Поэтапная перестройка Печать

Региональную политику в рыбацких делах озвучил глава администрации Мурманской области Е.Б.Комаров, выступив на уже упомянутой выше научно-практической конференции с большим докладом.

В 1994 году рыбная отрасль все еще занимала ведущее место в народном хозяйстве Кольского края. На ее долю приходилось 22 процента общеобластного объема производства.

В Мурманске были сосредоточены основные производственные мощности и почти вся инфраструктура рыбной отрасли Северного региона. А если учесть, что около 90 процентов городского и солидная часть областного бюджетов пополнялись за счет предприятий рыбной промышленности, станут очевидными та заинтересованность и внимание, которое уделяло администрация области к судьбе рыбного Мурмана. 

Хотя если несколько снизить пафос этих деклараций, то можно сказать проще: область, в первую очередь в лице ее главы Евгения Борисовича Комарова, пыталась добиться права распределять промысловую квоту, то есть отечественные сырьевые ресурсы. И таким образом перехватить вожжи управления приватизированными предприятиями Северного бассейна, потеснив Роскомрыболовство и вытеснив «Севрыбу». Направить денежный рыбный поток к родным берегам и областным закромам. По большому счету ничего зазорно-криминального в этом нет.

Что же предлагал Е.Б.Комаров? Ссылаясь на мнение специалистов, он отдавал приоритет перестройке рыбоперерабатывающей базы в местах базирования флота и потребления продукции, а также оснащению ее новейшими технологиями для производства товаров, удовлетворяющих спрос потребителей по качеству и ассортименту. (Как ни смешно это покажется, но ведь на деле так и произошло: в местах базирования российского флота выросла мощная рыбоперерабатывающая база. Только вот вместо Мурманска «местом базирования» оказался норвежский Киркенес).

Глава обладминистрации считал, что наряду с перерабатывающими мощностями необходимо создавать эффективную рыночную инфраструктуру оптовой торговли рыботоварами как на внутреннем, так и на внешнем рынках, своего рода торговый центр, который полностью освободит производителей от забот по реализации продукции. Если говорить о замене флота, то она должна осуществляться не только за счет приобретения траулеров за рубежом, но и путем отечественного судостроения. То есть схема структурной перестройки производства в рыбной отрасли в контексте региональной политики прежде всего предлагала в полной мере использовать существующую материально-техническую базу как бывшего рыбокомбината, так и судоверфи.

- Успех перевода рыбной отрасли на рыночные отношения во многом зависит от взаимодействия между Роскомрыболовством и администрациями регионов, - заявил с трибуны конференции Е.Б.Комаров. И подчеркнул: - Более того, от позиций и взаимопонимания этих государственных структур практически зависит судьба рыбной отрасли. Комитету следовало бы делить квоты не между потребителями, как это делается сейчас, а между регионами, но жестко контролировать правильность их использования. Управление региональной промысловой квотой должно осуществляться на местах без какого-либо утверждения в Роскомрыболовстве. Заниматься этой работой могли бы региональный рыбохозяйственный совет и департамент по рыболовству. Правда, их полномочия надо расширить и конкретизировать.

- Мы считаем, что промысловая квота может послужить эффективным рычагом развития береговой перерабатывающей базы, если изменить существующий порядок распределения квот, - наносит ощутимые удары по корпусу противника в лице Комитета по рыболовству РФ глава администрации области. И тут же наотмашь бьет второго противника - «Севрыбу»: - Существующий бассейновый принцип управления производством себя полностью изжил и фактически не действует. Потеря управляемости - это один из факторов, приведших рыбную отрасль к кризису. Полагаем, что на государственном уровне задачу управления смогут выполнить департаменты по рыболовству при администрациях регионов, если повысить их статус и самостоятельность. В частности, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о двойном подчинении департамента: Роскомрыболовству и администрации региона, четко поделив функции и права, передаваемые ему сторонами.

- Что касается управления производством на хозяйственном уровне, то здесь следует идти по пути создания финансово-промышленных групп, - начинает указывать флотоводцам их место в борьбе за «рыбный пирог» глава области. - Это направление позволит сконцентрировать финансовый, промышленный и торговый капиталы, иметь собственные финансовые ресурсы для структурной перестройки производства. Естественно, что создание финансово-промышленных групп повлечет за собой определенное ограничение самостоятельности предприятий, но ради спасения отрасли на это следует пойти...*

Вот так, раздав всем сестрам по серьгам, озвучил Евгений Борисович Комаров региональную политику обладминистрации. Предлагался не революционный, чего добивался Тишков, а эволюционный, поэтапный путь. Долгий и для его создателей безопасный. Вел ли он к выходу рыбной отрасли из кризиса? Бог весть... На деле вот уже четвертый год руководители предприятий бились как рыба об лед в поисках путей даже не выживания, а хоть небольшой отсрочки банкротства, остановки, самоликвидации - называйте как хотите! - своих предприятий. Напомню, что шел 1994-й год. Чем еще он запомнился рыбакам Мурмана и читателям нашей газеты?

• Поэтапная перестройка необходима рыбной отрасли, «РМ» от 1 июля 1994 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй