Секретарь обкома партии Е.Комаров Печать

Так получилось, что в первом и последнем номере еженедельника в 1989-м году были материалы о Е.Б. Комарове99 .

В первом - интервью с ним, как с начальником главного планово-экономического управления, первого заместителя председателя Мурманского облисполкома, в последнем - выступление как секретаря обкома КПСС, выдвинутого кандидатом в народные депутаты РСФСР. Сравним эти публикации, чтобы определить позицию на финише восьмидесятых одного из ярких на Мурмане политиков.

1 января 1990 года область переходила на региональный хозрасчет. Потому-то первоочередным делом и для «главного экономиста» региона, и для секретаря обкома партии была подготовка к этому переходу. В начале года Комаров осторожен в высказываниях:

- Главному планово-экономическому управлению облисполкома, экономическим службам предприятий необходимо определить нормативы формирования областного бюджета, отчисления платы за землю, воду, какая сумма останется в области для развития культуры, народного образования, здравоохранения, другими словами для людей, для повышения их благосостояния. Затем сессия областного Совета примет решение, которое и станет законом для всех предприятий, организаций, учреждений. Исходя из нужд, потребностей области и будем строить свои отношения с союзными министерствами... Предварительно можно уже сказать, что наши желания пока не совпадают с возможностями, и здесь не все зависит от мурманчан. Согласитесь, что соединить интересы территории и области, министерства и местных Советов - довольно непросто. Диктат министерств преодолеть пока не удается. Советы не являются фактически хозяевами своего региона.

Например, в области мы имеем острый дефицит товаров народного потребления. Но ни одно министерство не выделило средств на строительство специализированных производств...

В лице министерств в определенной мере мы видим противников революционных преобразований. Вот факт. Когда предприятия переходили на первую модель хозрасчета, то им министерства говорили, что, мол, вводятся долгосрочные нормативы. Но оказалось, что министерства поступили с ними так, как им заблагорассудится: то снижали, то повышали. Чем трудовые коллективы лучше работали, тем больше отчисляли средств в министерские фонды. Для чего? Чтобы поддержать плохо и средне работающие предприятия. Это называется латать дыры в экономике и содержать бездельников. Сам по себе региональный хозрасчет ничего не изменит, если настойчиво не добиваться перемен в управлении. У нас есть серьезные предположения по этому поводу, с которыми выйдем на правительство и надеемся получить там поддержку. Что имеется в виду? Мы считаем, что все предприятия следует вывести из подчинения министерств. Создать Кольское межотраслевое государственное производственное объединение. Центральный орган - Госплан доводил бы только госзаказ. И все.

А трудовые коллективы на деле бы претворяли лозунг о самостоятельности.*

В конце года секретарь обкома партии Комаров намного смелее и раскованнее в высказываниях:

- Я - оптимист, но на вещи смотрю реально. Раскачиваться, буксовать больше не имеем права. У народа должны быть гарантии, что перестройка не захлебнется. Если говорить об условиях нашей области, сразу надо отметить, что 90-й год не будет легким, ведь нам предстоит переходить на региональный хозрасчет. В связи с этим у меня немало сомнений. К сожалению, стопроцентных наработок, выверенных и «обкатанных», пока нет. В теории вроде бы все ясно, но как все это будет применяться на практике - никто не знает. Худо-бедно отработан механизм перехода на республиканском уровне. А вот с областью... Каким будет экономическое взаимодействие? Раньше все держалось на личных связях: что выпросил, то и получил. Секретари горкомов, обкомов занимались совершенно не свойственным их функциям делом - выколачивали, выбивали, доставали. Теперь же важно определить источники и нормативы, по которым будут формироваться бюджеты района, города, области. И начинать не с расходной части, а с доходной. Вероятно, придется думать и о повышении цен на продукты, которые производим в области. Иначе просто не сможем себя прокормить. Иными словами, мы обязаны жить по средствам.

С предстоящими выборами связываю многое. Надеюсь, что Советы станут в конце концов хозяевами на своей территории. Не будут зависеть ни от центра, ни от ведомств. А пока Совет как выступал в роли просителя, так и выступает. Депутат как не мог ничего сделать, так и не может. У местной власти должны быть реальные рычаги управления - не административно-командные, а экономические.·

На положение дел в нашей рыбной отрасли Евгений Борисович тоже имеет свой взгляд:

- Мы должны очень точно подсчитать, сколько имеем и сколько тратим, положительное у нас сальдо или отрицательное. Пока могу только сказать, что «Севрыба» из-за несовершенства ценообразования имеет дотацию в размере 300 миллионов рублей, агропромышленный комплекс - 100 миллионов... Я выскажу, может быть, субъективную точку зрения, спорную, на положение дел в рыбной промышленности области. Для успеха, реализации больших ее возможностей необходимо ограничить прием рабочей силы, приобрести новые типы судов, ориентирующихся на выпуск чистого белка из сырья, сократить вылов рыбы, производство пищевой продукции, увеличить выпуск кормовой муки. Рыбный флот, таким образом, получит новую, более привлекательную окраску... Создание совместных предприятий - одна из альтернатив ускорения. Ведь не секрет, что наш хозяйственный механизм пока еще тяжел на подъем. Поэтому, не сбрасывая со счетов самостоятельное решение собственных проблем, мы предлагаем нашим северным соседям принять участие в Кольском проекте - широкомасштабном плане развития региона. Эти предложения инофирмами изучаются. \Из интервью «Бороться за обновление»\.

На страницах книги мы еще не раз вернемся как к идеям, высказанным Е.Б.Комаровым в этих двух публикациях, так и к самой личности политика.

99 - КОМАРОВ Евгений Борисович, в 1991-1996 годах глава администрации Мурманской области. Родился в 1942 году в Тверской области. С 1961 года, после окончания железнодорожного училища, на Кольском полуострове. Работал бригадиром по ремонту путей на железнодорожной станции Выходной. Служил в армии. Демобилизовавшись, работал на комбинате «Печенганикель» и на подземном руднике «Каула-Котсельваара». С 1972 года на партийной и советской работе. С 1985 года начальник планово-экономического отдела \облплана\ Мурманского облисполкома. С декабря 1988 года секретарь обкома партии. В 1990 году избран председателем Комитета по социально-экономическому развитию Севера Российской Федерации. С 1991 года глава администрации Мурманской области \назначен Указом Президента РФ\.

· Бороться за обновление, «РМ» от 1 января 1989 г.

· «У народа должна быть гарантия», «РМ» от 29 декабря 1989 г.

S В 1988 году средняя ежемесячная зарплата в области составляла 375 рублей.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)