Мореходки: поиск источников финансирования Печать

 Должен быть государственный, централизованный источник финансирования подготовки морских специалистов

В 1991-м все уже понимали, что переход к рыночной экономике сложен и трудоемок. Что пути, подходы, методы и способы достижения поставленной цели у руководителей как союзного, так и республиканского ранга противоречивы, амбициозны и зачастую не имеют логического завершения. Рынок во всей своей красе еще не предстал перед советским человеком, еще не показал всех своих гримас.

Руководители предприятий и так и сяк примеривали на себя рыночные отношения, пытались «вписаться» в будущие экономические связи. Думалось, что для этого будут еще отпущены год-два и московские власти возьмутся наконец-то за ум, спустят в регионы циркуляры и ценные указания, где учтут и предусмотрят, подскажут и направят… Возникал вопрос: а есть ли кадры, которые знают, что такое рынок, маркетинг, логистика, финансовая система рыночного типа и другие составляющие, без которых рынок превращается в неуправляемый хаос, базар? Таких кадров у нас не было по той простой причине, что для их подготовки не было ни времени, ни необходимых производственно-экономических и социальных условий. На научную практику капитализма советская философия смотрела как баран на новые ворота и в лучшем случае принимала классическую позу умолчания, в худшем – поливала грязью инакомыслящих… Впрочем, это я уже начинаю цитировать статью начальника Мурманского морского колледжа им. И.И.Месяцева Юрия Константинова. Предоставим ему слово.

- Сегодня среднее специальное образование оказалось перед фактом выживания в условиях грядущей экономики. А точнее сказать, брошено на произвол судьбы, - пишет начальник средней мореходки. – Министерство решает свои задачи, пытаясь себя сохранить. «Севрыба» не слезает с картотеки и отмахивается от тебя, как от назойливой мухи. Местные власти вообще не владеют ситуацией и пытались даже вынести вопрос об упразднении колледжа на рассмотрение сессии… Да, двум прославленным мореходкам в том качестве, как они нынче есть, стало тесно на Кольской земле. Анализ показывает: рыбная отрасль держится на выпускниках средних мореходных училищ. Именно техники составляют основную часть (70 %) комсостава промысловых флотов отрасли, несмотря на то, что вузы выпускают в 1,5 - 2 раза больше морских специалистов, затрачивая на это в 2-2,5 раза больше средств, чем средние учебные заведения.

Мы начали эксперимент по подготовке специалистов для промысловых флотов, отвечающих требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня. С начала следующего учебного года будет осуществляться набор абитуриентов на три независимые ступени. Первая – на базе 9 классов, с получением диплома рядовой морской специальности, вторая ступень – на базе отслуживших в армии и окончивших среднюю школу, с присвоением квалификации техника соответствующей специальности, и третья ступень – по направлению с флотских организаций, с вручением диплома младшего инженера. Флотам трудно определиться, сколько и какие конкретно специалисты им понадобятся через 4-6 лет (таковы сроки обучения в ММУ и МВИМУ), они не могут спрогнозировать ситуацию хотя бы на один наш набор вперед. Надеюсь, что ступенчатый цикл обучения позволит нам управлять процессом подготовки флотских кадров.1

Эксперимент, конечно же, хорошо. Но ведь сам по себе он основных проблем для мореходки не решает. Так как же руководитель собирается выживать в условиях рынка, когда образование бросают в один котел с производственными предприятиями, спрашивая при этом: выживите? И Константинов со всей прямотой отвечает на этот вопрос:

- Нет, никогда мы не выживем при таком подходе к среднему специальному образованию. Ни в одной стране такого нет, чтобы образование зависело от промысловой обстановки. И все разговоры о том, чтобы самим зарабатывать необходимые средства для развития колледжа – пустая трата времени. Мы не сможем заработать столько средств, сколько нам необходимо, во-первых. И, во-вторых, прежде всего у нас должна голова болеть о качестве образования, о том, как подготовить специалиста, нужного для флота, а не о том, как заработать средства на существование. Должен быть государственный, централизованный источник финансирования. Другое дело – зарабатывать дополнительные средства, которые можно направить на развитие базы, стимулирование сотрудников, курсантов колледжа и другие цели. А сегодня пока приходится ходить с протянутой рукой или накручивать диск телефона, выпрашивая нужную сумму из месяца в месяц, из квартала в квартал. Из-за финансовой нищеты не находим пока взаимопонимания и по развитию учебно-производственной базы. Руководство АРП «Севрыба» не может решить, кто будет нести затраты на проведение практики курсантов. А кто-нибудь когда-нибудь подсчитал сколько денег мы потеряли из-за оторванных тралов, недоловленной рыбы, аварий по причине недостаточной практической подготовленности специалистов? Нет, конечно. Да и зачем? За прямые затраты есть кому отвечать, а за эти, косвенные, - ответственности нет. Море все спишет, хотя эти потери на порядок выше. Ведь кадры решают все.2

Вот такой была позиция начальника Мурманского морского колледжа. Что ж, Константинов вполне реально видел перспективу и не строил воздушных замков. Кстати, положение, в которое попало мореходка, во многом схожа с ситуацией, которую мы пытались разрешить в редакции «Рыбного Мурмана», борясь за право на существование газеты. Как говорится, попались на свой же крючок – агитировали за новые, рыночные отношения, в конечном же итоге оказались на мели. Но об том разговор еще впереди. А сейчас послушаем ректора МВИМУ А.П.Гальянова3, вспомним, как он пытался обеспечить стабильную работу вуза.

- Ситуация, конечно, не из легких. Хотя 1 января этого года мы снова перешли на финансирование из госбюджета, борьба между центром и республиками сильно влияет на благополучие вузовского коллектива, - сетует Александр Павлович. – Каждый день ждешь, что денежные поступления прекратятся. Для того, чтобы сохранить учебную базу на современном уровне, теперь самим приходится искать дополнительные источники финансирования. Принято решение об открытии в училище малого предприятия, которое будет заниматься выпуском деликатесной рыбной продукции. Производство кулинарных и копченых изделий будет осуществляться специалистами и курсантами согласно новым технологиям, разработанным кафедрой технологии рыбных продуктов. Думаю, что настало время взять в аренду два-три среднетоннажных промысловых судна – обеспечим их работу в промысловом режиме своими силами и будем получать определенные средства для того, чтобы повышать уровень оснащения технической базы подготовки специалистов. Пересматриваем наши взаимоотношения с экспериментально-опытной базой училища. Прежде она почти не давала прибыли. Если сократим там управленческий аппарат, создадим отдельные хозрасчетные участки, то труд работников станет эффективнее, значит, появится и прибыль.4

Далее ректор высшей мореходки рассказывает о том, как он оценивает современную кадровую политику на флотах, где морские специалисты уже не нужны в прежнем, большом количестве. В связи с этим резко уменьшило прием и училище. Если раньше на дневную форму обучения принимали 550 человек, то теперь только 300. Гальянов считает, что положение, согласно которому комиссия направляет выпускника в какую-то организацию или город, подчас без его согласия, не отвечает требованиям жизни:

- Рыночная экономика должна заставить производственников не только выбирать специалистов, но и заказывать высшему учебному заведению обучение по дополнительной программе для решения определенной задачи предприятия. Мы готовы идти на это, привлекая силы не только своего коллектива, но и приглашая преподавателей из других вузов страны, как это делается на нашем коммерческом факультете.

Если в средней мореходке проводился эксперимент по набору абитуриентов на три независимые системы, то в «вышке» был свой план трехступенчатого образования.

- Для того, чтобы мы могли готовить научных работников, творчески мыслящих людей, работающих на перспективу и имеющих хорошую гуманитарную подготовку, принято решение о создании морского технического лицея, - рассказывает ректор МВИМУ. – Все-таки ребята, которые приходят к нам на первый курс, имеют очень низкий уровень культуры. Потеряли, а может, не имели, интерес к отраслям знаний, формирующим интеллигентного человека. Наша задача – часть серьезной гуманитарной подготовки перенести в морской лицей. Он будет готовить специалистов не только для нашего училища…

Если говорить о повышении актуальности наших научных исследований, то вся сложность в том, что большая часть научных исследований оплачивается из госбюджета. Учитывая сложное финансовое положение страны, большинство вузов значительно уменьшили объем хоздоговорных работ научно-исследовательского характера, и мы в том числе. Но все же сумели на миллион рублей заключить хозяйственные договоры с промышленностью на научные исследования. В основном это касается повышения надежности судовых энергетических установок, новых технологий обработки рыбы, различных экономических проблем.

Несмотря на меры, которые предпринимает училище для обновления своей материальной базы, острой остается проблема оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Из-за того, что зарплата «не поспевает» за ростом цен, мы рискуем потерять наиболее талантливых молодых ученых. Социальную справедливость в оплате труда должно обеспечивать правительство, так как высшие учебные заведения финансируются их госбюджета Союза. Но пока что реальное положение дел говорит об обратном.5

1. Чтобы не остаться без кадров, «РМ» от 12 апреля 1991 года.
2. Там же.
3.ГАЛЬЯНОВ Александр Павлович, ректор Мурманского государственного технического университета, профессор, академик Академии транспорта РФ, действительный член Нью-Йоркской академии (1995), заслуженный работник рыбного хозяйства России (1987), почетный гражданин Мурманска (1998). Родился в Новгородской области, русский. Окончил судомеханический факультет МВИМУ (1955). Работал механиком, ст. инженером Мурманского тралфлота, директором СРЗ-1, главным инженером, заместителем начальника «Севрыбы». С 1971 года в МВИМУ: проректор по учебной работе, а с 1990 года – ректор. Под руководством А.П.Гальянова училище превратилось в многопрофильный вуз. Умер в начале 2000-х годов.
4. МВИМУ: курс на рынок, «РМ» от 12 апреля 1991 года.
5. МВИМУ: курс на рынок, «РМ» от 12 апреля 1991 года.

«Выживем? Не выживем?» - История и современность