«Сибирь» идет на полюс Печать

Высокоширотная экспедиция  атомного ледокола «Сибирь»  в район Северного полюса

Свою десятую навигацию атомный ледокол «Сибирь» начал проводкой судов в Карском море на линии Мурманск - Дудинка. После трех месяцев работы он был отозван в Мурманск.

Готовилась высокоширотная экспедиция в район Северного полюса. Перед экипажем ледокола под командованием капитана 3. А. Вибаха и экспедицией под руководством Героя Советского Союза А. Н. Чилингарова стояли две ответственные практические задачи: эвакуировать дрейфующую полярную станцию СП-27 и организовать новую - СП-29. СП-27 находилась в труднодоступном районе, вблизи Северного полюса.

Размеры и состояние льдины не позволяли произвести там посадку самолетов: она продолжала разрушаться и стала небезопасна для работы и жизни полярников.

8 мая 1987 г. атомоход «Сибирь» вышел из Мурманска. Его курс был проложен через Баренцево море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа до 87° северной широты, где дрейфовала полярная станция. Для безопасности плавания на ледоколе была создана оперативно-научная группа, которая принимала с искусственных спутников Земли информацию о состоянии ледовой обстановки, поддерживала связь с ледовой разведкой. Кроме практического задания, в программу высокоширотного рейса входил комплекс океанологических, геофизических, гидрометеорологических исследований. На борту находились ученые Арктического и Антарктического института, институтов океанологии и географии АН СССР, специалисты из Министерства геологии СССР, Главного управления картографии и геодезии при Совете Министров СССР и других ведомств. Экспедицию обеспечивали Госкомгидромет СССР, министерства морского флота и гражданской авиации. Десять суток понадобилось ледоколу «Сибирь», чтобы пробиться к полярной дрейфующей станции. От Мурманска он прошел 1360 миль, из них 1020 миль во льдах. Последние мили пришлось преодолевать ударами. Сплоченные, тяжелые льды 4-метровой толщины, торосы... В это время года в столь высокие широты не заходило еще ни одно надводное судно.

По всему маршруту постоянно велась ледовая разведка с вертолетов Ми-2 и Ми-8, а также с самолета Ил-24Н, что намного облегчало задачу выбора пути судоводителями. Можно понять радость 14 полярников, проживших на льдине почти год, когда они увидели приближающуюся в дымке громадину ледокола. Люди на льдине стреляли из ракетниц, бросали вверх шапки... Первый этап экспедиции закончился 18 мая, накануне 50-летия со дня организации научно-исследовательской дрейфующей станции СП-1.

Во время эвакуации полярной станции самолет Ил-24Н и вертолет Ми-8 произвели ледовую разведку к Северному полюсу, до которого оставалось всего 212 миль. Разведка показала: чтобы достичь Северного полюса, понадобится около недели. Быть рядом с полюсом и не побывать на нем, этого никогда не простили бы себе ни моряки, ни члены экспедиции...

25 мая в 15 ч 59 мин по московскому времени ледокол «Сибирь» вышел в географическую точку Северного полюса. В истории арктического мореплавания второе надводное судно в активном плавании достигло вершины планеты. Над полюсом снова взвился флаг нашей Родины.

Желающие, а ими оказались почти все моряки и члены экспедиции, смогли за считанные минуты совершить кругосветное путешествие - пересечь все меридианы Земли. В районе полюса ученые выполнили комплекс научных исследований. Этот рейс стал большим успехом советской науки и техники в год 70-летия Великого Октября.

И снова ледокол в движении, теперь путь на юг. По-прежнему тяжелая ледовая обстановка. Обогнув Землю Франца-Иосифа с запада, ледокол взял курс на мыс Желания, северную оконечность Новой Земли. У Новой Земли встретили караван судов во главе с ледоколом «Красин». Взяв одно из судов на короткий буксир, «Сибирь» продолжила путь на Диксон, где полярники СП-27 простились с гостеприимными моряками. На борт взяли груз и персонал СП-29.

Наступил последний этап экспедиции. 4 июня «Сибирь» взяла курс на северо-восток к проливу Вилькицкого. 6 июня вышла в море Лаптевых и повернула на север. Скорость резко упала. Начинался лед Таймырского массива. Ледокол вынужден прокладывать себе путь ударами...

Начальник СП-29 В. Лукин вместе с гидрологами вылетел для осмотра льдины, на которую предстояло высадить персонал станции и доставить груз.

С большой радостью встретили моряки и члены экспедиции приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева: «Дорогие товарищи! Советские люди с гордостью и восхищением следят за ходом вашей экспедиции. В славную историю освоения и изучения Арктики вписана новая замечательная страница. Желаю успешного завершения намеченной программы. Здоровья вам и счастья, новых свершений на благо нашей социалистической Отчизны».

9 июня подошли к льдине, которая находилась в координатах 80°1 5' северной широты, 113°27' восточной долготы. Разгрузка шла круглые сутки. Надо было не только извлечь 360 т груза из трюмов ледокола, но и развезти его тракторами по своим местам, помочь полярникам поставить домики. Затем состоялось торжественное открытие новой полярной станции СП-29. 19 июня атомный ледокол «Сибирь» возвратился в порт приписки. Теплые встречи, поздравления с успешным завершением экспедиции ждали моряков в Мурманске. Более 40 суток продолжался этот беспримерный рейс в высокие широты, который войдет в историю освоения Арктики.

СОВЕТСКИЕ АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ

Еще статьи по теме "Атомные ледоколы":

Атомные ледоколы будут акционированы

Глава Росатома заявил, что атомные ледоколы никогда не будут продаваться в частные руки

Из истории создания первого атомного ледокола

Советские атомные ледоколы

Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход

«Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол

 Северный морской путь и ледокольный флот