых годах на Кольском полуострове развернулось в широких масштабах строительство: началось освоение богатейших запасов полезных ископаемых, возникали новые поселки, возрождались к жизни глухие окраины. Все пришло в движение. А вот связи - регулярной, надежной - между населенными пунктами, разбросанными по всему полуострову, не было. Железная дорога, связывавшая Мурман со страной, не могла удовлетворить быстро возраставшие потребности края.

Многие поселки, оленеводческие становища, отдаленные села по-прежнему были оторваны от окружного центра - Мурманска. Из Ловозера, например, чтобы попасть в Мурманск, надо было сначала добраться пешком до станции Оленья, откуда уже можно уехать поездом. Девяносто два километра по грязной, разбитой дороге, а чаще по бездорожью, преодолевали за несколько дней. Ночевали в придорожных избушках, специально построенных вдоль ловозерского «тракта».

Жители Терского берега, направляясь в Мурманск, делали огромный крюк - плыли по Белому морю до Кандалакши и только там садились на поезд.

Не легче приходилось жителям поселков и сел, восточной оконечности полуострова - Иоканги, Поноя, Гремихи, Сосновки. Отсюда единственный путь до окружного центра пролегал через неспокойное Баренцево море. Неделями, а иногда и месяцами, шли письма и газеты. О скорой медицинской помощи нечего было и мечтать. Полуострову необходима была воздушная связь.

Летом 1931 года на Кольский полуостров прибыла экспедиция Ленинградского института инженеров Гражданского воздушного флота для изыскания воздушных линий, которые связали бы Мурманск с Ленинградом и Архангельском. Работы велись под общим руководством директора института Владимира Ивановича Мацкевича (позднее он стал первым начальником Северного территориального управления Гражданского воздушного флота). Непосредственно изыскательскую работу возглавил летчик-наблюдатель А. П. Гесслер.

В июне 1931 года на заседании президиума Мурманского окрисполкома А. П. Гесслер сделал расширенный доклад. Он доказывал, что авиалинию Ленинград-Мурманск можно открыть к 1 марта 1932 года. Промежуточные аэропорты он предлагал сделать в Умбе и Хибиногорске. Президиум поддержал А. П. Гесслера. Одновременно было признано необходимым организовать местное воздушное сообщение на линиях: Мурманск-Ловозеро, Умба-Кузомень, Мурманск-Нотозеро, Мурманск-Озерко. В самом Мурманске решено было срочно строить гидробазу на заливе.

Тогда начальник экспедиции А. П. Гесслер писал в «Полярной правде»: «...из 40 тысяч километров, намеченных к изысканию Всесоюзным объединением ГВФ, в этом году почти 50 процентов падает на работы в северной части СССР, в частности на линии, связывающие Мурманск с Ленинградом и Архангельском. Это проистекает из общей установки правительства на усиление связи с дальними окраинами в целях приобщения их к общим темпам развития страны.. Работы по изысканию и строительству линий... отнесены к группе важнейших внеочередных ударных строительств.

Сейчас работы в полном ходу. Изыскания заканчиваются 15 июля. А к 1 августа должен быть закончен генеральный проект линии».
А летом 1933 года на Кольский полуостров был отправлен по железной дороге первый самолет Ш-2, предназначенный для авиазвена треста «Апатит». Одновременно выехали на Север пилот Борис Чернов, и бортмеханик Александр Морозов. Они и приняли на станции Апатиты контейнер с летающей лодкой, отбуксировали его на озеро Имандра в рыбацкий поселок Тик-Губа. Контейнер первое время и служил ангаром для «шаврушки». В конце ноября в звено прибыл старший пилот П. К. Овчинников.

Всё начиналось с «Шаврушки»