Стратегические инвестиционные проекты Печать

9.1. Стратегические инвестиционные проекты

Перспективы развития Мурманской области во многом определяются:

во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития; во-вторых - реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов развития для достижения установленных целей социально-экономического развития региона.

В течение ряда лет в области ведется подготовка к реализации ряда крупных инвестиционных проектов, которые в перспективе могут сформировать новые точки экономического роста в регионе.

Наиболее значимые из них, которые с учетом потенциала их влияния на социально-экономическое положение региона можно рассматривать как стратегические, приведены в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых в Мурманской области в период до 2025 г.

Наименования проектов Ориентировочный
объем инвестиций,
млрд руб.
Проекты развития существующих и строительства
новых предприятий горнопромышленного
комплекса Мурманской области
 
Комплексное развитие ОАО «Кольская ГМК» 47,2
Комплексное развитие ОАО «Апатит» 40,5
Комплексная реконструкция и модернизация
Ковдорского ГОКа
24,15
Поддержание и развитие рудной базы
ОАО «Оленегорский ГОК»
15,6
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождений платиноидов «ФедоровоТундровское»
(ЗАО «Федорова Рисорсис»)  
16,6  
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождения апатит-нефелиновых руд
«Олений ручей» (ЗАО «Северо-Западная фосфорная
компания»)
23,6  
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождения ильменит-титаномагнетитовых
руд «Юго-Восточная Гремяха» («Горнорудная
компания «Гремяха»)  
13,9
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождения хромитов «Сопчеозерское»
(ООО «Северная хромовая компания»)
2,0  
Проект «Комплексное развитие Мурманского
транспортного узла»
300  
Проект «Комплексное освоение Штокмановского
газоконденсатного месторождения», включая
строительство завода СПГ и газопровода  
1100  
Проекты строительства новых объектов энергетики
 и топливной промышленности:
 
Строительство Мурманской ТЭЦ-2 44,1  
Строительство ТЭЦ в городе Ковдор 8,9  
Строительство Северной ПЭС в губе Долгая-Восточная 4,0  
Строительство Кольской АЭС-II 125
Нефтеперерабатывающий завод на западном берегу
Кольского залива
24
Строительство ветропарков (ЗАО «Виндлайф
Арктик Павер»
17,9
Строительство и реконструкция электросетевых
объектов энергосистемы Мурманской области
(объекты ОАО «ФСК ЕЭС» и филиала ОАО
«МРСК Северо-Запада» «Колэнерго»)  
18,5  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация указанных инвестиционных проектов, в особенности группы проектов по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, мегапроекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), наряду с проектами реконструкции действующих и строительства новых предприятий горнопромышленного комплекса, энергетики и других отраслей, может качественно преобразить социально-экономическое положение области и уровень жизни ее населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и способствовать переходу экономики области к инновационному развитию.

Ранее запланированные инвесторами сроки реализации намеченных проектов могут измениться в связи с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Тем не менее, их осуществление будет способствовать достижению нового качества экономического роста и социально-экономическому развитию области в целом.

Наибольшее влияние на развитие региона способен оказать проект «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения», который имеет стратегическое значение в целом для России, поскольку создаст мощную основу для будущего освоения углеводородных ресурсов Арктики.

Расположенное в центральной части Баренцева моря, Штокмановское месторождение - самое разведанное на российском Арктическом шельфе и крупнейшее в мире для этого типа. Его разведанные запасы составляют 3,7 трлн м3, что способно обеспечить добычу газа практически в таком же объеме, как все норвежские месторождения вместе взятые. По оценкам аналитиков, разработка Штокмановского месторождения позволит не только возместить для Европы снижение добычи в Норвегии, но и частично удовлетворить, в случае строительства завода СПГ, рынок США.

Первая фаза освоения месторождения рассчитана на добычу 30 млрд м3 газа и производство 20 млн т сжиженного природного газа на двух производственных линиях. С выходом на проектную мощность будет добываться от 71 до 95 млрд м3 газа.

Подготовка к освоению ШГКМ ведется более 15 лет, но ряд ключевых вопросов все еще остается неразрешенным. В представленной «Газпромом» в апреле 2007 г. «Декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов и обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения с учетом применения технологии сжижения газа», к середине 2007 г. предусматривалось завершить разработку технического проекта и провести конкурс на строительство, до конца 2008 г. - провести коммерческие переговоры.

Обустройство месторождения планировалось начать в середине 2009 г. с первой подачей газа в 2010 г. и выходом на проектную мощность к началу 2012 г. Первая отгрузка сжиженного газа на экспорт была запланирована на начало 2011 г.

В стоимостном выражении строительство проектируемой системы оценивалось в 12 млрд долл., однако в течение двух последних лет эта цифра неоднократно пересматривалась, предварительные оценки на конец 2009 г. составляют не менее 80 млрд долл.

Сопоставление продекламированных «Газпромом» темпов освоения ШГКМ с результатами работ мирового лидера в разработке глубоководных месторождений в условиях холодных субарктических морей - Норвегии дает основание сомневаться в реальности декларации. Если для отработки ШГКМ будет избран бесплатформенный способ, то логично рассматривать проект освоения месторождения «Сневит» как пилотный эксперимент в масштабе примерно 1:5 по отношению к Штокмановскому проекту. Концерн «Статойл» приступил к работам по обустройству подводных промыслов на Сневите и строительству газопровода и завода СПГ еще в 2001 г. и не смог уложиться в плановые сроки - 5 лет. При этом протяженность морского трубопровода в проекте «Сневит» всего лишь 360 км, а от Штокмана до Видяево - 640 км, глубина моря на ШГКМ в 2 раза больше, к тому же ситуация осложняется ледовой обстановкой.

В отношении Штокмановского месторождения на сегодняшний день нет конкретного стратегического плана. Зато есть много косвенных признаков, что ситуация в ближайшее время вряд ли прояснится с главным вопросом - финансированием.

Согласно декларации газ с ШГКМ будет поступать в Северо-Европейский газопровод (СЕГ). Между тем проект СЕГ пока не решил проблемы с будущими рынками сбыта. Почти никто из европейских контрагентов не заявил о реальной заинтересованности в газе, поступающем через эту систему. Предварительно согласился купить определенные объемы только BASF, но это не более 5 млрд м3 газа, а в июне 2006 г. было заявлено, что совокупная мощность двух ниток СЕГ составит 55 млрд м3. При этом о степени приоритетности Северо-Европейского газопровода говорит то, что на его инвестирование в 2005-2009 гг. «Газпром» выделяет столько же средств, сколько на освоение Ямала.

Уже сейчас ясно, что окончательного решения по Штокманскому месторождению в «Газпроме» не существует. Технологическая и маркетинговая схемы СПГ сложны, декларированные сроки (2012 г.), когда проект должен выйти на 20-миллиардную отметку добычи, будут пропущены. Эта ситуация не нова: и по Штокмановскому, и по Ямальским месторождениям лицензионные сроки уже пропускались в середине 90-х годов.

Однако в целом освоение этого месторождения является национальным стратегическим приоритетом. В его рамках строительство крупнейшего в Европе завода по сжижению природного аза может послужить основой для создания особой промышленно-производственной зоны по отработке и тиражированию новых (модернизированных) технологических решений и техники по выпуску СПГ, в том числе для целей импортозамещения. Такая зона может выступить системообразующим фактором для формирования национального кластера в РФ, особенно учитывая необходимость строительства стратегического комплекса по сжижению природного газа на Ямале мощностью до 100 млн т.

Стратегическое значение имеет также реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в результате чего транспортно-логистическая сеть российской Арктики приобретет новое качество. Необходимость развития Мурманского транспортного узла определяется системой национальных и региональных приоритетов, к которым относится:

- диверсификация морских грузопотоков с перемещением части из них в акватории Атлантического океана, не связанных с экологическими и политическими ограничениями, характерными для бассейнов Баренцева и Черного морей;

- прогнозное оживление судоходства на трассе Северного морского пути, связанное как с нарастанием темпов освоения месторождений Арктического шельфа, так и в появлением транзитных грузопотоков между портами восточного побережья США и ЕС, с одной стороны, и портами АТР и западного побережья США, с другой;

- нарастание региональных грузопотоков в связи с ростом промышленного производства и формированием в Мурманской области базового инфраструктурного центра по разработке сырьевых ресурсов Арктики.

Для перевалки в больших количествах массовых сырьевых грузов порт Мурманск недостаточно развит, и дальнейшее развитие портовых мощностей стеснено ограниченностью территорий на восточном берегу Кольского залива. Это приводит к выводу о необходимости использования свободных участков западного берега Кольского залива. Основными грузами при этом будут являться:

- наливные грузы (сырая нефть), поступающие с месторождений Арктического шельфа морским транспортом;

- наливные грузы (сырая нефть и газовый конденсат), которые будут поступать по железной дороге с месторождений Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири;

- каменный уголь, направляемый по железной дороге с предприятий Кемеровской области.

Развитие Мурманского портового транспортного узла имеет геополитическое значение для развития экономики России в части, касающейся увеличения ее экспортного и транзитного потенциала, освоения северных территорий, одним из основных направлений которого является добыча и транспортировка на экспорт с использованием Северного морского пути российских углеводородов с шельфовых и материковых нефтяных и газовых месторождений.

В соответствии с Генеральной схемой развития Мурманского портового транспортного узла на западном берегу Кольского залива предполагается построить следующие портовые перегрузочные комплексы:

- перегрузочные комплексы в устье реки Лавна, подтвержденные Декларациями о намерениях инвестирования, поступившими от ЗАО «Синтез Петролеум» и ООО «Управляющая компания «Трансервис»;

- нефтеперегрузочный комплекс и база снабжения «Лавна» на 25 млн т сырой нефти, 0,86 млн т бункеровочного топлива и 0,13 млн т грузов снабжения;

- специализированный угольный комплекс на 15 млн т;

- универсальный комплекс по перевалке генеральных грузов на 2,4 млн т;

- специализированный комплекс по перевалке контейнеров на 1 млн контейнеров в год;

- нефтеперегрузочный комплекс на 4,5 млн т в районе мыса Мишуково, расположенном в 5 км от устья реки Лавна.

Общая мощность указанных комплексов после их полного развития составит более 60 млн т наливных, навалочных и генеральных грузов.

Мощность перегрузочных комплексов на каждом этапе их развития в период с 2010 по 2020 г. приведена в табл. 31.

Т а б л и ц а 31

Мощность перегрузочных комплексов на каждом этапе их развития (в млн т)

Наименование груза Мощность перегрузочных комплексов
 2010 г. 2015 г.  2020 г.
Сухогрузы 10,1 24,4 29,4
В том числе:      
навалочные (уголь) 5,0 11,0 15,0
генгрузы 5,1 13,4 14,4
в том числе:      
металлы - 1,4 1,4
контейнеры 5,0 11,0 12,0
прочие 0,1 0,7 0,7
Наливные грузы 18,0 34,0 36,0
В том числе:      
нефть сырая 18,0 29,5 29,5
газовый конденсат 2,0 2,0  2,0
Всего 28,1 58,4 65,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для своего размещения перегрузочные комплексы потребуют 560 га территории, включая вновь образуемые. Глубины у причального фронта обеспечат прием судов дедвейтом от 20 до 300 тыс. т.

Возможность позитивных последствий для населения Мурманской области благодаря реализации крупных инвестиционных проектов в значительной степени зависит от последовательных целенаправленных усилий органов государственной власти по выявлению и соблюдению социальных интересов населения области в процессе подготовки и реализации проектов, а также жестких требований к соблюдению инициаторами проектов установленных природоохранных стандартов и экологической безопасности.

Задаче согласования интересов региона и инвесторов служат существующая в Мурманской области практика рассмотрения инвестиционных намерений компаний, связанных с реализацией коммерческих проектов, на заседаниях Межведомственной комиссии по размещению производительных сил, а также предусмотренные законодательством процедуры экспертиз проектов и общественных слушаний. Данные процедуры необходимо совершенствовать, обеспечивая сочетание критериев экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности реализуемых проектов.

Важным условием позитивного мультипликативного влияния планируемых инвестиционных проектов на экономику области является также обеспечение максимального вовлечения в реализацию проектов местных поставщиков и подрядчиков, формирование на базе крупных проектов территориальных производственных кластеров. Кроме того, стратегические инвестиционные проекты генерируют спрос на организационные и технологические инновации, разрабатываемые в научно-производственной сфере.

Это формирует мощные импульсы для становления и развития инновационной экономики.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Еще статьи по теме "инвестиционные проекты":

Инвестиционные проекты мурманчан

Инвестиционный проект по созданию транспортно-пересадочного узла

Второй всероссийский конкурс «лучший инвестиционный проект»

Конкурс на лучший инвестиционный проект России

Инвестиционный проект "Развитие Мурманского транспортного узла"