Дело государственной важности |
В.В.Семенов, секретарь комитета КПСС предприятия «Звездочка» в 1968-1975 гг. О работе предприятия «Звездочка» по модернизации и ремонту первого в мире атомного ледокола «Ленин» как важного этапного события в его более чем полувековой производственной деятельности сказано и написано участниками этой уникальной операции много. При этом часто отмечается факт высочайшей личной ответственности как руководителей всех звеньев управления, так и всего коллектива завода в целом и каждого работника в частности, даже если ему не доводилось трудиться непосредственно на атомоходе. Отмечается высокая исполнительская дисциплина. Лозунг «Не выполнив задания, не уходи с работы» - это квинтэссенция сказанного выше.А ведь за каждым работником и над каждым заданием поставить контролера было просто невозможно, да и не даст нужного результата работа «из-под палки».Атмосфера творческого подъема в коллективе «Звездочки» не могла возникнуть стихийно, сама по себе. Это был результат системной кадровой, воспитательной работы, которую каждодневно вели партийная и общественные организации, руководство завода. Я не случайно для сравнения называю число коммунистов, состоявших на учете в партийной организации завода. В 1966 году их насчитывалось менее 100, а в начале 1971 года уже было около 1100 человек. Понятно, что такая команда единомышленников, составлявших самую активную часть работников, существенно влияла и на общественную, и на производственную деятельность всего многотысячного коллектива. Именно поэтому в своей работе секретаря парткома завода я старался опираться на опыт и поддержку партийного и хозяйственного актива завода, брать на партийный контроль и анализ самые острые и насущные проблемы подготовки производства, организации труда, социального развития и другое. И как результат - не раз слышал от самого директора «Звездочки» Г.Л. Просянкина слова удовлетворения после рассмотрения на парткоме таких проблем: «...Очень важные решения приняты. У меня самого до этого подчас руки не доходят. Текучка заедает. Просто времени не хватает, чтобы глубоко разобраться в таком неотложном вопросе и принять единственно правильное решение». Вот и с выходом постановления Совета Министров СССР о проведении модернизации атомного ледокола «Ленин» на нашем заводе возникли проблемы такого рода: все понимали и важность, и сложность поставленной перед коллективом задачи, и необходимость ее безусловного решения. Но ее грандиозность, а главное, крайне сжатые сроки проведения этих работ и невозможность их пересмотра в свете приведенных выше политических факторов - все это вызывало у многих наших руководителей сомнения в ее реализации. И по-человечески понятно и объяснимо: ведь главный спрос за итоги работы всегда с первого лица на заводе - его директора Г.Л. Просянкина. В силу моего служебного положения, да и нормальных доверительных отношений, Григорий Лазаревич мне одному из первых высказал эти сомнения: «Как же можно ставить задачи и спрашивать с подчиненных их исполнение, если ты сам не убежден в их правильности и возможности решения?» Я, конечно, не помню в деталях всего того разговора, но именно это побудило меня вынести вопрос о подготовке производства и организации работ на атомном ледоколе «Ленин» на заседание партийного комитета. Не знаю, как было после моей работы в парткоме, а до этого вопросы о текущих производственных проблемах на заказах на парткоме не рассматривались, т.к. его заседания нельзя было превращать в оперативку. Но в этом конкретном случае члены парткома (Е.В. Ашуров, А.П. Кочергин, A.M. Синельщиков и др.), а так же руководители завода (Ю.Ф. Богатырев, Л.Б. Федоров, Н.А Куликов и др.) со мной согласились. И что очень важно, меня активно поддержал главный инженер А.Ф. Зрячев, который был основным докладчиком по данному вопросу. С помощью упомянутых и многих других коммунистов вопрос был тщательно подготовлен и вынесен на расширенное заседание парткома в апреле 1968 года (Г.Л. Просянкин находился в отпуске). Были определены конкретные вопросы подготовки производства, сроки выполнения узловых работ и лица, ответственные за их исполнение, меры и формы взаимодействия и координации действий с экипажем ледокола, методы организации социалистического соревнования и поощрения передовиков производства с акцентом на ведение работы непосредственно на рабочих местах и многое другое. Заседание и его решения явились толчком к усилению темпов работы и развитию творческой инициативы, мобилизации всех ресурсов на выполнение поставленных задач, дало в руки и.о. директора завода А.Ф. Зрячева дополнительные рычаги воздействия на ситуацию, повысило ответственность всех заводчан. И дальше вопрос: «Быть или не быть?» уже не стоял. Нет, только быть! В нужные сроки и с высоким качеством. Когда из отпуска вернулся Григорий Лазаревич, работа уже набрала нужный ритм. Он это понял, оценил ситуацию и включился в дело со всей присущей ему настойчивостью, последовательностью и огромным производственным опытом талантливого руководителя. Коллектив завода трудился как большой слаженный механизм и успешно решал возникавшие проблемы. Все мы стремились прививать у каждого работника чувство уважения к родному предприятию, которое спрашивало, порой достаточно жестко, с нарушителей трудовой и производственной дисциплины, но отличало и поощряло всемерно своих корабелов (и в первую очередь рабочих) за ударный труд и общественную деятельность. Эта работа была многогранна и воплощалась в конкретные дела. На глазах рос и хорошел поселок на острове Ягры. Ежегодно вводились сотни квартир и отнюдь не по щучьему велению. Просто так деньги не давали. Нужно было показать и доказать необходимость и эффективность выделяемых средств на строительство объектов соцкультбыта. Я лично дважды бывал в ЦК КПСС по этой проблеме, не говоря уже о том, что Г.Л. Просянкин и А.Ф. Зрячев использовали каждый повод, чтобы решать данные вопросы. А сколько внимания и средств выделялось на проведение массовых мероприятий. К примеру, чествование ветеранов Великой Отечественной войны, шествие по жилому микрорайону острова Ягры совместно с военными моряками под музыку двух духовых оркестров в День Победы мы первые в Архангельской области (а может быть, и стране) провели тогда, когда 9 мая еще не было выходным днем! Кстати, могу сказать по секрету, что городское руководство нас за эту инициативу отнюдь не похвалило. Праздничная колонна «Звездочки» в дни официальных праздников 1 мая и 7 ноября всегда выделялась своим оригинальным оформлением. И северодвинцы гадали: «А что на этот раз выдаст «Звездочка»? Вероятно, в условиях быстрого роста самого завода и его коллектива иного пути не могло быть. Я могу это подтвердить и собственным опытом, так как формирование коллектива бурно шло именно в годы моей работы на заводе и моя судьба как заводчанина - судьба многих. Мои коллеги тех лет - ветераны «Звездочки» - в своих воспоминаниях о том времени, да и я сам в сборнике «Корабел Зрячев», рассказывали о том, как решались серьезнейшие технические проблемы, возникавшие как в период подготовки производства, так и в самом процессе монтажа ОК-900. Вот и дала вся эта огромная работа свои результаты по освоению с высоким качеством, надежностью ремонта и модернизации атомных подводных лодок первого и второго поколений, завоеванию непререкаемого авторитета как у военных моряков-подводников, так и коллег-судоремонтников. И не случайно, а закономерно и обоснованно выбор руководства страны по ремонту атомного ледокола «Ленин» выпал именно на наш завод. Ввиду крайней сжатости сроков ремонта ледокола подготовка производства, фактическое ведение работ по формированию помещений реакторного отсека и монтаж реакторной установки велись практически одновременно. И, конечно же, возникали трудности в процессе монтажных и наладочных работ. В ходе монтажных операций на реакторах возникла проблема сварки патрубков реакторов, потребовавшая подогрева монтажных стыков. Она была в кратчайшие сроки блестяще решена службой главного сварщика на основе применения метода индукционного подогрева, предложенного заместителем начальника электроцеха К.В. Трубкиным. Уже в самом начале было ясно, что по традиционной технологии судоремонта времени для монтажа систем управления и защиты (СУЗ) и пусконаладочных работ не остается. Поэтому руководители участка СУЗ цеха 1 Ю.К. Иванов и В.Г. Нилкин вместе со старшим строителем 2-го отдела Ю.М. Ерыкаловым предложили осуществить предмонтажные проверки и стыковки оборудования систем управления и защиты реакторной установки, использовав в качестве стендовых площади цеха 8 и в строящемся здании цеха 16. Технология полностью себя оправдала, дала выигрыш во времени и позволила осуществить физический пуск реактора в канун юбилея. Это только отдельные, может быть, самые зримые, убедительные факты проявления высокой инженерной зрелости технических служб и специалистов завода, высочайшей квалификации его работников. Именно это плюс позитивный настрой коллектива позволяли решать подобные проблемы в ходе модернизации атомохода повседневно на высоком техническом уровне и в постоянном взаимодействии с экипажем ледокола. Не случайно качество выполненных работ высоко оценено институтами-проектировщиками, а главное, - экипажем «Ленина». Это тоже одно из проявлений творческого подъема в коллективе, о чем говорилось выше. Центр тяжести разъяснительной работы был перенесен на атомоход. Продуманно и систематически проводилась работа по еженедельному подведению итогов выполнения социалистических обязательств участков и бригад по срокам графика непосредственно на ледоколе с материальным и моральным стимулированием отличившихся прямо на рабочих местах. Этим занимался профсоюзный комитет предприятия с освещением в газете, «молниях» и по радио. Делалось все под общим девизом: срок и качество! Безаварийная эксплуатация силовой установки атомохода в течение почти двух десятилетий - самое объективное и беспристрастное подтверждение качества нашей работы. Это все-таки самое главное, чем отличались заказы и изделия «Звездочки»!!! Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1510 |