Освоение Арктики Печать

Развернуть работы по созданию атомных силовых установок для транспортных целей

Построить ледокол с атомным двигателем.

(Из Директив XX съезда КПСС)

Освоение Арктики, создание вдоль «фасада нашей Родины» регулярно действующей национальной транспортной магистрали - Северного морского пути - одно из важнейших достижений советского народа, воплотившего в реальность мечты многих поколений русских ученых и мореплавателей.

Уже на заре Советской власти огромное внимание уделялось организации плавания на арктических трассах. Достаточно вспомнить первые Карские экспедиции, плавание «А. Сибирякова», «Челюскина», «Г. Седова» и других судов, чтобы иметь представление о планомерном и настойчивом исследовании Арктики советскими моряками и учеными.

Однако навигация в те годы была непродолжительной: три-три с половиной месяца. Ледоколы, работавшие сначала на твердом, а затем на жидком топливе, постоянно требовали бункеровки, что в условиях Арктики дело непростое. Небольшая мощность энергетической установки (10 000 - 12 000 л. с.) не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью, в условиях сильного сжатия и низких температур. Поэтому внедрение атомной энергетики на морском флоте СССР было начато на ледоколах не случайно.

С вводом в эксплуатацию первого в мире атомного ледокола «Ленин» началась новая эра использования энергии атома в мирных целях. Более четверти века назад вышел на трассу Северного морского пути этот мощный ледокол, обладающий наибольшей энерговооруженностью, повышенной ледопроходимостью и небывалой автономностью плавания. Появление атомного ледокола в Арктике вселяло уверенность в благополучном осуществлении проводок караванов судов в самых тяжелых ледовых условиях. Атомный ледокол «Ленин» внес значительный вклад в совершенствование тактики проводки судов, увеличение скорости плавания во льдах. Было начато сначала опытное, а потом и регулярное плавание в труднодоступные районы Арктики, появилась возможность экспериментального плавания в весенне-летний и осенне-зимний периоды. На ледоколе «Ленин» успешно прошли всесторонние испытания в тяжелейших ледовых условиях два типа отечественных судовых атомных паропроизводящих установок (АППУ). В 1975, 1977, 1985 гг. вступили в эксплуатацию атомоходы второго поколения - «Арктика», «Сибирь» и «Россия» с однотипной АППУ.

Благодаря атомным ледоколам стала возможна круглогодичная навигация в Западном секторе Арктики.

Перестала зависеть от капризов погоды и состояния льда такая важная линия, как Мурманск - Дудинка. Вошли в практику Ямальские зимне-весенние рейсы к мысу Харасавэй. Исторические походы атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь» к Северному полюсу в августе 1977 г. и в мае 1987 г. продемонстрировали всему миру целеустремленность нашей страны в использовании атомной энергии в мирных целях на благо науки и прогресса, на благо народного хозяйства.

Атомный ледокол «Сибирь» в мае-июне 1978 г. за 18 суток провел дизель-электроход «Капитан Мышевский» из Мурманска в Берингов пролив, совершив сверхранний высокоширотный рейс.
 
Атомоходы «Ленин», «Арктика», «Сибирь» и «Россия» стали основной ударной силой ледокольного флота, обеспечивающего круглогодичную навигацию в Карском море.

В начале октября 1983 г. в Восточном секторе Арктики сложилась чрезвычайно тяжелая ледовая обстановка, грозившая сорвать обеспечение обширного района материально-техническими ресурсами и продовольствием и вызвать зимовку большой группы транспортных судов. Участие атомных ледоколов в проводке судов в этом районе позволило успешно справиться со своевременной доставкой народнохозяйственных грузов.

В Советском Союзе стране положительный опыт эксплуатации атомных ледоколов закреплен принятием программы дальнейшего строительства и создания новых типов атомных судов.

На Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде 31 октября 1986 г. спущен на воду атомный ледокол типа «Россия» - «Советский Союз».

По заказу СССР в Финляндии построены однотипные атомные ледоколы с малой осадкой «Таймыр» и «Вайгач».

В 1988 г. вступило в строй первое транспортное судно на ядерном топливе - лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», построенный в Керчи на судостроительном заводе «Залив» им. Б. Е. Бутомы.

На советских атомных ледоколах трудились около 1000 моряков различных специальностей, в том числе и новых для флота: инженер-оператор, инженер-радиохимик, инженер-дозиметрист, мастер АППУ и др. Благодаря их энтузиазму, мастерству, работоспособности стало возможным решение многих научно-технических проблем освоения атомной энергетики на морском флоте.

Важный вклад в создание, внедрение и становление атомной энергетики на флоте внесло Мурманское морское пароходство - первый судовладелец атомных ледоколов. Перед судовладельцем возникли принципиально новые задачи: технология обслуживания АППУ, обеспечение радиационной и ядерной безопасности окружающей среды и экипажа, освоение перезарядки реакторов, подготовка кадров и многие другие проблемы.

Важная роль в становлении и утверждении атомохода «Ленин» и последующих атомных ледоколов принадлежит начальникам Мурманского морского пароходства И. Д. Данилкину, Ю. Г. Левину, В. А. Игнатюку, секретарям партийного комитета пароходства Н. В. Вакорину,
A.П. Лукоянову, Ю. Н. Варламову, главному инженеру по атомным установкам пароходства, лауреату Государственной премии СССР, канд. техн. наук Л. Г. Данилову.

Пароходство разработало и внедрило систему технического обслуживания атомных судов, включающую в себя плавучие и береговые сооружения и обеспечивающую непрерывную и безопасную эксплуатацию АППУ ледоколов.

Достигнутые успехи стали возможны благодаря замечательным советским ученым и конструкторам И. В. Курчатову, И. И. Африкантову, Ю. Н. Кошкину, Д. В. Каганову, А. М. Шаматову, Е. Н. Черномордику, В. И. Неганову, А. Е. Перевозчикову; судостроителям Б. Е. Клопотову, B. И, Червякову, А. В. Юдину и многим другим.

Большой вклад в дело развития атомной энергетики на морском флоте внесли академик A.П. Александров, члены-корреспонденты АН СССР Н. С. Хлопкин, Ф. М. Митенков, докт.техн. наук Б. Г. Пологих; судостроители B. Н. Шершнев, В. И. Лунев, И. М. Козлов, В. И. Кузнецов, А. И. Поляков; машиностроители В. Д. Максименко, А. А. Гордеев, А. С. Пантелеев, Г. А. Гоголев, машиностроители Ленинградского Кировского завода М. А. Казак, М. К. Блинов, М. Д. Васильев; машиностроители завода «Электросила» В. М. Миничев, М. А. Семенов, Л. А. Ротштейн; ветераны-атомоходцы Б. М. Соколов, канд. техн. наук A. К. Следзюк, В. К. Кочетков, канд. техн. наук B. А. Каратеев, В. А. Мизгирев, В. К. Коваленко, Ю. С. Кучиев, О. Г. Пашнин, И. А. Домахин, В. А. Голохвастов, канд. физ.-мат. наук А. А. Адрианов, А. А. Ламехов, А. Н. Зюганов; инженерно-технические работники пароходства М. И. Чухманенко, А. К. Синяев, В. И. Соколов, Н. Я. Тетеревлев, М. Я. Семин, В. И. Харитоненко, канд. техн. наук С.И. Дождиков, А. И. Тумпаров, В. В. Пугач и многие другие.

СОВЕТСКИЕ АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ 

Еще статьи по теме "Атомные ледоколы":

Атомные ледоколы будут акционированы

Глава Росатома заявил, что атомные ледоколы никогда не будут продаваться в частные руки

Из истории создания первого атомного ледокола

Советские атомные ледоколы

Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход

«Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол