Пространство родников (послесловие) Печать

... И небо пить из родников... Полад Бюлъбюль-оглы

Гидрогеологическое исследование Кольского полуострова началось давно, ещё в 1840 г. В силу разных причин эти исследования носили спорадический характер и, как правило, имели прикладное утилитарное значение. Наверное, поэтому о гидрогеологии вообще и гидрогеологических исследованиях в частности на Кольской земле известно очень мало. Изыскания природных ископаемых и их грандиозные открытия так нужные народному хозяйству страны затмевали гидрогеологические работы, без которых невозможна сама жизнь современного человека, осваивающего Крайний Север.

У Кольской гидрогеологии есть ряд замечательных и в то же время, драматических открытий. Имеется в виду открытие термальных вод в Хибинах, которые остаются невостребованными и не разрабатываются до настоящего времени. Также драматична судьба минеральных вод Мончегорска. После обнаружения и экспертизы этих вод, которые были признаны пригодными для водопотребления населением, началось разведочное бурение скважины. Быстрыми темпами была пробурена одна из скважин. Бригада была премирована за ударный труд, но при опробовании скважина оказалась непригодной для исследований. Нарушение технологии бурения привело к смешению пресных вод с нижними - минеральными, погубив тем самым само месторождение минеральных вод.

Изучение состояния родников на Кольском полуострове довольно новое дело в гидрогеологии нашего региона. Как и любое новое дело, оно таит в себе вопросы, на которые ещё предстоит ответить. Сколько всего родников на Кольской земле? Наверное, тысячи. Сколькими из них пользуются в питьевых целях? Видимо, несколькими сотнями. Как, где и с какой частотой появляются новые родники? А сколько родников прекратило своё существование или стало непригодными для питьевых целей по причине чрезмерной антропогенной нагрузки на них или, попросту сказать, вследствие их активного загрязнения и захламления бытовыми и промышленными отходами? Вопросов можно задать много, только вот ответов даже на простейшие из них пока что нет.

Немногим более десяти лет назад как начато целенаправленно исследование родников, воду из которых использует в питьевых целях население. Эта работа была инициирована и проводится гидрогеологической группой ОАО «Центрально-Кольская экспедиция» под руководством В. Н. Ананьева.

Владимир Николаевич Ананьев родился в посёлке Кингир Джесказганского района Карагандинской области Казахской ССР 6 сентября 1942 г. в семье ссыльных ленинградских интеллигентов. Наверное, и так понятно, что родители Владимира Николаевича попали в пустынные казахские степи не по доброй воле, а по чьему-то злому умыслу, как тогда говорили, по политическим соображениям. Семье Ананьевых всё же удалось вернуться в родной город Ленинград, где молодой Володя поступил на геологический факультет Ленинградского государственного университета, который успешно закончил в 1965 г. по кафедре гидрогеологии и грунтоведения. После окончания университета молодой гидрогеолог пять лет трудился в Якутии. В 1970 г. попал на Кольский полуостров, где три года работал и жил в гг. Кировске и Апатитах, после этого переехал в Коми АССР. Семь лет работы по специальности в Ухте и Сыктывкаре сделали из Владимира Николаевича отличного специалиста своего дела, но что-то неотвратимо влекло его на Крайний Север, в Кольское Заполярье.

В 1980 г. Ананьев окончательно перебрался из Коми в Мурманскую область и осел в Мончегорске, где и проработал без малого тридцать лет. Работа гидрогеолога, на первый взгляд, может показаться рутинной. Но на самом деле - это кропотливый труд исследователя подземных вод земной коры. Важнейшие практические достижения В. Н. Ананьева по праву можно считать жизненно важными, потому что они касаются проблем водоснабжения городов Мурманской области. К их числу следует отнести продолжение работ, начатых гидрогеологом В. В. Гончаренко в Хибиногорской геологоразведочной партии. Владимир Николаевич является автором отчёта и расчётов по обоснованию месторождения «Большой Вудъявр» для водоснабжения г. Кировска. Ананьев является инициатором поисково-разведочных работ на подземные воды для водоснабжения г. Мончегорска. Он почти полтора десятка лет проводит уникальное наблюдение за родниками Мурманской области, которое нашло своё отражение в издании книги «Родники земли Кольской».

Родниковая вода в восприятии человека представляется самой чистой, поэтому полезной, а порой её считают даже целебной. Однако известные человеку родники, как правило, находятся в непосредственной близости к его жилью. Частое обращение жителей к источнику, их потребительское отношение к нему могут нанести немалый вред роднику. И наоборот, бережное отношение с источником, создание правильного каптажного сооружения на нём, регулярные очистные мероприятия, исполнение позитивных традиционных обрядов в непосредственной близи от родника могут надолго сохранить чистоту и полезность ключевой воды. Современный человек настолько поглощен цивилизацией, что перестал верить так называемым бабушкиным сказкам о том, что вода бывает «живой», бывает «мёртвой», что вода может помнить, что-то хранить и даже передавать. Потребовались усилия современной науки, чтобы снова доказать цивилизованному человеку, что вода действительно обладает памятью, может быть «живой», а может быть «мёртвой».

Японский исследователь доктор Масару Эмото несколько десятков лет изучает воду. Он провёл значительные исследования воды по всей планете. Им разработан оригинальный метод исследования воды через её заморозку, в результате анализ кристаллов замёрзшей воды помог учёному понять её истинную природу. «Вода - живой элемент, способный взаимодействовать с окружающей средой и живыми существами, - утверждает японский учёный Масару Эмото. - Я получил научные доказательства того, что вода "воспринимает" наши чувства, наши эмоции, наши слова и молитвы, "слышит" музыку и даже реагирует на сигналы - как если бы она могла их различать и оценивать. Она даже умеет расшифровывать написанные слова - почти что умеет читать» (https://www.masaru-emoto.net/russian/rusindex.html).

Доктор Эмото не только учёный-исследователь, он ещё и оригинальный мыслитель, который на основе своих экспериментов с водой создал поразительную систему знаний о воде и её воздействии на человека посредством вибрации. Вибрации, которыми обладает вода, да и не только вода, но и всё сущее, можно отнести к разряду тонких энергий, которым японский учёный дал название «хадо». На основе понимания этой энергии, создающей вибрации определённой частоты (волновое колебание), которые создают резонансный эффект, доктор Эмото разработал принципы хадо-медицины. Хадо-медицина - это альтернативная лечебная практика, которую можно рассматривать как дальнейшее развитие гидротерапии, широко распространённая во всём мире.

Оригинальные эксперименты доктора Эмото наглядно доказали наличие свойства памяти у воды. Неизвестно, знакомы ли жители Мончегорска с новаторскими работами Масару Эмото, но текст одной записки, прикреплённой на кусте у родника, полностью подтверждает научные наблюдения японского учёного. Вот её содержание: «Помните! Вода обладает памятью. Всем, кто пришёл сюда с открытой душой и добрым сердцем, она подарит радость и здоровье. Где вода - там жизнь!». Такое проявление народной мудрости не единично. И она проявляется не только в записках и посланиях, написанных на камнях краской, но и в самом факте сооружения простеньких и сложных каптажных сооружений на родниках. Отношение людей к родникам интересно с точки зрения социологии и, к сожалению, совсем не изучено с точки зрения социально-экономического феномена.

Социально-экономическое значение родников можно представить следующим образом. Во-первых, природные источники питьевой воды следует рассматривать как стратегический запас. Во-вторых, родники, если их правильно содержать, обслуживать и сохранять, точнее, родниковую воду, можно представлять как эталон или близкий к нему образец чистой питьевой воды. В-третьих, родники можно рассматривать как социальный феномен, суть которого заключается в следующем.

В социальном плане родник, вернее, его состояние, представляется как результат регуляции природы, в котором активное участие принимает человек. В этом акте регуляции можно обнаружить несколько пластов. Один из них - сакральный. Суть его заключается в том, что вода является проводником между царством мёртвых и живых. Например, известна старинная славянская традиция хоронить усопших на другой стороне реки или озера от села или деревни. Родниковая вода - это в некотором роде связующая нить между подземным миром, с его тайнами и кладовыми, и миром людей, обладающая живительными свойствами. Родниковая вода - как проводник жизни, как свидетельство развития жизни, её пробуждения, содержания и средство воскрешения. Последнее качество - средство воскрешения распространяется как на самого потребителя воды, так и на тех, кто придёт к источнику после него, и на саму природу. Чистая, структурно исправленная вода и очищает, и восстанавливает, и оздоравливает, и возрождает к жизни, как человека, так и всю природу, которую охватывают воды родника. Наверное, поэтому родник напоминает собой живой организм с пульсирующими циклами, которые происходят как в связи сезонными колебаниями, так и более мелкими, иногда ежеминутными пульсациями.

Однако кроме сакрального пласта следует выделить ещё одну латентную функцию, которую раньше точно исполняли родники, но и теперь они могут и должны её выполнять. Эта функция сохранения памяти и тем добром, что даёт вода. В прежние времена на некоторых источниках, обладающих, по мнению пользователей, лечебными свойствами, в знак исцеления или во исполнения обета, ставили поклонные восьмиконечные кресты. Кроме этого обрамляли источники простыми, но функциональными каптажными сооружениями, чистили и ухаживали за родниками. Современные каптажные сооружения, выполненные то из дерева, то из металла, то из железобетона, а то из различных подручных материалов, отчасти подчёркивают эту же функцию сохранности и самого родника, и сохранения памяти добра, исходящей от чистой воды.

Эта, с одной стороны, странная функция сохранения достаточно чётко вписывается в попперовскую концепцию трёх миров. Карл Поппер различал три мира: первый - мир физических явлений и процессов; второй - мир психических процессов и третий мир - мир объективного содержания таких психических актов, как вера, понимание, знание. Видимо, и такое явление, как отношение человека к чему бы то ни было, также составляет элемент третьего мира.

Используя это трёхмерное восприятие мира, можно проанализировать феномен родников. Во-первых, родники являются реальным физическим явлением. Во-вторых, у людей сложился и развивается образ родника - источника во всём многообразии этого психолингвистического понятия. В-третьих, эта книга о родниках, одна из немногих об этом уникальном природном явлении, является фактическим примером попперовской иллюстрации, объясняющей суть третьего мира. Мы можем интерпретировать её в следующем виде.

Предположим, люди перестанут приходить к родникам и утратят традицию использовать чистую природную питьевую воду, каптажные сооружения разрушатся, тропинки к источникам зарастут, места расположения родников забудутся. Но если сохранится в библиотеке хоть один экземпляр этой книги, то любой, прочитавший её, может предпринять усилия к поиску родника, строительству каптажного сооружения по аналогии с тем, что он увидит на иллюстрациях нашей книги. Он попробует и узнает вкус чистой природной воды и, скорее всего, придёт к источнику ещё раз и уже не один. Так восстановится традиция потребления родниковой воды. Таким образом, раскрывая трёхмерный мир родников, можно предположить, что существует своеобразное пространство родников, которое выходит далеко за пределы нашего знания о нём. В настоящее время нам не дано даже примерно предположить, насколько велико это пространство родников.

Отношение современного человека к родникам не поддаётся однозначной оценке. Можно наблюдать как бережный заботливый уход за родниками, так и совершенно безразличное и даже варварское отношение к источникам питьевой воды. Неконструктивное отношение человека к родникам обнаруживается в том, что люди, приходящие к источнику, попросту мусорят и не убирают за собой. Но бывает и так, что родник, оказывается, отравлен отходами промышленного производства или того хуже, как это случилось с родником в Коле у пивзавода.

Здесь выстроено монументальное каптажное сооружение, но сам родник замусорен, вода по проложенному руслу не поступает, спускается тоненькими струйками, источник, видимо, задавили. Причина уничтожения родника видится в том, что выше него, в сотне метров с небольшим, построена бензозаправочная станция. Вот так трагически и аллегорично выглядит родник, чистая вода проиграла в споре с жидкостью цивилизации - бензином, который, кстати сказать, содержит в своём составе воду. Пиво производим, бензином торгуем, а источник чистой питьевой воды погубили. Как в капле чистой воды отражается отношение человека ко всей природе, к родникам, к воде, которую он пьёт (не плюй в колодец...) и отношение к самому себе, в конце концов.

Но есть и позитивные образцы отношения человека к родникам. Ещё на подходе к ним видна и чувствуется забота человека к источнику воды. Это и ухоженные дорожки-тропинки или мостки, и ступеньки с перилами. Сами родники обустроены - выложены камнем или железобетонными изделиями, а то и деревянными срубами, рядом, с самим источником, построены беседки, сделаны навесы над скамейками, у некоторых стоят православные кресты или можно увидеть голубец - новодел с иконой внутри. Кстати, иконы на родниках становится всё более распространённым явлением, но и светскую традицию - надписи с призывами о соблюдении чистоты и сообщениями о значении чистой воды в жизни человека - можно наблюдать у источников.

Воззвания о воде, иконы у родников это лишь слабое отражение того сознательного и созидательного отношения, которое человек выказывает источникам чистой питьевой воды. Но это позитивное отношение, которое, с нашей точки зрения, весьма слабо развито, вполне может быть вписано в концепцию ноосферы. В данном случае следует иметь в виду, что отношение, каким бы оно ни было по своей силе, основывается на определённой идее, так сказать, «родниковой» мысли. Именно эта «родниковая» мысль, или идея, движет людьми, приводит их к созидательным поступкам, направленным на сохранение и поддержание естественных источников питьевой воды.

К сожалению, отношение к родникам, «родниковая» мысль в её ноосферном воплощении, дай Бог, только содержится в мире и её носителями являются единицы. И один из аспектов спасения, и не столько родников, сколько всего человечества, заключается в том, что «родниковая» мысль должна не просто содержаться в мире, а господствовать в нём своей массой. Это состояние мысли в полной мере отражает представление академика В. И. Вернадского о концепции ноосферы, где антропогенная (прежде всего разумная) деятельность, приобретая психогенную «массу», взаимодействуя с геологической материей, в нашем случае с гидрогеологической материей и биомассой планеты, преображает мир.

Но «родниковая» мысль ещё очень далека от той «массы», которая смогла бы преобразить мир. Возможно, стоило бы уповать на региональную целевую программу, которая была бы нацелена не только на систематическое изучение родников, расширение сети наблюдаемых объектов, проведение лабораторных исследований состояния качества воды, но и на практические дела по поддержанию самих источников, их очистке, ремонту или строительству каптажных сооружений, на пропагандистскую и разъяснительную работу среди населения. Нужны средства для организации творческих конкурсов среди молодёжи и на создание художественных произведений в литературе, живописи, театральном искусстве и тележурналистике. Нужны средства на масштабные образовательные мероприятия в системе дошкольного, школьного и вузовского образования, требуется систематические воспитательные программы экологической направленности. Кто с этим поспорит? Никто! Кто попытается воплотить эту программу в системе? Никто! Поэтому только и остаётся, что уповать на дух бесплотный да разум бесплодный, и хотелось бы верить безобидный.

И. Б. Циркунов
Литература:
https://www.masaru-emoto.net/russian/rusindex.html

Родники земли Кольской

«Пахта». Родник № 6 (Печенгский район)

«Горнолыжный». Родник № 7 (Мончегорский район)

«Парковый». Родник № 8 (Ловозерский район)

«Гаражный». Родник № 9 (Ловозерский район)

«Лабораторный». Родник № 10 (Апатитский район)