Государственно-частное партнерство как инструмент развития малого и среднего бизнеса Печать

Некоторые из первых проектов с применением ГЧП начали реализовываться именно на основе региональных целевых программ

Доклад Радика Асгатовича Сафина, председателя Мурманского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» на первой областной конференции предпринимателей в декабре 2008 года.

Радик Асгатович Сафин, председатель Мурманского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»На сегодняшний день одно из приоритетных направлений правительства и нашего Президента это развитие малого и среднего бизнеса. ОПОРА РОССИИ играет в этом направлении важную роль консолидации и развития М С Бизнеса.

Само по себе развитие предполагает количественное увеличение, что в свою очередь без инвестиционных программ невозможно.

В данный момент правительством Области делается достаточно много, при этом еще есть большие возможности, для расширения в данной сфере.

На наш взгляд один из эффективных инструментов, для развития привлекательного инвестиционного климата региона, это создание инвестиционного агентства в форме ГЧП.

Эффект от его применения может быть обоюдный: власть с помощью ГЧП запускает общественные и социально значимые проекты с максимальной пользой для бюджета, частный сектор — диверсифицирует бизнес, при этом обеспечив себе долгосрочный и гарантированный доход.

В Министерстве экономического развития Мурманской области существует качественный и проработанный каталог проектов и предложений инвестиционной привлекательности.

Но по большому счету, никто серьезно не занимается поиском частного инвестора для существования проекта, зачастую не проработаны механизмы участия государства и взаимодействия с частником, четко не обозначены выгоды от участия в проекте. Инструмент ГЧП может решать эти проблемы, предлагая крупному и мелкому инвестору различные механизмы участия на взаимовыгодных условиях.

Правда есть одно из заблуждений в отношении сути ГЧП. Прежде всего, большинство считает, что проекты, где можно применять модели ГЧП, должны быть исключительно гигантскими. Но как показывает практика это далеко не всегда так. Во всем мире 90% проектов с использованием ГЧП - это проекты, реализуемые на местном уровне в секторе малого и среднего предпринимательства. С их помощью, как правило, решаются проблемы создания социальной, коммунальной, и даже промышленной инфраструктуры.

Поэтому нам нужно создать для предпринимателя на территории Мурманской области такие условия, чтобы он не имел административных ограничений, а мог заниматься на рынке своей продукцией.

Необходимо снять с него существенную нагрузку, которую он испытывает при старт-апе проекта, когда сложно ориентироваться в большом бюрократическом процессе.

Инвестиционное агентство должно принять на себя риски начального этапа, связанного различными проволочками. Если есть проект, который очевидно выгоден для нас, например в туристическом бизнес, то агентство должны системно готовить документы, чтобы было можно привлечь инвестора в эту отрасль.

Не просто декларировать «приходите, у нас много возможностей», а предоставлять качественный анализ:

какие конкретно ресурсы мы имеем

как их возможно использовать

какая прибыль может быть получена

какую помощь мы можем оказать в инфраструктуре

в каких местах необходимо построить гостиницы,

какие коммуникации мы готовы подвести, если инвестор согласится на инвестиции.

Агентство выступит неким инвестиционным консультантом, наделенным административным ресурсом и призванным устранять барьеры при реализации проектов.

Помимо агентства понадобятся и другие институты развития...

Один из главных это инвестиционный фонд. Его задача - чтобы эти средства эффективно расходовались не только на развитие социальной инфраструктуры, но и способствовали экономическому росту.

Аудиторские компании
Банки
Лизинговые компании
Оценочные компании
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Страховые компании
Юридические, маркетинговые, консалтинговые компании

Агентство должно осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

Адресная работа с инвесторами по принципу «одного окна».

Аналитическая поддержка инвестиционной деятельности, направленная на разработку рекомендаций по улучшению инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей региональной экономики.

Работа по сопровождению инвестиционных проектов в регионе, включая подбор потенциальных инвесторов и партнеров на территории Мурманской области.

Консультационная помощь и поддержка при подготовке инвестиционных проектов, разработка предложений для организаций Мурманской области и представителей муниципальных образований.

В частности в Санкт-Петербурге некоторые из первых проектов с применением ГЧП начали реализовываться именно на основе региональных целевых программ.

Движение в этом направлении уже началось. Приняты законы, регламентирующие деятельность ГЧП, в С-Пб, в Томской области, есть примеры и на Урале.

Дополнительный мощный аргумент в пользу государственно-частного партнерства - повышение бюджетной дисциплины. Проще говоря, при ГЧП гораздо труднее украсть (или как у нас принято говорить освоить бюджетные средства).

Наверное, благодаря только одному этому фактору проекты с использованием ГЧП в России могут быть намного выгоднее

Среди всех проблем, препятствующих деятельности предпринимателей, в последние два года чаще всего назывались именно административные барьеры.

К сожалению, пока еще встречается политика выжимания из бизнеса, а не создания условий для развития.

Поэтому понятно, что бизнес с воодушевлением встретил указ президента о неотложных мерах по их ликвидации.

И что радует уже начали появляться первые результаты, например последние инициативы Совета по МСБ при Министерстве по экономическому развитию области.

Ориентиры стратегии развития нашего государства до 2020 года

четырехкратное повышение производительности труда,
увеличение доли среднего класса до 60 - 70%
Недостижимы без количественного роста субъектов малого предпринимательства.

С этим моментом связана следующая проблема молодые не хотят идти в малый бизнес, из студентов, заканчивающих обучение только 3 % думают об открытии своего дела!

Министерством по экономическому развитию предлагаются различные программы для студентов и начинающих предпринимателей.
Но по всей видимости этого мало многие до сих пор о них ничего не знают или не понимают их.

ОПОРА РОССИИ уже готовит ряд инициатив в этом направлении, планируется открыть общественную приемную для оказания ряда услуг. Члены ОР уже проводили занятия со студентами и дальше планируют.

Мы хотим дать людям простые и понятные формулы - как начать и как развивать собственное дело. Нужно просто взять и показать личным примером,

как сделать первый шаг

где можно получить помощь, консультации,

где взять финансирование и необходимые ресурсы,

какие нужны знания.

Кроме этого возможно, необходимо в Мурманске провести форум или конференции по теме: «Услуги для малого бизнеса» или «Инфраструктура развития предпринимательства».

Для желающих открыть свое дело и для действующих предпринимателей организовать такие мероприятия как: тренинг продаж, семинары и мастер-классы с участием предпринимателей.

По крайней мере, я надеюсь, что после таких мероприятий уже не 3%, а как минимум 30% молодых людей скажут, что хотят создать собственное дело.

Ну и в конце хотелось бы обозначить главные проблемы и пути решения!

Проблема № 1 - отсутствие законодательной базы по созданию ГЧП.

ГЧП - как особая форма взаимодействия государственных органов власти и частного капитала в настоящее время не имеет правовой основы. Фактически только политическая воля первых лиц государства, а так же осознанная и острая необходимость обновления и расширения инфраструктуры для экономического развития страны позволяет осуществлять проекты ГЧП.

Проблема 2 - Невовлеченность субъектов малого и среднего бизнеса в проектах ГЧП.

За счет механизма ГЧП можно не только существенно расширить источники финансирования проектов, но также сократить сроки строительства и реконструкции объектов, повысить производительность труда персонала, снизить инвестиционные и эксплутационные затраты. При существующем порядке реализации проектов ГЧП данные задачи пока решать очень сложно.

Предложения Мурманского регионального отделения ОПОРА РОССИИ:

Инициировать разработку и принятие регионального базового закона «О Государственно-Частном Партнерстве».

Разработка нормативной базы создания и функционирования ГЧП

Привлечь к разработке закона МСБ

Создать в рамках ГЧП региональное инвестиционное агентство

Ключевые сферы деятельности агентства

Организация эффективного взаимодействия органов власти, инвесторов и регионального бизнеса

Сопровождение инвестиционных проектов в МО

Подбор потенциальных партнеров для реализации инвестиционных инициатив

Формирование инвестиционно - привлекательного климата

Продвижение МО на рынке инвестиций в России и за рубежом

Привлечение МСБ за счет льгот из других регионов России

Возможные формы государственной поддержки инвестиционных проектов в Мурманском регионе

Льготное налогообложение

Льготные условия пользования землей

Инвестиционный налоговый кредит

Льготы при аренде недвижимости

Гарантии в обеспечении займов

Экспертиза инвестиционных проектов из бюджетных средств

Субсидирование части процентной ставки по кредиту

Бюджетные вложения в инвестиционные проекты

Малый бизнес - часть 1

Еще статьи на тему "проектов":

Итоги по отбору проектов в области энергосбережения

Отбор энергоэффективных муниципальных проектов

Реализация региональных логистических проектов

Федеральное финансирование экологических проектов Мурманской области

Ожидаемые результаты реализации проектов