Шведские идеи «продлённого дня» Печать

Специальный корреспондент вологодской газеты «Красный СЕВЕР» осветил шведский опыт

Оказывается, благополучная Швеция в своем развитии прошла не менее трудный путь стабилизации, чем нынешняя Россия. При всей разности взглядов на источник событий, у российских и шведских граждан существует и нечто общее - желание видеть свою семью и общество в целом благополучными. И здесь есть чему поучиться у шведов.

Сегодня мы познакомим вас с организацией структур малого бизнеса не основного производства в сельской местности. На наш (да и шведский взгляд) сферами приложения сил предпринимателей на селе могут быть только фермерство (то есть чисто сельскохозяйственные работы), вспомогательные сельские производства (лесопильное, например) и торговля.

При всех положительных моментах такой расклад производственных сил на селе совершенно не затрагивает социальную сферу (если не считать магазины). Да, появляются новые рабочие места, обеспечивающие занятость населения и заработную плату, позволяющую содержать семью... Но что делать, чем заняться «незанятым»? Вот здесь и пригодится шведский опыт, представляющий некую интерпретацию забытого российского.

Петр ДАВЫДОВ, специальный корреспондент вологодской газеты «Красный СЕВЕР», довольно подробно осветил шведский опыт, побеседовал и с российскими, и со шведскими фермерами. Нельзя сказать, что решительно весь шведский опыт достоин подражания, но есть и то, что на взгляд вологодского журналиста вызывает неподдельное уважение. Тем более что природные условия наших северных соседей мало чем отличаются от российского, а сельское хозяйство находится на более высоком уровне развития. Обзор серии статей, посвященных контактам председателя совета Ассоциации крестьянских хозяйств Вологодской области Сергея БЕЛЯКОВА с коллегами из Швеции и Финляндии, мы и предлагаем вам с комментариями нашего корреспондента.

Вперёд - в наше прошлое!

Старая тема: куда девать детей после школы? Улице мало кто теперь доверяет - ничему хорошему она не научит. Борьбой с бездельем и вытекающей отсюда детской безнадзорностью и преступностью обеспокоены не только российские родители, но и шведские.

Если еще живы на нашей памяти времена, когда практически на каждом углу располагались различные детские и юношеские клубы, спортивные школы и другие детские учреждения, для занятий в которых требовалось только собственное желание ребенка (в ряде случаев - плата преподавателям), то сейчас, надо признаться честно, «пристроить» своего ребенка в секцию - это целая история, требующая существенных затрат, как финансовых, так и эмоциональных. Чтобы не рисковать своим будущим, оставляя детей на произвол улицы, телевизора или компьютера, шведы еще 20 лет назад начали открывать в сельских населенных пунктах так называемые «Детские научные центры». Задача центра - познакомить детей всех возрастов с началами и принципами различных наук и техники: физики, химии, машиностроения, информатики, акустики, экологии и так далее...

И это организовано не в виде академических и нередко скучных уроков, получение знания на которых построено не на добровольной основе, отягощенной, к тому же необходимостью получения оценки - знания ребята получают в форме игры. Надоевших в школе парт в этих центрах нет - здесь повсюду всевозможные приборы, аппараты, лабиринты, головоломки и много всего такого, что заставляет ребенка не просто с любопытством спрашивать «а что там внутри?», но и объясняет маленькому человеку «как эта штука работает и почему».

Разумеется, знания, полученные таким путем, не идут вразрез с полученными в школе, а только развивают их до уровня понимания и навыков, которые в свою очередь приближают человека к умению, а значит, к уверенному и осознанному освоению будущей профессии. Знания, полученные таким образом, способствуют тому, что ребенок и дальше будет интересоваться, спрашивать, учиться.

В принципе, ничего нового в этом нет: шведы усвоили и применили в своих условиях и собственной интерпретации российский опыт советских времен, когда многочисленные дома пионеров, юных техников и пр. обеспечивали занятость и развитие детей и спокойствие родителей. «Неокапитализм» российского розлива по всем известным причинам практически растоптал почти все детские учреждения.

Выжили единицы

Сегодняшний бизнес начинает задумываться о своем социальном предназначении. Он вынужден этим заняться, так как хочет жить долго, если не вечно. А кем пополнится рынок труда, когда вынуждены будут уйти на покой воспитанники «домов пионеров»? Появился повод серьезно задуматься о спасении собственного будущего, если мы хотим, чтобы российские дети разбирались в науках, а не в сортах пива. Остаются вопросы: как это всё организовать, и кто за это заплатит?

Кто платит за то, чтобы шведские дети, играя, учились? Во-первых, их родители (плата не выше, чем за школьную «продленку»). Во-вторых, поддерживают создание и работу таких детских научных центров Министерство образования Швеции и различные профсоюзы (узнаёте советский опыт?). А еще существуют крупные компании, заинтересованные в том, чтобы принимать на работу людей, обладающих хорошими техническими знаниями и умениями. В числе учредителей таких детских центров выступают и учебные заведения, по вполне понятным причинам желающие видеть в своих аудиториях любознательных и увлеченных студентов, которые со временем станут хорошими специалистами.

Дело за малым - за малым бизнесом, в силах которого - организация таких доступных детских учреждений.

Виктория ЕГОРОВА

Малый бизнес

Еще статьи на тему "шведский":

Шведские компании работают в России, но их могло бы быть больше

Local: каждый пятый шведский новобранец - женщина

Встреча В.Таличкина со шведской делегацией

Шведский профессор предложил присудить Сноудену Нобелевскую премию

Шведский премьер отрицает подрывную работу посольства