«Черный ящик» на башенном кране... Печать

«СевМИС» регулярно проводит диагностику башенных кранов, автовышек

По сведениям Госгортехнадзора России (Информационный бюллетень № 1 (16) за 2005 г.) за прошедший 2004 год в Российской Федерации на предприятиях и объектах из-за аварийности грузоподъёмной техники произошло 50 несчастных случаев со смертельным исходом, в том числе 12 из-за неисправности технических устройств и 17 (самый большой показатель) из-за неисправности приборов и устройств безопасности.

Помочь избежать столь трагичных последствий может своевременный ремонт используемой грузоподъёмной техники и последующий контроль её работы посредством приборов и устройств безопасности. Крупные предприятия, как правило, имеют свою службу проверки этих приборов, но подавляющее большинство организаций среднего и малого бизнеса, которые занимаются строительством, не в состоянии обеспечить такую службу ни достаточно оборудованной технической базой, ни персоналом экспертов нужной квалификации. Помочь им может Мурманская компания ЗАО «Северный морской инженерный сервис».

Закрытое акционерное общество «Северный морской сервис» было организовано в 1992 году на базе филиала совместного советско-финского предприятия, в свою очередь, северный филиал был организован на базе двух отделов Гипрорыбфлота Мурманского проектного института «Гипрорыбфлот». Это подразделение диагностики и теплотехническая лаборатория. После сокращения количества судов в составе флотов Мурманска, ЗАО «СевМИС» переориентировало свою деятельность и в качестве одного из направлений выбрало работу с объектами, подконтрольными Гостехнадзору России. Это грузоподъёмные краны, котлы, сосуды, работающие под давлением. ЗАО «СевМИС» является одной из старейших организаций, а по оснащённости современными приборами и испытательными стендами — единственной в области.

Инженерно-технические кадры проходят трёхступенчатую аттестацию в аттестационных центрах Москвы и Петербурга. В настоящее время все специалисты ЗАО «СевМИС» аттестованы на II, III уровень квалификации, а также в качестве эксперта.

ЗАО «СевМИС» занимается не только обследованием и диагностикой грузоподъёмной техники, но и её ремонтом. Показателем авторитетности специалистов может служить тот факт, что военные доверили им ремонт крана, предназначенного для погрузки ядерных ракет на подводные лодки. Несмотря на то, что работать пришлось в тяжёлых зимних условиях, ремонтники с задачей успешно справились. Хорошо налажено сотрудничество и со строителями, в частности с Управлением механизации строительства, для которого «СевМИС» регулярно проводит диагностику башенных кранов, автовышек, Кандалакштрансстроем, ОАО «Спецстроймеханизацией» и другими заказчиками не только в Мурманске, но и в области. Кроме обследования и ремонта грузоподъёмной техники, «СевМИС» занимается приборами безопасности грузоподъёмных кранов.

Как показывает опыт, одной из основных причин аварий с кранами является неисправность (или отключение обслуживающим персоналом) приборов, отвечающих за безопасность. И если бороться с безответственными работниками строительных предприятий, которые устанавливают блокирующие работу приборов шайбы, перемычки и т. д., наши специалисты не могут, то помочь тем, кому дорога собственная жизнь и жизнь своих работников, они всегда готовы. «СевМИС» является членом Всероссийской Ассоциации РоссМА, которая занимается оснащением кранов современными приборами безопасности, а его генеральный директор Зубрилов Андрей Николаевич — членом технического совета.

В настоящее время все краны должны оснащаться «чёрными ящиками» с регистраторами параметров для того, чтобы, если авария всё-таки произойдёт, можно было установить её причину. Это поможет бороться с аварийностью впоследствии. Запись при наличии «чёрного ящика» идёт посекундно, можно достоверно установить, с каким вылетом работал кран, с каким грузом. Иногда ремонтникам приходится возвращать в строй краны, буквально изогнутые дугой, при этом владелец горячо уверяет, что никаких нарушений не происходило. И только из «ящика» можно узнать, имелись ли на самом деле перегрузы или нет. Сейчас  для промышленности  разработаны микропроцессорные приборы, которые при нарушении правил эксплуатации техники могут ограничить или же полностью остановить работу.

Например, при опасной близости к линиям электропередач. Количество строительной техники, в том числе башенных кранов, в Мурманске за последние десять лет значительно сократилось. Старые машины поизносились, однако купить новые, стоимостью несколько миллионов, не каждое предприятие может себе позволить. Выход один — обновлять и ремонтировать имеющуюся в наличии технику, годную к эксплуатации, оснащая её современными приборами безопасности. Генеральный директор «СевМИСа» Зубрилов Андрей Николаевич смотрит в будущее с оптимизмом: «Я считаю, что строительство в городе будет продолжаться, — говорит он, — как гражданское, так и промышленное.

Уже сегодня УМС распределил все свои краны по объектам, они все занимаются делом, и если начнётся строительство какого-то нового объекта, то придётся искать кран за пределами области».

Недавно принято решение о строительстве порта на противоположном берегу Кольского залива, это создаст большой объём строительных работ, возрастут потребности в строительной технике. Андрей Николаевич уже сегодня думает о дне завтрашнем. «СевМИС» планирует в ближайшее время закупить строительную технику, бывшую в употреблении — вышки, краны, автомобили, отремонтировать её (благо, опыта в этом им не занимать) и сдавать в аренду строительным компаниям.

Пока же специалисты «СевМИСа» занимаются привычными делами. Кроме ремонта грузоподъёмной техники (в том числе с применением сварки), монтажа, обслуживания, настройки и ремонта приборов безопасности, они выполняют ещё ряд услуг — экспертизу промышленной безопасности, энергоаудит, аудит тарифов ЖКХ, анализы топлива, масел и других жидкостей. Отмена лицензирования в строительстве ЗАО «СевМИС» не коснулась, так как экспертиза промышленной безопасности осталась в перечне видов деятельности, по-прежнему подлежащих лицензированию. Андрей Николаевич считает это правильным, боле того, он уверен, что без создания надзорной системы со стороны страховых компаний отмена лицензирования опасных производственных объектов преждевременна. Для проведения всех видов работ «СевМИС» имеет весь перечень необходимых лицензий — от Федеральной лицензии Ростехнадзора на экспертизу опасных технических объектов до лицензии ФСБ на работу с гостайной.

В начале статьи были приведены статистические данные аварийности грузоподъёмной техники. Однако приведенная выше статистика — это только «верхушка айсберга» аварийных ситуаций. Зачастую владельцы кранов предпочитают оплатить стоимость ремонта повреждённой техники, не предоставляя сведения о происшествии в органы Ростехнадзора. За видимым благополучием на самом деле скрываются огромные затраты, которых можно избежать, стоит лишь наладить контроль над используемой техникой в соответствии с нормативными документами.

Помочь в этом нужном деле каждой строительной компании готовы специалисты ЗАО «СевМИС».

Материал подготовила Елена Сенина

Журнал "СЕВЕР строительный" № 5 2005 г.

Еще статьи на тему "кран":

На набережной в Петербурге из-за смещения грунта упал кран

На УВЗ начали монтировать новый разливочный кран

В Новосибирске башенный кран упал на черный Mercedes замгенпрокурора России

В Красноярске упал башенный кран; два человека погибли

В центре Лондона упал вертолет, задевший строительный кран