Строительство в Мурманской области: взгляд изнутри Печать

Нужно ли развивать строительство в Мурманске и как помочь возрождению строительных организаций Мурманской области?

Любой северянин на протяжении десятка лет наблюдает, что в области строительство практически не ведется. А зачем возводить дома, если в большинстве городов и поселков область имеется пустующий жилищный фонд? Для кого строить школы, катки и больницы, если северян уже уехало столько, что по численности населения область вернулась к уровню 1971 года? Нужно ли региону вообще развивать строительство, и каково отношение власти к возрождению некогда мощного сектора региональной экономики?

По этим вопросам с журналом «Север промышленный» беседовала министр строительства и территориального развития Мурманской области Ирина Львовна Желтова.

- Ирина Львовна, так нужна ли области вообще строительная отрасль?

В структуре отраслей народного хозяйства строительство занимает особое место. С одной стороны, только строительством создаются материальные условия для развития всех остальных производств, а с другой, - это единственная отрасль, на которую работают практически все остальные.

Продукцией строительства являются заводы и фабрики, железные и автомобильные дороги, электростанции, порты, жилые дома и другие объекты, образующие основные фонды хозяйственного комплекса страны. При этом в сфере капитального строительства прямо или косвенно участвуют более 70 отраслей национальной экономики, которые обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, средствами транспорта, топливом и энергетическими ресурсами.

В строительстве используется:

- 50% продукции промышленности строительных материалов;

- около 18% металлопроката;

- 40% пиломатериалов;

- более 10% продукции машиностроительной промышленности.

В перевозке строительных материалов, строительных конструкций и строительной техники участвуют практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, морской и воздушный. По объему производимой продукции и количеству занятых людей на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны.

- Вы рисуете картину по стране в целом, а что у нас в регионе?

Для Мурманской области с ее рядом специфических условий в постперестроечный период в строительстве сложилась характерная для большинства отдаленных от центра регионов ситуация. Это связано, как с приграничным территориальным положением области, достаточно сложными природно-климатическими условиями, так и с непрекращающимся отъездом населения с Севера. В результате всего этого в течение последних десятилетий были значительно снижены инвестиции в строительство, в том числе сократились бюджетные ассигнования на строительство социальных объектов, фактически прекратилось строительство жилья, и как следствие были значительно сокращены объемы выпускаемой продукции строительных материалов, ликвидированы многие предприятия некогда развитой стройиндустрии. Распались или были реорганизованы крупные строительные тресты, сформированные еще в 80-е годы, образовано большое количество небольших строительных организаций, специализирующихся на отдельных видах строительных работ. Не обошел стороной региональную строительную отрасль и отток специалистов в другие регионы.

- Фактически Вы признаете, что строительного комплекса в области нет?

Конечно, есть. Остался в виде нескольких крупных строительных организаций и множества мелких компаний. Оптимальная организация строительного комплекса предполагает наличие взаимодополняющих строительных организаций различного уровня. Если более крупные организации как надежные и стабильно работающие, выступают генеральными подрядчиками, имеют собственный парк машин, способны привлечь значительные средства, реализовать крупные проекты. Мелкие организации, чаще всего специализирующиеся на отдельных видах работ, менее эффективны, но более широко распространены и привлекаются крупными для работы на субподряде. В стабильно работающем комплексе должны быть представлены те и другие, но во всех случаях сегодня востребованы строительные организации, владеющие новыми современными технологиями, мобильные, конкурентоспособные в современных условиях.

- Сегодня в связи с разработкой новых стратегических направлений развития области определилась и потребность в развитии строительной отрасли.

Да, в первую очередь это связано со строительством объектов Мурманского транспортного узла и береговой структуры Штокмановского проекта, а также с поставленными Правительством РФ задачами по модернизации здравоохранения, образования, развития физкультуры и спорта, подготовкой к празднованию 100-летия города Мурманска.

Реализация гигантских по масштабам региона инвестиционных проектов потребует готовности территориального строительного комплекса для решения поставленных задач.

Для этого необходима консолидация усилий, как самих строительных организаций, так и органов власти. Работа по созданию органа, объединяющего представителей от строительных, проектных, изыскательских организаций, саморегулируемых организаций, Союза строителей Мурманской области и профсоюзного объединения, министерством строительства и территориального развития уже ведется.

На расширенном заседании коллегии министерства по результатам обсуждения данного вопроса с представителями СРО принято решение о создании Координационного совета строителей Заполярья, первое заседание которого планируется провести в июле.

Деятельность органа будет направлена на:

- улучшение инвестиционной привлекательности региона;

- повышение качества строительства;

- организацию взаимодействия всех участников строительства при возведении объектов;

- создание условий для подготовки квалифицированных кадров в строительной отрасли и их дальнейшего трудоустройства в Мурманской области;

- создание здоровой конкуренции между участниками строительства (проведение конкурсов, создание рейтинга строительных организаций Мурманской области, информирование о причинах и виновных лицах при авариях на объектах строительства и т.д.).

- Каким должен стать строительный комплекс, чтобы отвечать требованиям рыночных отношений, решать поставленные временем задачи?

В ближайшем будущем для строительных организаций приоритетными направлениями деятельности должны стать совершенствование управления, расширение горизонта планирования и более точный учет требований рынка.

Для стабильной работы строительных организаций необходимы плановые инвестиции, постановка стратегических задач в развитии региона и их поступательная реализация. Такие задачи определены Стратегией экономического развития Мурманской области до 2025 года. В их числе значатся наиболее важные стратегические инвестиционные проекты, а также иные проекты, связанные с созданием комфортных условий для жизнедеятельности человека.

За последние годы Мурманская область превратилась в регион временного проживания людей, потому что мало кто из северян обустраивается здесь навсегда и хочет, чтобы здесь навсегда остались дети и внуки. Сегодня жизнь взрослого трудоспособного населения области, скорее, ориентирована на создание условий для выезда из региона. Так, например, в Мурманске практически не востребована коммерческая недвижимость, потому что, располагая средствами на покупку жилья со стоимостью свыше 40 тысяч рублей за один квадратный метр, северяне предпочитают приобретать квартиры намного южнее Мурманской области.

- А вы, Ирина Львовна, считаете это неправильным?

Каждый решает сам. Но мне видится, что настроения жителей начинают потихоньку меняться, многие уже ищут возможность остаться здесь, на Севере, заботятся о жилье для своих детей, решают вопросы с их трудоустройством. Именно с учетом этих перемен выстроена и концепция развития Мурманской области, которая, прежде всего, ориентирована на создание условий для комфортного проживания людей. А критерий у комфортной жизни всегда один - удобно должно быть всем.

Сейчас, например, Правительством Российской Федерации поставлена задача решить жилищную проблему всех военных пенсионеров. У нас в регионе сделать это достаточно непросто, потому что практически все военнослужащие при увольнении заявили о своем желании выехать с Севера. А при корректировке списков мы зачастую видим обратное: очень многие из очередников не хотят выезжать из Мурманской области, и просят внести изменения в ранее составленные списки, включить их на получение квартиры именно в Мурманске.

Значит, для них жизнь в Мурманске представляется комфортной.

Я как министр раз в месяц провожу прием граждан по личным вопросам. Вопросы, с которыми ко мне обращаются, всегда так или иначе касаются жилья, и условно все просьбы можно поделить на три блока:

- переселение северян из Мурманской области и выдача государственных жилищных сертификатов;

- снос аварийных домов и расселение их жителей;

- квартирные проблемы молодых семей.

Именно на решение жилищных проблем тех, кто здесь остается, ориентирована сегодня работа министерства.

- Пока регион готовится к началу масштабного жилищного строительства, новоселье справляют те северяне, чьи жилищные условия улучшаются за счет адресной государственной поддержки?

В первую очередь это касается молодых семей - участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2011 годы и жителей аварийных домов - участников трех региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2010-2012 годы.

По-прежнему востребованной формой жилищного обеспечения северян остаются государственные жилищные сертификаты и другие виды денежных выплат для самостоятельного приобретения жилья.

В 2010 году 93 молодые семьи смогли улучшить жилищные условия (в 2009 году - 35). В текущем году 98 молодых семей, проживающих в области, изъявили желание участвовать в программе.

В ходе акции по обеспечению жильем ветеранов Великой отечественной войны, объявленной Президентом Российской Федерации в честь празднования 65-летия Великой Победы в войне 1941-1945 годов, отдельные благоустроенные квартиры получили 98 ветеранов войны Мурманской области. В 2010 году решена жилищная проблема 23 очередников из числа ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, 15 таких семей улучшат жилищные условия в 2011 году.

Реализовано гражданами и оплачено за счет средств федерального бюджета в 2010 году 435 государственных жилищных сертификатов на сумму порядка 800 млн. рублей (в 2009 году - 554 ГЖС на сумму 1 млрд. 152,7 млн. руб.).

Прямыми обязательствами Правительства области в рамках переданных полномочий Российской Федерацией является обеспечение жильем уволенных с военной службы граждан. На эти цели в этом и следующем годах будут выделены финансовые ресурсы:

- в 2011 году - 105,8 млн. рублей;

- в 2012 году - 23,5 млн. рублей.

Из тех семей, которые до 1 января 2005 года встали в очередь на получение отдельной квартиры в Мурманской области, без постоянного жилья остаются 86 семей.

Несмотря на то, что ежегодно в ходе данных программ осваиваются миллионные средства и более тысячи семей получают государственную поддержку для приобретения жилья, для значительной части населения жилищная проблема по-прежнему остается неразрешимой.

В муниципальных образованиях не обеспечены жильем социальные категории населения, с невысоким уровнем доходов, перед которыми сохраняются обязательства власти по предоставлению бесплатного жилья на условиях найма - работники сферы образования, медицины, услуг, другие. Сохраняется аварийное и ветхое жилье, расселение которого также должно осуществляться не без государственной поддержки.

Именно с выполнения задачи расселения жителей аварийных домов в области началось строительство социального жилья. Первые социальные дома уже введены в Мончегорске, заканчивается строительство дома в Кандалакше, к концу года появятся новостройки в Коле и Зеленоборском. Причем, большинство этих домов будут малоэтажными. Как по этим домам, так и по всем остальным запланированным к строительству домам экономкласса отобраны проекты и стройматериалы, адаптированные к климатическим условиям Крайнего Севера, сделаны расчеты, для кого конкретно и в каком количестве надо строить жилье в каждом муниципальном образовании Мурманской области.

- Значит, в Мурманской области, наконец, начнется строительство жилья?

Без сомнения, начнется, потому что строить жилье надо. Однако схемы жилищного строительства, наработанные в Средней полосе России и ориентированные на частного застройщика и покупателей коммерческой недвижимости, на Севере не работают. По нашим расчетам, развитию жилищного строительства на севере будет способствовать четкое понимание того, для каких категорий очередников мы должны строить в первую очередь. Сейчас, например, становится понятным, что в некоторых городах Мурманской области, например, Кандалакше и Мурманске, эффективным представляется развитие сектора арендного жилья. Таким путем можно достаточно быстро создать жилой фонд для приглашенных в область на работу медиков, помочь с жилищными вопросами педагогам и другим работникам бюджетного сектора. И, конечно, в новые квартиры должны въезжать молодые семьи, участвующие в региональной программе по обеспечению их жильем.

- Ирина Львовна, мы приходим к тому, что дом нельзя строить безадресно, не понимая, кто в нем будет жить.

Именно так. Строительство - трудоемкая отрасль, в нем все рассчитано и спланировано заранее, в том числе и кто будет справлять новоселья в первую очередь, кто чуть позже, а для кого это не самый насущный вопрос.

Становится очевидной необходимость возврата к старой, опробованной советской системе строительства - государственному заказу. При госзаказе четкой была и организация совместной работы, которая сейчас выстраивается по той же, советской, схеме. Министерство берет на себя роль координатора, подчиняя выполнению единой цели и возможности органов местного самоуправления, и смежных министерств.

- Так из чего складывается эта совместная работа?

Задач немало: прежде всего, определиться по потребностям в социальном жилье, отработать вопросы по земельным участкам под адресную застройку домами экономкласса и комплексное развитие территорий, также через участие в федеральных программах по развитию жилищного строительства привлечь средства на создание инженерной и социальной инфраструктур, на строительство дорог в новых микрорайонах.

Как и во всех регионах, очень остро в Мурманской области стоит вопрос взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями. В Мурманске ощущается дефицит электрических мощностей, потому что потребление электричества объектами жилищного строительства закладывается по минимальным потребностям. Те, кто с этим сталкивается, знают, что подключение нового дома к электрическим сетям влечет удорожание строительства на 15-20 процентов, что сразу сказывается на стоимости одного квадратного метра жилья. Снизить эту составляющую можно только за счет увеличения электрических мощностей, развитие которых запланировано на 2014-2016 годы. Сегодня же электрическое подключение нового дома ложится либо на строителей, либо на органы местного самоуправления.

- В большей части все сказанное Вами касается перспектив строительства многоквартирных домов. А будут ли в области массово строиться индивидуальные дома?

Ничто так не привязывает человека к месту как земля. И если в регионе появился устойчивый спрос на земельные участки, это верный признак того, что люди остаются надолго. На земле не обустраиваются на год-два, а участок, свой дом привязывают семью к конкретному месту не на одно поколение.

Мы в министерстве провели мониторинг земельных участков, выделенных под индивидуальную жилищную застройку. Практически во всех муниципальных образованиях под частные дома выделяются точечные участки. Хотя в некоторых администрациях Кольского района уже сейчас получено 150 заявлений о выделении земли под строительство частного дома. При таком спросе, на мой взгляд, правильнее формировать участки под комплексную застройку, предусматривая тем самым развитие социальной и инженерной инфраструктуры.

Земельные вопросы - это полномочия местного самоуправления. И там, где администрации умеют пользоваться правом на землю, вопросы жилищного строительства решаются намного проще и быстрее. Пример в этом показывает администрация города Мончегорска, которая в ходе региональных программ планирует расселить все аварийные жилые дома. К финансовой поддержке региона добавляются меры местной власти по снижению арендной платы за землю, формированию участков под застройку и многие другие.

- Ирина Львовна, с развитием жилищного строительства развивается социальная инфраструктура?

Конечно. Сейчас администрацией города Мурманска принято решение о строительстве жилого дома на улице Аскольдовцев, рядом с которым почти одновременно будет строиться детский сад на 140 мест.

Продолжается строительство объектов здравоохранения, в 2011 году приступили к реконструкции школы в городе Кола и Дома культуры «Энергетик» в поселке Мурмаши.

Особое внимание в ближайшие годы уделено развитию физической культуры и спорта.

- Спорт всегда был в регионе на особом счету...

Я бы сказала, в Мурманской области традиционно развивался большой спорт - биатлон, лыжи, бобслей. Сегодня запланировано строительство спортивных объектов массовой культуры - крытых катков, плавательных бассейнов, физкультурных комплексов. В этом году начнется строительство бассейнов в Мурманске и Кандалакше, катков - в Апатитах и Мурманске, физкультурно-оздоровительных комплексов в Коле Мончегорске.

И это очень важная для области программа, потому что массовый спорт - это, безусловно, здоровье северян, это сокращение правонарушений и преступности, это крепкие семьи и, как следствие, улучшение демографической ситуации в регионе.

- Значит, будут нужны новые детские сады и школы?

Со школами в области, насколько я знаю, проблем нет, а вот детские сады точно будут нужны. Причем строиться они будут как Правительством области, так и Министерством обороны России. По линии военного ведомства садики появятся в Видяево и в Заозерске, мы же постараемся для маленьких жителей Печенги, Кольского района, Кандалакши.

Не могу не сказать про такой большой пласт работы как модернизация здравоохранения, включающего в себя капитальный ремонт объектов, предусмотренных программой, с приспособлением отдельных помещений под установку тяжелого медицинского оборудования. В программу на 2011 год включены работы в 21 медицинском учреждении, в том числе 7-и государственных и 14-ти муниципальных учреждениях здравоохранения.

- Мало просто построить объект, необходимо, чтобы он отвечал современным требованиям безопасности, в том числе требованиям энергетической эффективности. Кто контролирует качество работ?

В первую очередь за все, что происходит на строительной площадке, отвечают сами участники строительства: подрядчик и заказчик. Именно они в соответствии с законодательством обязаны осуществлять строительный контроль в ходе строительства: при приемке строительных материалов и изделий, проверке выполненных работ, проведению контрольных и приемочных испытаний.

Государственную функцию строительного надзора исполняет Министерство строительства и территориального развития Мурманской области, но только при строительстве определенных законодательством объектов. К таким объектам относятся, прежде всего, объекты социального назначения выше 2-х этажей, многоэтажные жилые дома.

Основной задачей государственного строительного надзора является предупреждение нарушений в строительстве, обеспечение нормативного уровня качества возводимых и реконструируемых объектов.

Но нельзя забывать, что в полномочия надзорного органа входят и административные рычаги, без которых не обойтись в случае серьезных нарушений, когда создается угроза безопасности.

Свести к минимуму риск причинения вреда в строительстве - обязанность всех его участников. И для этого не нужно ждать указаний надзорного органа.

Для решения этой задачи в прошлом году министерством строительства и территориального развития Мурманской области возобновлена традиция проведения конкурса на лучшую организацию строительной площадки. Такой конкурс проводится и в этом году.

- Ирина Львовна, мы встречаемся накануне профессионального праздника и понимаем, что выполнение тех планов, о которых мы столько говорили, зависит именно от профессиональной подготовки строителей.

От кадровой политики зависит будущее отрасли. И вопросы кадрового обеспечения, и вопросы развития стройиндустрии должны решаться одновременно. К разработке таких программ мы уже приступили.

Трудно представить более мирную и почетную профессию, чем строитель. Издревле на Руси строитель-созидатель всегда считался первым человеком. Но строители никогда не жили в благоприятных условиях.

Мы сегодня много говорим о планах и проблемах, потому что перемены в отрасли, действительно, назрели, но мне бы хотелось, чтобы неизменными оставалась одержимость работой и профессионализм строителей. Строительный комплекс Заполярья имеет свои глубокие традиции и молодым есть чему научиться у ветеранов.

Став строителем, остаешься им навсегда. Я поздравляю с Днем строителя всех, кто причастен к этому празднику. В первую очередь, конечно, ветеранов отрасли. Здоровья всем вам, вашим семьям, родным и близким. А строительному комплексу Заполярья крепнуть на благо мурманчан.

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 3 2011

Еще статьи по теме "Строительство в Мурманске":

Строительство новых АЗС в Мурманской области

Строительство новых домов в Мурманске

Строительство социального жилья в Мурманске

Строительство жилья для социальных нужд

Для активизации строительства в городе Мурманске необходимы изменения полномочий по распоряжению земельными участками и согласованное развитие инженерной инфраструктуры