Система «Вьюга» и другие |
А.В. Иванисов, мастер по системам контроля предприятия «Звездочка»Мало кто знает о том, что в цехе 1 во время модернизации и ремонта атомного ледокола «Ленин» были оборудованы стенды для проверки и стыковок систем контроля, автоматического и дистанционного регулирования и управления. На стендах с нами сотрудничали ведущие специалисты проектных организаций «Аврора», «Айсберг» и ЦКБ «Луч». В числе систем, с которыми работали на стендах, была и система «Вьюга Л», предназначенная для управления расходами питательной воды в нормальных и аварийных режимах пароэнергетической установки, автоматического и дистанционного регулирования уровней воды, давления пара в магистралях установки, обеспечения взаимосвязанного управления пароэнергетической установкой и гребной энергетической установкой. Надо сказать, что при стендовых проверках не все проходило гладко. Были выявлены нестыковки и недоработки систем и блоков, которые устранялись по мере их выявления. Но на все это требовалось время. Поэтому создание этих стендов было полностью оправдано. Благодаря им швартовные и комплексные испытания прошли в установленные сроки. Вот хотя бы отдельные примеры работ на стендах. При проверке регулятора перепада давления выяснилось, что статические характеристики регулирования не соответствуют заданным в технических условиях. Проверка проводилась 29 августа 1969 года. По нашему вызову срочно прибыли из Ленинграда специалисты и не сразу, но все-таки вместе с нами решили эту проблему. Были проведены соответствующие доработки и 28 октября 1969 года специалист ЦКБ «Луч» Михаил Дроздов предъявил регуляторы перепада давления в работе заказчику. А если не было бы стенда, то неисправность выявилась бы только во время комплексных испытаний и сдачи на ледоколе. Были еще затруднения с ремонтом регуляторов РДП-30. Во время проверок на стенде обнаружилось расхождение с проектной документацией. Изначально этот регулятор задумывался с двухкаскадным усилением. Но во время эксплуатации регуляторы раскачивали систему. Поэтому золотниковый усилитель убрали, оставили только струйный. А это незначительно повлияло на быстродействие, но раскачка была устранена. Схему изменили, а в отчетной документации не отразили. В.И.Дегтев, конструктор конструкторского отдела предприятия «Звездочка» Пришлось ехать в «Аврору» конструктору-механику В.И. Дегтеву и мне как специалисту по автоматическому регулированию. Не без волокиты там мы добились приведения проектной документации в соответствие с полученными нами результатами наладки, испытаний и схемных изменений. Благодаря стенду это делалось задолго до испытаний по прямому назначению. Во время стендовых испытаний запомнился мне Михаил Дроздов из ЦКБ «Луч», который мне очень напоминал А.В. Баталова из фильма «Москва слезам не верит». Мастер на все руки, он мог классно выполнить внутренний электромонтаж в приборе, отлично разбирался в струйной автоматике и в сложных кинематических устройствах. Так вот, Дроздов, можно сказать, «перелопатил» всю систему автоматического регулирования «Вьюга». Узнав о способностях этого человека, экипаж ледокола переманил его к себе, и он впоследствии трудился на «Ленине». Всеми работами по системе «Вьюга» руководил талантливый инженер, интеллигент и просто замечательный человек Г.И. Гуняев. Меня поражало, как очень доходчиво и просто объяснял он сложнейшие взаимосвязи систем главной энергетической установки, как умело организовал работу и какой благоприятный климат им был создан в коллективе. Я рад, что судьба свела меня с этим человеком. И после ледокола мы много лет поддерживали связь. Бывали друг у друга в гостях и переписывались. Хочется отозваться добрым словом о планировщике цеха 1 В.В. Скороходове. Через его руки прошло несколько тысяч единиц арматуры самого разного назначения. И о каждом клапане (большом или маленьком) у него всегда была полная информация. На всех директорских проверках его присутствие было обязательным, ибо продвижение работ на ледоколе зависело от комплектации и наличия необходимой арматуры. Запомнился Н.К.Самоделов - строитель по системам контроля. У него все вопросы решались по-деловому, без суеты. Если он пообещал и назвал срок выполнения работы, то можно было быть спокойным - дело будет сделано. Очень приятно было иметь дело с таким строителем. Прошло уже более 40 лет со дня сдачи атомного ледокола «Ленин», но в памяти осталось огромное напряжение сил, как моральных, так и физических, и чувство огромного удовлетворения, когда был сделан физический пуск и заработал реактор. Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1778 |