Осваивали новые технологии монтажа и испытаний |
М.М. Мирин, контрольный мастер ОТК предприятия «Звездочка» В июне 2010 года исполнилось 40 лет с момента окончания ремонта ледокола «Ленин» на предприятии «Звездочка».Ремонт такого атомохода, каким являлся ледокол «Ленин», оказался серьезным испытанием для коллектива нашего сравнительно небольшого, молодого предприятия. Основной объем его модернизации заключался в полной замене трех паропроизводящих установок на две другие установки гораздо более совершенного типа. Новые установки имели мало общего со схемой, оборудованием, компоновкой и эксплуатационными характеристиками, существовавшими до ремонта на ледоколе, и являли собой высоконадежные установки второго поколения. Ремонт заключался в восстановлении механизмов и систем ледокола и продлении их ресурса. Модернизация и ремонт в таком объеме таких больших судов, каким являлся атомный ледокол «Ленин», производился впервые не только в нашей стране, но и в мире. Соответственно, всем работникам предприятия, участвовавшим в модернизации и ремонте ледокола, приходилось одновременно с выполнением ремонтных операций изучать новую технику (материальную часть ледокола), осваивать новые технологии модернизации, ремонта и эксплуатации материальной части при ремонте и испытаниях. Насколько я знаю, после ремонта ледокола «Ленин» на «Звездочке» до настоящего времени никто в мире не производил подобных работ в таком объеме на атомоходах такого класса. Коротко расскажу о ходе работ на ледоколе и некоторых проблемах, возникавших при их выполнении. Сразу оговорюсь, что рассказ будет только о тех событиях, в которых участвовал сам при ремонте ледокола - сначала в качестве слесаря цеха 1, а с мая 1968 года - в должности контрольного мастера ОТК. Начну с ремонта систем и механизмов паротурбинных установок (ПТУ) ледокола. Ремонт основного крупногабаритного оборудования ПТУ производили непосредственно на ледоколе с разборкой, дефектацией и испытаниями. Ремонт же систем, оборудования, арматуры ПТУ, которые можно было выгрузить с ледокола, производился в существовавшем тогда цехе 1 на участке агрегатирования, а также на площадях объекта 102, где размещались стенды автоматики и контроля. До ремонта атомного ледокола «Ленин» капитальный ремонт оборудования и узлов АПЛ на предприятии производился в небольшом количестве.В то время почти вся материальная часть в процессе эксплуатации АПЛ вырабатывала предельный срок службы и при ремонте не обеспечивался последующий межремонтный период. Большая часть оборудования в реакторных отсеках заменялась на новую. Цех 1 специализировался на ремонте паропроизводящих установок, который большей частью состоял в замене узлов и оборудования в реакторных отсеках. Участок агрегатирования цеха занимался, в основном, входным контролем поступающего на предприятие нового оборудования паропроизводящей установки (ППУ) АПЛ и предмонтажной подготовкой этого оборудования перед постановкой на АПЛ. В процессе ремонта ледокола был накоплен богатый опыт капитального ремонта корабельной материальной части. В соответствии с ремонтной ведомостью материальная часть подлежала полной разборке и дефектации. По актам дефектации производился соответствующий ремонт и последующие испытания. В настоящее время в цехе 8 производится ремонт почти всей номенклатуры оборудования ремонтируемых на предприятии кораблей. Здесь создано много специальной оснастки, приспособлений для ремонта оборудования, стендов для проверки работоспособности, обкатки отремонтированного оборудования, а созданное в декабре 1974 года научно-исследовательское проектно-технологическое бюро (НИПТБ) «Онега» разработало технологические процессы, технические условия на ремонт почти всей продукции, восстанавливаемой в цехе 8. Модернизация ледокола, как уже говорилось ранее, состояла в полной замене паропроизводящих установок ОК-150. Реакторный отсек на начало монтажа новой АППУ ОК-900 был совсем пустой и состоял из корпуса и концевых переборок. Нашему предприятию предстояло полностью скомпоновать и смонтировать в реакторном отсеке АППУ ОК-900, состоящую из двух атомных реакторов. Главные узлы каждого реактора состояли из реактора, четырех главных циркуляционных насосов (ЦНПК), четырех парогенераторов. Гидрокамеры ЦНПК и парогенераторы были сварены с реактором мощными патрубками. У нас на предприятии всю эту сборку обозвали «пауком». Сборка действительно внешне напоминала «паука» - реактор и вокруг 8 основных узлов. Кроме «паука» в состав атомных реакторов входило и другое оборудование и конструкции Монтаж и сборку части «пауков» в виде узла «реактор - четыре гидрокамеры ЦНПК» производили в поперечном пролете цеха 40. Для компоновки и сборки вышеназванного узла был разработан и изготовлен стенд, имитирующий БЖВЗ (бак железоводной защиты) с кессонами для оборудования «паука». Сборка «паука» состояла в том, что к патрубкам реактора пристыковывались и приваривались патрубки парогенераторов и гидрокамер ЦНПК. Монтаж производился работниками цеха 1, а вот сварку главных патрубков производили бригады сварщиков разных предприятий. Для сварки главных патрубков были созданы 4 бригады. Между бригадами сварщиков разных предприятий из-за очень сжатых сроков, из-за возникших проблем, в результате которых часть работ пришлось переделывать и работать в очень сложных условиях, проходило негласное соревнование. Необходимо было на каждом «пауке» заварить по 8 главных патрубков как можно быстрее и качественнее, т.е. без дефектов, т.к. на их исправление тоже уходило время. И постоянно бригады сварщиков нашего предприятия оказывались впереди, т.е. они быстрее и качественнее справлялись со сваркой патрубка. Выполнение этих работ с внедрением новых технологий впоследствии очень помогло нам при освоении ремонта АПЛ второго поколения. Ввиду очень жестких допусков на сборку и сварку «пауков» изготовление контролировали оснасткой - индикаторами с точностью до сотых долей миллиметра. Конструкции БЖВЗ очень громоздкие, тяжелые (бетон, свинец и другие материалы). При монтаже и сборочных работах было необходимо получать точные размеры при стыковке конструкций и оборудования. Для руководства этими процессами из Горького приехали представители ОКБМ, а для выполнения контроля и монтажа была собрана группа из проверщиков и двух представителей ОТК. На предприятии были организованы работы по изучению теодолитов и использованию их при монтажных и сборочных операциях. После учебы в цехе 1 была произведена выкладка блоков биологической защиты, ее подгонка в соответствии с геометрией реакторного отсека и расположением в нем основного оборудования. После такой предварительной подготовки блоки биологической защиты были погружены в реакторный отсек, где они были уложены на место без всякой подгонки. Так был открыт путь применению теодолитного контроля. Внедрение контроля с помощью теодолита почти полностью заменило контроль и разметку с помощью струн, уровней, ватерпасов, отвесов. Сейчас ремонт, постройку кораблей, постановку их в док-камеру мы представить себе не можем без применения теодолитного контроля. Приведу еще один пример внедрения этой новой технологии на предприятии «Звездочка» при ремонте ледокола «Ленин» - внедрение теодолитного контроля при установке блоков биологической защиты в реакторном отсеке вокруг реакторов, парогенераторов, главных циркуляционных насосов. Необходимо отметить, что все работы, связанные с ремонтом ледокола, были под постоянным контролем администрации предприятия. При монтаже и сварке «пауков» главный инженер предприятия А.Ф. Зрячев каждое утро приходил в цех 40, расспрашивал всех о ходе работ, проблемах и всегда был в курсе хода их выполнения. И когда на предприятие приехал заместитель министра судостроительной промышленности СССР И.С. Белоусов, то А.Ф. Зрячев вдвоем с Игорем Сергеевичем пришли в цех 40 на стенд сборки «пауков». А.Ф. Зрячев все детально рассказал ИХ. Белоусову о сборке и сварке «пауков», обо всех возникших проблемах и ответил на все вопросы И.С. Белоусова. Следует помнить, что большая помощь специалистам предприятия при ремонте ледокола оказывалась представителями проектантов ОКБМ и ЦКБ «Айсберг», контрагентами от предприятий-изготовителей оборудования, аппаратуры, которые почти постоянно находились в период ремонта ледокола на предприятии. Кроме того, постоянно работала оперативная группа под руководством доктора технических наук Н.С. Хлопкина, в состав которой входили представители Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, ОКБМ, ЦКБ «Айсберг», Мурманского морского пароходства, предприятия «Звездочка». В состав группы при необходимости привлекались ведущие специалисты любой организации, принимавшей участие в работах на ледоколе. Данная оперативная группа очень быстро решала все вопросы, возникавшие при монтаже, испытаниях ГЭУ ледокола. Это давало возможность не задерживать выполнение работ при монтаже, испытаниях новой АППУ (головного типа) на ледоколе и производить их в очень сжатые сроки, т.к. все проблемы решались сразу на месте. Приведу два примера решения непредвиденных вопросов, которые я никак не могу забыть. Когда «пауки» на стенде были полностью изготовлены, их транспортировали и погрузили на ледокол в реакторное помещение для дальнейшего монтажа. Бак железоводной защиты, на крыше которого «пауки» устанавливались, был готов к их монтажу - опорные плоскости (платики), на которые устанавливались опорные плоскости реактора и оборудования, были предъявлены ОТК и полностью приняты. Погрузка «пауков» производилась на следующий день. Я узнал, что между платиками под реактор и опорными плоскостями реакторов зазор 10 мм, т.е. реактор не сел на фундаменты, а висит в воздухе. Получилось так, что парогенераторы и ЦНПК нормально установлены на платиках, а реакторы держатся только за счет главных патрубков. Заместитель ответственного сдатчика Ю.Н. Гречков звонит мне и спрашивает: «Миша, как же ты мог так ошибиться?» «Да не ошибался я, все сделано правильно», - отвечаю я ему. А у самого душа не на месте. Факт, как говорится, налицо. Проверил все свои записи, сверил их с чертежами. Все выполнено верно, без всяких отклонений. Решил проверить, как стыкуются корпусные чертежи БЖВЗ с документацией на оборудование, т.е. на «паук», несмотря на то, что у всех нас, производственников, к документации проектантов какое-то необъяснимое доверие (проектант же не может ошибаться). Взял чертежи на все оборудование «паука» (реактор, циркуляционные насосы, парогенераторы и БЖВЗ), составил цепочки размеров до опорных плоскостей каждого изделия, сравнил их с опорными плоскостями на крыше БЖВЗ и нашел разницу в десять мм между опорной плоскостью реактора и крышей БЖВЗ. Звоню Ю.Н. Гречкову: «Юра, нашел причину наличия десятимиллиметрового зазора между опорной плоскостью реактора и платиками на крыше БЖВЗ. Она заключается в нестыковке (ошибке) чертежей БЖВЗ и оборудования «паука». «Не может такого быть», - отвечает Юрий Николаевич. «Приходи, посмотри. Чертежи у меня на столе», - предложил я ему. Через несколько минут Ю.Н. Гречков был у меня, просмотрел чертежи, выслушал мои пояснения. Сгреб все пояснительные бумаги и убежал к представителям проектантов, которые постоянно находились на предприятии. Уже на следующий день были изготовлены десятимиллиметровые пластины-проставыши под опорные плоскости реакторов, с Севмашпредприятия привезены 100-тонные домкраты. «Пауки» были приподняты, между опорными плоскостями реакторов и БЖВЗ вставлены изготовленные пластины - проставыши. Больше об этом случае не вспоминали. Расскажу еще об одном характерном случае, оставшемся в моей памяти. По нему также можно судить об отношении к ремонту атомного ледокола «Ленин».В период комплексных испытаний главной энергетической установки (ГЭУ) ледокола «Ленин», т.е. при проверке ее в действии на всех параметрах и на всех возможных в период эксплуатации режимах, я был назначен руководителем смены испытательной «партии». Работа испытательной «партии» заключалась в том, чтобы контролировать и фиксировать все параметры работы установки в соответствии с программой и методиками испытаний ГЭУ. В период испытаний согласно программе оперативной группой под руководством доктора технических наук Н.С. Хлопкина на каждую смену составлялся план работы. Оперативная группа во время комплексных испытаний ГЭУ постоянно находилась на ледоколе и практически руководила испытаниями ППУ нового типа, вносила при необходимости изменения в план работы на каждую смену и по результатам испытаний делала выводы и заключения по работе ГЭУ. На одной из моих смен при работе установки по программе испытаний на максимальных режимах и большой мощности реакторов стал выпадать аварийный сигнал по перепаду давления питательной воды, что означало недостаточный расход по второму контуру. По этому сигналу срабатывала аварийная защита реактора, паропроизводящая установка выводилась из действия и переходила в режим расхолаживания. Срабатывание аварийной защиты реактора, конечно, свидетельствовало, что что-то в работе ГЭУ не нормально. Но при этом впечатление у всех, кто присутствовал при этом, я думаю, оставалось незабываемым. Представьте себе... Пульт управления ГЭУ на ледоколе раз в 20 больше, чем на АПЛ. Почти по всему периметру находятся мнемосхемы, которые отображают состояние всех систем и оборудования ГЭУ. Каждая система имеет свой цвет. При срабатывании аварийной защиты реактора включается звуковая сигнализация в виде ревунов, звонков. Все мнемосхемы начинают мигать, основное освещение выключается, включается аварийное. В помещении пульта ГЭУ становится темновато и на этом фоне - мигающие огромные разноцветные схемы, разнообразная звуковая сигнализация. Красотища, как говорят, неописуемая и в то же время немного жутковато. И так срабатывание аварийной защиты повторялось раз 10. При этом все параметры, снимаемые показатели работы всех систем и механизмов были в норме. Сменным сдаточным механиком был Ю.Д. Зоренко. Он тоже находился на пульте ГЭУ. Я обратился к нему с предложением. Говорю: «Юра, все работает нормально, но где-то сбой в автоматике, и она выдает ложный сигнал. Так мы будем убеждаться в этом до бесконечности. Чтобы не выводить установку и продолжать испытания, давай пропустим этот режим. «Поехали дальше», а автоматику проверят и настроят при первом штатном выводе установки». Юра мне отвечает: «Да не могу я сам принять такое решение, хотя ты и прав». Тогда я предложил ему обратиться непосредственно в оперативную группу, что он и сделал. Минут через 15 Юра приходит на пульт довольный такой и говорит: «Все, разрешили, давай следующий режим». Но теперь не согласился с ним я. Дело в том, что руководителям смены испытательной «партии» на каждую смену выдавалось разработанное сменное задание, которое мы неукоснительно должны были выполнять. Я ему говорю: «А сменное задание они не изменили. Я же тоже не могу его нарушать». Меня сразу же вызвали в каюту, где работала оперативная группа. Я взял план с программой испытаний на смену, захожу в каюту. Сидят три представителя оперативной группы: Н.С. Хлопкин, Ю.Н. Кошкин и Р.Ю. Фрейман. Я поздоровался, представился. Меня спрашивают: «Вы кто такой? Почему не выполняется наше указание на изменение порядка программы испытаний ГЭУ?» Я положил им на стол программу испытаний на смену, ими же оставленную, и говорю: «Извините, надо изменить порядок испытаний ввиду сложившихся обстоятельств, но у меня сменное задание, подписанное вами. Отклоняться от него я не имею права». «Да, да, да», - говорит кто-то из них, а другой: «Мы сейчас». Они изменили сменное задание, расписались и испытания были продолжены. Эти примеры приведены для того, чтобы показать, какая четкая организация была в то время для оперативного решения непредвиденных вопросов. Вот так все работавшие на ледоколе понимали, что мы все делаем одно дело и стремимся к выполнению заданий не только в запланированные сроки, но и с высоким качеством. У нас наладился тесный контакт и дружеские отношения. Энтузиазм, ответственный подход к делу тружеников нашего предприятия, проектных организаций, личного состава ледокола позволили провести на атомном ледоколе «Ленин» капитальный ремонт и модернизацию с полной заменой паропроизводящих установок в очень сжатые для такого объема работ сроки (откровенно говоря, вначале многие сомневались, что мы справимся с таким сложным заданием) и с высоким качеством. Это позволило ледоколу прослужить еще много лет. А коллектив «Звездочки» приобрел на атомном ледоколе «Ленин» огромный опыт по ремонту, испытаниям и приемке сложнейшей корабельной техники.Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1790 |