О стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года Печать

Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года: результаты первой пятилетки, новые задачи, приоритеты и перспективы

С.Семенов, первый заместитель руководителя департамента экономического развития Мурманской области

Выступление на научно-практической конференции
«Перспективы устойчивого и сбалансированного развития Северо-запада России»
26 апреля 2007 года г. Санкт-Петербург

Уважаемые участники конференции, коллеги!

Разрешите поделиться некоторым опытом Стратегического планирования регионального развития. Решение этой задачи приобретает всё большую актуальность и практическую значимость. Стратегическое планирование - важнейшая предпосылка успешного развития.

Жизнь показывает, что и в этом вопросе не существует только одной и «единственно правильной» модели. Стратегия, как и управление в целом, с одной стороны, строится на основополагающих принципах теории и практики, а, с другой стороны, всегда индивидуальна, так как должна учитывать, в данном случае, региональные особенности, некоторые из которых можно видеть на слайде.

Область в общероссийском производстве

Именно специфика экономики нашей области, её высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры обусловили необходимость иметь такие, причём долгосрочные целевые ориентиры, достижение которых позволило бы снижать зависимость от изменений внешней и внутренней среды, иметь основу для сбалансированных и эффективных путей решения экономических и социальных задач.

В конце 2000 года мы начали работу по разработке Стратегии, к декабрю 2001 года Стратегия экономического развития Мурманской области была разработана и утверждена Постановлением Правительства области.

Разработка Стратегии велась специально образованной для этого Комиссией, в состав которой кроме членов Правительства области, вошли руководители и специалисты ведущих предприятий области, ученые Кольского научного центра РАН. В последующем Комиссия по разработке была трансформирована в Комиссию по реализации Стратегии. Следует заметить, что Комиссия стала эффективным органом согласования интересов власти, бизнеса и населения, на её заседаниях было рассмотрено более 20 наиболее важных вопросов реализации Стратегии.

Текущие задачи были предметом обсуждения и принятия решений на созданных при комиссии 9 рабочих групп по основным направлениям экономической и социальной политики.

Концепция. Стратегия. Программа

Для нас это был первый опыт разработки подобного документа, в ходе которого мы пытались сформировать в какой-то степени собственный подход к стратегическому планированию и управлению с учётом имеющейся информации о зарубежной и отечественной практике.

Можно отметить, что Стратегия базировалась на утверждённой ранее Концепции социально-экономического развития Мурманской области.

Естественным продолжением внедрения в области стратегических и программно-целевых методов управления стала Программа социально-экономического развития Мурманской области на 2004-2008 годы. В ней были определены уже конкретные мероприятия по достижению целей и задач развития области на среднесрочный период, поставленных в Стратегии.

Базовые комплексы экономики области

При разработке Стратегии было выделено пять базовых отраслевых (производственных) комплексов, определяющих развитие экономики области и состояние социальной сферы региона: горнопромышленный, топливно-энергетический, рыбопромышленный, агропромышленный и транспортно-коммуникационный.

В последующем были разработаны и утверждены Стратегии развития туризма; науки, научно-технической и инновационной деятельности; строительного комплекса. Сформированы меры по кадровому обеспечению Стратегии экономического развития области.

Задачи Стратегии

Цель, поставленная в Стратегии – устойчивое функционирование базовых комплексов на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, явится основой стабильной деятельности производственной и социальной инфраструктуры и, в конечном итоге, создаст благоприятные условия для повышения качества жизни населения области.

Основные задачи Стратегии:

- Совершенствование и развитие производственной и рыночной инфраструктуры;

- Диверсификация производства, создание новых производств и освоение современных технологий;

- Повышение уровня комплексности использования сырья и углубление его переработки;

- Снижение затрат и энергоёмкости, улучшение экологических параметров производства;

- Техническое перевооружение, реконструкция и модернизация производства.

В интегрированном виде задачу можно сформулировать следующим образом – повышение конкурентоспособности региональной экономики.

Приоритеты Стратегии

В Стратегии определены приоритеты экономической политики и Правительства области:

- Формирование условий для повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий Мурманской области;

- Подготовка кадров для всех отраслей и сфер деятельности и, в первую очередь, для освоения информационных и наукоемких технологий, инноваций, менеджмента, маркетинга и других перспективных направлений в области управления и хозяйственной деятельности;

- Улучшение делового климата и развитие малого предпринимательства.

Макропоказатели Стратегии

Спрогнозированы макроэкономические и социально-демографические показатели развития области в 2015 году, с промежуточными оценками в 2005 и 2010 годах.

Анализ полученных за первую пятилетку реализации Стратегии результатов в целом подтвердил обоснованность подходов: большая часть намеченных целевых ориентиров достигнута, а некоторые из них - превышены.

Динамика ВРП и промпроизводства Стратегии

Так, за период 2001-2005 годы объемы промышленного производства и ВРП были выше предусмотренных показателей, а объём продукции предприятий горнопромышленного комплекса вырос на 15%. (На первые пять лет роста почти не планировалось) Этому способствовали как благоприятная конъюнктура на рынке цветных и черных металлов, так и реализация предприятиями запланированных инвестиционных проектов, в том числе: вовлечение в хозяйственный оборот руд глубоких горизонтов (подземным способом) на Оленегорском горно-обогатительном комбинате; обновление обогатительного передела и внедрение новых технологий в ОАО «Ковдорский ГОК»; строительство подземного рудника «Северный-Глубокий» в ОАО «Кольская горно-металлургическая компания»; ввод в эксплуатацию нового горизонта в ОАО «Апатит»; завершение строительства комплекса сухой газоочистки на Кандалакшском алюминиевом заводе.

Выполнение мероприятий по модернизации и частичному обновлению рыбопромыслового флота, развитию рыбоводства позволило рыбопромышленному комплексу области превысить прогнозируемые в Стратегии показатели. Так, вылов рыбы и других морепродуктов составил 578.8 тыс.тонн, что на 12.6% больше ожидавшегося по Стратегии, при этом товарной пищевой рыбной продукции произведено в 1.5 раза больше запланированного (513.8 тыс.тонн).

Показатели работы транспортного комплекса области

В 2006 году перевезено более 34 млн. тонн грузов всеми видами транспорта общего пользования, что в целом соответствует запланированным в Стратегии объемам перевозки. Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом (27.0 млн.тонн) превысил параметры Стратегии на 8.3%.

На железнодорожном транспорте и в дорожной отрасли региона реализованы крупные проекты: электрифицирован участок Мурманск-Лоухи Октябрьской железной дороги, введен в эксплуатацию международный автомобильный пункт пропуска Салла (МАПП «Салла») на российско-финляндской границе, а также мост через Кольский залив, который является самым длинным мостом за Полярным кругом (2.5 км).

За годы реализации Стратегии осуществлен ряд проектов, направленных на развитие, повышение эффективности и конкурентоспособности Мурманского транспортного узла. Созданы нефтеперегрузочные комплексы общей мощностью около 20 млн. тонн нефти. Реконструкция торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе позволили принимать суда водоизмещением более 200 тысяч тонн. Такими возможностями не располагает ни один порт в европейской части России.

Проводимые мероприятия создали хорошие предпосылки для развития Мурманского транспортного узла не только в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный нефтеперевалочный узел России и севера Европы.

Общий объём переработки грузов в портах области в минувшем году составил свыше 25 млн. тонн (более 200 % к уровню 2000 года). Всего перегружено более 9 млн. тонн нефти в том числе рейдовыми перегрузочными комплексами, которых в 2000 году не было, перегружено около 5 млн. тонн нефти и нефтепродуктов на экспорт.

Среднемесячная номинальная заработная плата, среднедушевые доходы и пенсии

Среднедушевые денежные доходы населения за 2001-2005 годы выросли в 2.9 раза, превысив показатели, предусмотренные Стратегией в 1.4 раза. Реальный рост превысил уровень 2000 года на 28.6%.

Среднемесячная заработная плата в 2005 году (12509.6 рубля), увеличилась по сравнению с 2000 годом в 3.3 раза и превысила параметры Стратегии в 1.2 раза. В 2006 году средняя зарплата составила почти 15 тысяч рублей, реальное наполнение среднемесячной заработной платы наполовину превысило уровень 2000 года.

Снизилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 24.9% в 2000 году до 19.8% в 2005 (по Стратегии – 20%).

Цели и задачи

Таковы некоторые результаты реализации Стратегии за первую пятилетку.

В 2006 году Комиссией по реализации Стратегии было предложено внести в действующий документ существенные коррективы, трансформировав Стратегию экономического развития в Стратегию социально-экономического развития. По сути, надо подготовить практически новый вариант Стратегии.

Остановлюсь на основных причинах подобного решения, новых задачах, приоритетах и перспективах.

Разрабатывая Стратегию в 2001 году, мы ставили целью добиться стабилизации в экономике области. При этом учитывали, что Стратегия формируется и будет реализовываться в постоянно меняющемся правовом поле, сохраняются и будут сохраняться экономические риски.

Сегодня можно констатировать, что поставленная нами цель в основном достигнута. В тоже время внешние и внутренние условия функционирования экономики и социальной сферы существенно изменились.

Декларации на МВК

Возросла зависимость экономики области от внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевых рынках и, прежде всего, цен на никель, что выдвигает на передний план задачу реальной диверсификации экономики региона. И в этом направлении уже есть перспективы. В декабре 2006 года межведомственной комиссией по размещению производительных сил Мурманской области одобрена Декларация о намерениях инвестирования в разработку платинометалльного месторождения Федорова Тундра, расположенного в Ловозерском районе. Данный инвестиционный проект является практическим результатом совместного труда учёных Геологического института КНЦ РАН, геологов и недропользователей и является новым направлением в экономике региона. В ближайшие 3 года предполагается построить современное производство по добыче и переработке нетрадиционных для области видов минерального сырья, будет создано более 700 рабочих мест, существенны возрастут объёмы выпуска промышленной продукции и налоговые поступления в бюджет.

Перспективы развития

Коренные изменения в развитии области связаны с освоением Штокмановского месторождения, нефтяных месторождений в Баренцевом море.

Масштаб работ таков, что региональная Стратегия здесь должна опираться на Стратегию Газпрома, а точнее Государства, учитывать всю сложность задач и многообразие связей, причём не только в округе и стране, но и в мире в целом. Реализация этого мегапроекта (по инвестиционным намерениям Газпрома в области планируется строительство завода по сжижению газа и магистрального трубопровода), позволит не только решить некоторые крупные проблемы, как, например, газифицировать территорию, но и, по сути, изменить экономическое и социальное лицо нашего северного региона. Однако до сих пор ясности по Стратегии Газпрома в отношении освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа и временных рамках её реализации на территории области нет, а значит и разработка полноценной региональной Стратегии на средне и долгосрочный периоды вряд ли возможна.

Развитие транспортного узла

В комплексе с освоением углеводородных ресурсов арктического шельфа и с учётом мировых и общероссийских тенденций на рынках транспортных услуг, растёт значение морской инфраструктуры, как для региона, так и для Российской Федерации в целом. Развитие Мурманского порта и транспортного узла в целом - приоритетное направление деятельности Правительства области. Для повышения конкурентоспособности морского порта Мурманск разработана Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла.

В конце 2006 года Минтранс России провёл конкурс на разработку обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Стоимость государственного контракта – 215 млн. рублей. Проект должен быть представлен в сентябре текущего года, и мы надеемся, что он станет реальной основой развития портовой инфраструктуры на Арктическом направлении, устранения инфраструктурных ограничений на железной дороге, связывающей Мурманск с центром страны.

Ведётся работа по созданию портовой особой экономической зоны: Правительством области совместно с торговым и рыбным портами, корпорацией «Синтез» и ООО УК «Трансервис» ЦНИИМФ подготовлен первый рабочий вариант технико-экономического обоснования ее создания.

Инструменты инвестиционной политики

Известно, что в силу высоких цен на нефть значительно выросли возможности федерального бюджета, образованы Стабилизационный и Инвестиционный фонды. Уже в текущем году регионам предоставлена возможность воспользоваться средствами Инвестиционного фонда на реализацию проектов, имеющих стратегическое значение для их развития. Мы сейчас работаем в этом направлении для снятия инфраструктурных ограничений (порты, железная дорога, энергетика, сетевое хозяйство). Действенным стимулом для инновационного развития становится деятельность Российской венчурной компании (РВК).

В Мурманской области также работают новые инструменты инвестиционной политики, о которых ещё несколько лет назад и не мечталось.

Например, активно применяется субсидирование кредитной ставки для поддержки инвестиционных проектов малого бизнеса.

Субсидии из областного бюджета:

- 2004 год - 200 тыс. рублей, 5 инвестиционных проектов.

- 2005 год - 400 тыс. рублей, 12 инвестиционных проектов.

- 2006 год - 4 млн. рублей, в том числе субъектам малого предпринимательства – 1 млн. рублей, кредитным кооперативам – 3 млн. рублей.

Поддержано более 40 проектов.
- 2007 год - 4.5 млн. рублей.
По результатам участия Департамента экономического развития области в конкурсе МЭРТа получено 400 тысяч рублей из федерального бюджета на выплату субсидий и 2.6 млн. рублей на оплату гарантий и поручительств субъектам малого предпринимательства.

Важным инструментом может стать создание особых экономических зон регионального типа, прежде всего для инновационного роста и подъёма депрессивных территорий. Наша область несколько лет назад попыталась эти зоны создать, однако региональные законы судом были отменены, как не соответствующие федеральному законодательству. Полагаю, что к этому вопросу нужно вернуться, внести соответствующие изменения в федеральное законодательство. Просил бы это предложение отразить в рекомендациях нашей конференции.

Формирование инновационной инфраструктуры

За годы реализации Стратегии уже проведена значительная работа по формированию инновационной инфраструктуры области.

Создана региональная законодательная база организации научной и инновационной деятельности. На базе Кольского научного центра в 2003 году учрежден «Технопарк Апатиты», в стенах которого появились 4 инновационных предприятия, созданных на основе научных разработок КНЦ с финансированием из Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Начал работу Центр трансфера технологий. Организованы региональные конкурсы исследователей.

В 2006 году начато создание областного инновационного бизнес-инкубатора здесь в г.Апатитах. В рамках российско-норвежского сотрудничества готовится проект по созданию Баренц-бизнеспарка и инновационной школы.

Конечным результатом этой деятельности должна стать целостная региональная инновационная система, обеспечивающая быстрое и эффективное введение в хозяйственный оборот передовых технологий, разработанных учеными области.

Инновационная модель экономики

Задача стоящая сегодня перед всей экономикой области, да, пожалуй, и всей индустрией страны, - перейти от традиционно-сырьевой модели к инновационной. Что это означает?

Соглашаясь во многом с сформулированными Министром экономического развития и торговли РФ с признаками инновационного развития, обратил бы внимание на следующие:

Во-первых, это новый тип поведения корпораций, с агрессивным освоением рынков, обновлением продуктового ряда, освоением новых технологий.

Во-вторых, это новое качество человеческого капитала, это непрерывное образование, которое ориентировано, прежде всего, на потребности экономики. Это еще и структурные изменения на рынке труда, направленные на эффективное использование человеческого потенциала.

В-третьих, это эффективность государственных институтов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это и развитие механизмов частно-государственного партнерства, направленных на содействие частным инвестициям.

И роль государства состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для развития бизнеса и стимулировать сферы инновационного роста.

Важно также наладить систему долгосрочного прогнозирования, позволяющей учитывать новейшие факторы и условия, максимально использовать их для главной цели – повышения уровня и качества жизни людей. Региональная Стратегия - это, прежде всего, система мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти.

ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 5 2007 Г.

Еще статьи на тему "Стратегии":

Проект Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа в стратегии социально-экономического развития Мурманской области

Первая «пятилетка» действия стратегии завершена

Эволюция стратегии эксплуатации живых ресурсов Баренцева и Норвежского морей

При разработке стратегии основными признаны три сценария

От стратегии стабильности - к стратегии экономического роста