Креативный менеджмент Печать

Креативный менеджмент как технология повышения эффективности коммуникационной деятельности современной организации

Смирнова Наталия Васильевна, к.э.н., доцент ЭФ МГТУ

Совершенствование управления творческим потенциалом предприятия в современных условиях изменчивости экономической среды и растущим уровнем конкуренции, предполагает развитие все новых подходов к решению научно-практических задач. Российский опыт управления показывает, что развитие креативного потенциала связывают с переходом от репродуктивной системы управления к креативной, иногда ее называют проблемной, целевой.

Появление новых способов коммуникаций на рынках BхC и BхB связаны с развитием творческих технологий и воплощением собственных идей продвижения, которые невозможно реализовать без соответствующего менеджмента. В качестве примера можно привести опыт представления продукции и услуг российских и зарубежных организаций в рамках 2-го Арктического Мурманского международного экономического форума, который наглядно продемонстрировал разнообразие технологий и идей. Наряду с традиционными инструментами продвижения, такими как презентации, сессии, конференции и круглые столы, активно использовались возможности мультимедиа, нестандартные формы представления товаров и услуг…

Анализ используемого коммуникационного инструментария в рамках 2-го Арктического Мурманского международного экономического форума показал потенциальные возможности креативного менеджмента, особая роль в котором отводилась творческому потенциалу руководителя и топ - менеджеров. «Новое поколение формирует новый интеллект. Новый интеллект осваивает новый континент» - такое название одной из конференций в рамках 2-го Арктического Мурманского международного экономического форума и ее содержательная часть наглядно демонстрируют возможности использования креативно-эвристических методик в моделях продвижения компаний на деловом рынке, а также в научно-техническом творчестве. Такой подход позволяет увеличить эффективность системы коммуникаций и передачи научно – технической информации в организации на порядок и более продуктивно решать конкретные задачи.

Креативный менеджмент направлен на решение ряда практических задач:

- оценка творческого потенциала организации и как результат, создание творческой атмосферы в коллективе;

- формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения, в частности в области инновационной политики, ориентированной на улучшение состояния дел и предупреждение кризисных ситуаций, в которых может оказаться организация;

- образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе;

- оценка доминирующих мотивационных установок и возможность их использования в творческом процессе;

- определение эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения нестандартных задач.

В наши дни богатый опыт в области креативного менеджмента применяется для совершенствования принятия управленческих решений в экономической и организационной сферах в недостаточной степени. Эта ситуация объясняется тем, что речь идет об объектах анализа, более сложных по сравнению с техническими системами, так как менеджмент творческой деятельности имеет специфические качественные характеристики по своему содержанию, однако используя инструменты строгой науки, по словам А. Швырева, исследователя синергетической составляющей креативного менеджмента, получает «дополнительные «якоря».

Технология управления творческими процессами выводит на качественно новую ступень логичности и формализованности интеллектуальную деятельность независимо от отраслевой направленности или специфики рынка. Современная действительность формирует новые задачи для бизнеса, которые, в свою очередь, требуют четкой формализации предметной области с подвижными, «дрейфующими» критериями целеполагания. Попытка некой систематизации и целенаправленности новых работ позволяет говорить о новой фазе развития бизнес-творчества и ожидать новых интересных и нестандартных решений. Подводя итог, можно сказать, что развитие творческого потенциала и его реализация способствуют повышению эффективности деятельности организации в целом, а использование инструментов креативного менеджмента позволяет оперативно и творчески решать сложные задачи в области передачи информации и коммуникационной политики организации.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 5 2010 Г.