СРЗ-2 Печать

Судоремонтные мастерские на Абрам-мысе были построены в 30-х годах. Когда-то они были призваны ремонтировать мелкий моторный флот, принадлежащий строительству Беломорско-Балтийского канала. Ловили рыбу для нужд ББК их суда, базируясь на Порт-Владимир, где была промысловая база. На Абрам-мысе был лагерь, бараки которого существовали ещё до 70-х годов.

С окончанием строительства Беломорско-Балтийского канала судоремонтные мастерские были переданы рыбакам, В предвоенные и военные годы мастерские были заняты ремонтом судов «Морзверрыбпрома», Запорного хозяйства, рыболовецких колхозов. В 1943 - 44 годах строились здесь мелкие промысловые суда - моторно-парусные ёлы для рыболовецких колхозов.

Старое деревянное здание, под которым во время прилива плескалась вода, держалось на подпорках. О минимальных бытовых помещениях не было и речи. Небольшой, около 40 метров, причал. Судоремонтный слип для подъёма мотоботов, построенный заводчанами благодаря энтузиазму директора мастерских Дзятко Георгия Фёдоровича и гл. инженера Воронина В. Своя электростанция, мощности которой едва хватало на нужды посёлка и производства. Водоснабжение осуществлялось из озерка, в центре посёлка. Пить из него воду, при обильном хлорировании, санитарная служба позволяла с большим трудом. Жильё - деревянное, в основном частные дома и каркасно-засыпные бараки. Дороги нет, только через залив катерами.

Стараниями коллектива, руководства мастерских с помощью строителей РСУ «Мурманрыба» в послевоенные годы были построены добротные деревянные брусчатые дома квартирного типа. Появилось центральное отопление. Позже было построено несколько 2-х, 3-х этажных, частично благоустроенных кирпичных домов, баня, встроенные магазины. В конце пятидесятых годов начал остро вставать вопрос: закрывать или реконструировать и расширять мастерские. Возросший флот, в особенности суда «Мурмансельди», остро нуждались в специализированном судоремонтном предприятии, но капиталовложений не хватало. Не без помощи партийных и советских органов области удалось добиться включения в планы работ строительство Абрам-мысских мастерских.

В 1963 году вступил в строй новый цех, в котором размещались слесарно-сборочный, станочный и другие вспомогательные участки.

Мастерские были подключены к линиям электроснабжения Колэнерго. Был оборудован деревообрабатывающий цех. Начал действовать в старом здании цех по производству пенопласта, который использовался для оснащения наплавов и дрифтерных сетей. С организацией Главка «Севрыба» Абрам-мысские судоремонтные мастерские были преобразованы в судоремонтный завод № 2 Главка «Севрыба».

В 1963 году был утвержден новый проект реконструкции СРЗ № 2. В ходе строительства он подвергался переработке и в 1969 году окончательно утверждён. Был построен практически новый вполне современный завод. При проектировании и строительстве завода был применён крупноблочный метод промышленного строительства, когда под одной крышей объединились технологически связанные меха и участки, склады запасных частей и заготовок, моечные и другие вспомогательные участки. В ходе строительства возведено 400 пог. метров причалов из стального шпунта и железобетона, на которых смонтировано необходимые грузоподъёмные средства, подведены все виды энергоснабжения, водоснабжения. Причалы, являясь дорогостоящими сооружениями, в то же время в большой мере определяют мощность судоремонтного предприятия, ибо, как известно, значительный объём судоремонтных работ проводится на судне у причала. В комплекс строительства вошли:

- блок механо-монтажных (слесарных) работ общей площадью 6480 м2 и строительным объёмом в 86990 м3, примыкающее к зданию цех - 4-х этажное здание, - где разместились бытовые помещения, раздевалки, душевые, медпункт, буфет и другие санбытовые помещения, а также заводоуправление и инженерные службы. Блок ММЦ введён в эксплуатацию в 1970 г.

- блок корпусных цехов (трубопроводный, кузнечный, корпусно-сварочный, а также электроремонтный цех) введён в эксплуатацию в 1968 году. Работающие были обеспечены полным набором бытовых помещений в соответствии с нормами. Площадь блока корпусных и электромонтажных цехов составляет 3782 м2, включая благоустроенные бытовые помещения, буфет. Ранее построенный цех был перестроен и переоснащён в блок вспомогательных цехов и участков.

Одновременно, в разное время, построены: водопровод от реки Лавна (около 60 км) обеспечивающий нужды не только завода, но и судов у причала, и возросшего посёлка (на реке построены плотина, хлораторная, подстанция); котельная, обеспечивающая нужды завода и посёлка. Сверх ранее утверждённого проекта построены: пирс длиной 100 пм (причальный фронт 210 пм) с глубинами, обеспечивающими стоянку судов с большей, чем расчётная для заводских причалов осадкой; вторая «нитка» водовода с насосной, повысившие надёжность и регулярность подачи воды не только посёлку Абрам-мыс и заводу, а также колхозу «Ударник» и жителям села Минькино.

Построен вполне современный перспективный судоремонтный завод и благоустроенный жилой посёлок. Были разработаны предложения по дальнейшему развитию завода, ибо образованная территория позволяла построить ещё большой блок цехов. Но... пришли другие времена. При проектной мощности в 11,0 миллионов рублей валовой продукции в 80-х годах заводской коллектив достиг показателей по выпуску продукции до 10,5 млн руб., в т.ч. 9,3 - 9,5 млн. рублей судоремонта. На заводе работало около 1,0 тысячи человек, в т.ч. 160 ИТР. В 1999 г. на заводе работало около 250 человек, в т.ч. 54 человека ИТР.

В строительстве завода принимали участие строители треста «Мурманскморстрой» (управляющий Бакланов А.С., гл. инженер Куликов В.О.
Дом культуры, водопровод, жилье, столовая, баня были построены руками строителей СМУ «Севрыба» (начальники СМУ Линкевич В.А., Иванов В.М., главные инженеры Галилеев В.Н., Горюнов И.Г., Шарапов И.Н.).

Введены в эксплуатацию кузнечно-сварочный цех междурейсовых судоремонтных мастерских (СРЗ № 1), что дало прирост мощности в 2,7 млн. рублей в год, столовая на 500 посадочных мест, здание портоуправления площадью 2,9 тыс. м2 служебных помещений, произведена реконструкция коптильного № 1, позволившая увеличить выпуск отличной копчёной продукции с 8,7 т до 14,0 т в сутки.

Проектировали и вели авторский надзор за строительством коллектив проектного института ЛО «Гипрорыбпром» (директор Щеряев ММ, гл. инженер проекта Гушанский М.С.), объекты жилищного и социального строительства - проектный институт  «Мурманскгражданпроект» (директор Зильберштейн). Самое активное участие в строительстве принимали рабочие и ИТР завода (директора Дзятко Г.Ф., Ледер А.А., Моисеев Е.И.), комплектовали стройку материалами и оборудованием сотрудники УМТС «Севрыба».

Причалы мои путевые