Технико-технологические решения по обустройству Штокмановского ГКМ |
Для каждой фазы развития проекта планируется создать отдельную технологическую платформу, подводные добычные комплексы, газопроводМАНДЕЛЬ А.Я., ШИБАКИН С.И., ПИНЧУК В.Ю. Наиболее подготовленным к освоению месторождением региона Баренцева моря является Штокмановское газоконденсатное месторождение, расположенное в центральной части Баренцева моря, на северо-востоке от города Мурманск. Глубина моря в районе месторождения - от 300 м до 350 м. Расстояние от месторождения до берега (Териберка) около 550 км.В разработку Штокмановского месторождения заложены следующие основные технические решения: - Подводное заканчивание скважин; - Большие дебиты скважин; - Плавучие технологические платформы отсоединяемого типа; - Протяженный трубопровод двухфазного транспорта; - Завод по сжижению природного газа с линиями высокой производительности. В соответствии с принятыми технико-технологическими решениями, предусматривается добыча природного газа с использованием оборудования подводного добычного комплекса, последующая транспортировка газового потока по внутрипромысловым трубопроводам на морскую ледостойкую технологическую платформу. На платформе производится прием, и подготовка газоконденсатной смеси к транспорту двухфазного потока на берег по морскому трубопроводу. Двухфазный поток по морскому трубопроводу поступает на береговые объекты обеспечения морских объектов, где производится его первичная обработка (разделение двухфазного потока на газ и нестабильный углеводородный конденсат). На заводе СПГ общей производительностью 30 млн. тонн сжиженного газа в год (номинальных), осуществляется подготовка газа к сжижению, сжижение природного газа и хранение сжиженного газа (при выходе на проектный объем добычи, доля газа направляемого на завод СПГ будет составлять 60% от общего количества). При разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения предполагается добыча природного газа в объеме 71,1 млрд. м3 /год. Для обеспечения проектного уровня добычи газа потребуется 56 добывающих скважин. Бурение скважин планируется осуществлять с плавучих полупогружных буровых установок. Весь фонд скважин предполагается пробурить и обустроить на семи подводных добычных модулях. Рассматриваются несколько фаз (III фазы) развития проекта каждая производительностью по 23,7 млрд.м3/год. Для каждой фазы планируется создать отдельную технологическую платформу, подводные добычные комплексы, газопровод. Таким образом в состав морских объектов обустройства входят три плавучие технологические платформы, которые могут отсоединяться от якорных систем удержания и райзеров в случае возможного столкновения с мощными ледяными образованиями. Для транспортировки углеводородов предполагается строительство трех ниток газопровода. Протяженность каждой нитки трубопровода диаметром 42 дюйма от морской ледостойкой платформы до береговых сооружений составляет около 542 км. В настоящее время рассматривается два варианта плавучей технологической платформы:- Тип «SPAR»;- Тип «FPU».Основной особенностью этих вариантов платформ является то, что они запроектированы с учетом возможного взаимодействия с ледовым покровом и наличия дрейфующих айсбергов в районе установки сооружения. Такого сочетания воздействия ледяных образований на платформы не встречалось в мировой практике обустройства морских месторождений. В этой связи для платформы типа «Spar», впервые в мировой практике были разработаны конструкции узлов отстыковки якорных систем удержания и райзеров, с целью отвода платформы в случае возможного столкновения с айсбергом. Для платформы типа «FPU» была разработана особая форма корпуса и главные размерения, которые соответствуют судам ледокольного класса и которые учитывают требования, предъявляемые к эксплуатации сооружения как на чистой воде, так и в ледовых условиях. К особенностям её конструкции можно также отнести подруливающие устройства и движительную систему азиподного типа в корме судна для обеспечения самоходности и удержания на точке, а также установка турели в носовой части.Окончательные технические и технологические решения по освоению Штокмановского месторождения будут приняты на стадии FEED и ТЭО (Проект). Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции Еще статьи на тему "платформы":Оценка спроса на добывающие платформы для проектов на российском арктическом шельфе до 2020 года Компании консорциума будут разрабатывать Штокман с плавучих платформ Ледостойкая буровая платформа для Тазовской губы Экологи требуют заморозить установку платформы «Приразломная» Д.Дмитриенко призвал не терять надежду на спасение экипажа платформы «Кольская» |