Докладывает капитан Г. Львов Печать

обеспечение рентабельности работы каждого экипажа

Так о чем же поведал делегатам капитан Львов, какие факты и выводы оказались для них исчерпывающими, не требующими подтверждения или опровержения со стороны начальника бассейнового объединения? Конечно, рыбаки прекрасно понимали, что их требования, их многочисленные вопросы к руководству являются результатом неразрешенных проблем экономики и организации хозяйственной деятельности как в области, так и в отрасли, во всей стране. С переходом добывающих флотов на так называемые хозрасчет и самофинансирование под вывеской госпредприятия эти проблемы резко обострились. Особенно в отношениях плавсостава и рядовых тружеников с администрацией и управленческим аппаратом. Ну а что послужило причиной хронического отставания флотов, которые за два года реформ оказались на грани банкротства? И что можно изменить, решить на местах без указки вышестоящих организаций? По мнению докладчика, это такие задачи, как:

- Прекращение варварского уничтожения сырьевых ресурсов Баренцева моря, в результате которого малотоннажный флот стал нерентабельным.

- Модернизация «возрастных» судов и отказ от дорогостоящих новых, проекты которых устарели задолго до начала их эксплуатации.

- Своевременное оснащение кораблей современной малой механизацией, отказ от шкерочных ножей, а не сокращение экипажей, чтобы повысить уровень производительности труда.

- Честное перераспределение прибыли между флотами и береговыми предприятиями, организация заинтересованности всех без исключения от конечного результата.

- Координация работы флотов на промысле в зависимости от сырьевой базы, оперативных прогнозов, наличия транспортных средств, топливных и материальных ресурсов с учетом сбыта и обработки улова, тем самым обеспечение рентабельности работы каждого экипажа.

- Внедрение арендно-подрядных отношений, как один из основных вариантов взаимовыгодных перспективных отношений между администрацией и стабильными экипажами.

И далее докладчик «раскрыл» некоторые причины конфликтов между работником и работодателем, о которых не знал или не хотел говорить профсоюзный лидер. Отсутствие финансов на добывающих предприятиях исключило всякое стимулирование работы экипажей, привело к уравниловке, а в некоторых случаях к сознательному обману моряков в оценке их нелегкой работы. Неверие плавсостава в справедливую оплату и социальную защищенность резко понизило производительность труда. Это - прямой результат нерасторопности, неорганизованности и преступной халатности управленцев по отношению к морякам. Из-за несовершенства структуры управления бассейном и договорных обязательств обострились взаимоотношения между флотами и береговыми предприятиями, которые докладчик называет «вспомогательными». Это такие производства, как рыбокомбинат, рыбный порт, судоверфь, «Севрыбхолодфлот». Капитан Львов во всеуслышание заявил:

- Несовершенство государственного налогообложения, расценок, госзаказа, междоусобная борьба за теплые кресла и позиция стороннего наблюдателя, которую заняли министерство рыбного хозяйства, отраслевой профсоюз, областные и городские партийные органы привели к тому, что проблемы Северного бассейна не нашли своевременного решения. Дальнейшее ухудшение положения рыбаков в условиях возросшей демократии и гласности вылилось в эмоциональный взрыв негодования... И пусть не думают некоторые аппаратные работники, что у рыбаков только один вопрос на уме - как можно больший отхватить денежный куш, нет! Здесь среди нас, делегатов, в основном находятся те, которые уже не один десяток лет выполняют свой трудовой долг не считаясь с невзгодами, им не все равно, куда придет наш большой бассейновый корабль. То ли пройдет перестроечную модернизацию и продолжит работу на благо Родины, или закончит существование на кладбище металлолома. Наша профессия - рыбак. Здесь наши корни и дети, которые идут по стопам отцов, от нас зависит, что мы им оставим после себя в наследство... Мы собрались здесь для прямого контакта с администрацией и руководством. Здесь, мы надеемся, должны быть найдены пути решения всех наболевших вопросов, и эмоции ни в коем случае не должны преобладать над разумом».*

Но надежды докладчика на конструктивную работу не оправдались. Во всяком случае в первый день конференции, когда в прениях выступили 15 человек. Создавалось впечатление, что для большинства выступающих главное - выговориться, излить наболевшее. Общей концепции выхода из кризисной ситуации никто не предложил. И не мудрено: требовать от инициативной группы плавсостава, составившей оргкомитет конференции, разом в ходе демократических рассуждений и обмена мнениями дать ответы, которые годами не могут найти официальные партийные, советские, хозяйственные и профсоюзные лидеры, нельзя. И ведь созывалась конференция не для галочки, а должна была стать первым шагом на пути к переменам, без которых ставилось под сомнение само существование рыбного Мурмана. По сути дела это рыбацкое вече подводило черту под старыми методами управления отраслью и только нащупывала контуры дальнейшего развития.

Чиновники всех рангов поняли, что им надо или менять свое отношение к людям и проблемам, или уходить. Иначе цунами всеобщего негодования сметет их со своего пути вместе с обломками рухнувшей империи командно-бюрократической системы.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)