Энергетическая стратегия развития России Печать

Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом.

Этот комплекс является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики.

Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны.

Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический и кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное их использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.

Начавшийся экономический рост формирует ожидания существенного увеличения спроса на энергетические ресурсы внутри страны, что требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы, рынки и др.

Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны и населения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика.

Целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для роста экономики и повышения качества жизни населения страны.

Энергетическая стратегия России на период до 2020 года является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства в рассматриваемом периоде времени с учетом складывающихся внутренней и внешней ситуаций в энергетическом секторе и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, глобализации энергетических рынков, тенденций политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.

Главной задачей Энергетической стратегии России является определение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетом прогнозируемых результатов ее реализации.

Приоритетами Энергетической стратегии являются:

- полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны;

- минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

Главным средством решения поставленной задачи является формирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационных экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта, усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.

Основные механизмы государственного регулирования предусматривают:

- меры по созданию рациональной рыночной среды (включая взаимоувязанные тарифное, налоговое, таможенное - антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);

- повышение эффективности управления государственной собственностью;

- введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;

- стимулирование и поддержку стратегических инициатив в сфере инвестиционной, инновационной и энергосберегающей активности хозяйствующих субъектов.

Стратегические цели энергообеспечения национального хозяйства и развития отраслей ТЭК:

— увеличение производства первичных энергоресурсов;

— рост выработки электроэнергии;

— увеличение добычи нефти с 324 млн.т;

— рост производства моторных топлив;

— увеличение добычи газа;

— рост добычи угля.

Развитие сырьевой базы ТЭК

Россия обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом топливно-энергетических ресурсов, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России в углеводородном сырье, угле и уране.

Структура ресурсов ископаемых энергоносителей, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны, социальное развитие регионов.

Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности, что в перспективе, особенно в условиях быстрого роста добычи нефти, может стать серьёзной угрозой энергетической и экономической безопасности страны.

Структура запасов газа в России более благоприятная, чем нефти, однако также имеется тенденция увеличения доли сложных и трудноизвлекаемых запасов. Проблемы их освоения связаны с сокращением находящихся в промышленной разработке высокопродуктивных, залегающих на небольших глубинах запасов, со сложными природно-климатическими условиями и удаленностью будущих крупных центров добычи газа от сложившихся центров развития газовой промышленности (Восточная Сибирь и Дальний Восток, полуостров Ямал, Баренцево и Карское моря,), перспективами появления в ближайшие годы значительных запасов низконапорного газа, увеличением в составе разведанных запасов доли жирных, конденсатных и гелийсодержащих газов, требующих для эффективной разработки создания газоперерабатывающей инфраструктуры.

Анализ различных сырьевых источников для производства ядерного топлива в России показал, что до 2020 г. они будут обеспечиваться производством отечественного природного урана, накопленными складскими запасами, импортом и переработкой топлива транспортных и энергетических реакторов.

Суммарное производство урана в 2020 г. на запасах известных в настоящее время месторождений может составить 6,5-7,0 тыс. т при годовой потребности 10-12 тыс. т. Разница между годовой добычей природного урана и его общим прогнозируемым расходом будет покрываться складскими запасами урана и рециклом топлива с одновременным постепенным переходом на воспроизводство ядерного топлива в быстрых реакторах.

Российская Федерация располагает значительными балансовыми запасами угля (более 200 млрд. т -12% мировых), реально разведано 105 млрд. т. Геологические ресурсы углей оцениваются в 4450 млрд. т (30 % мировых). Однако запасы углей распределены крайне неравномерно: свыше 80 % всех запасов сосредоточено в Сибири, а на долю Европейской части России приходится лишь 10%.

По типам углей в структуре разведанных запасов Российской Федерации преобладают бурые - 51,2%, на долю каменных углей приходится 45,4%, антрацитов - 3,4%. Запасы коксующихся марок углей составляют 40 млрд. т. Из этого количества запасы особо ценных марок углей - 20 млрд. т (в том числе промышленных категорий, вовлеченных в разработку, - свыше 6 млрд. т), которые сосредоточены, в основном, на глубоких горизонтах (более 300 м) и требуют дополнительного геологического изучения и значительных капитальных затрат для освоения.

Средняя обеспеченность шахт запасами коксующихся углей в настоящее время составляет не более 13 лет.

Основные запасы коксующихся и других каменных углей всех марок - от длиннопламенных до антрацитов - сосредоточены в одном из главных угольных бассейнов России - Кузнецком. Разведанный сырьевой потенциал Кузнецкого бассейна - 57,3 млрд. т. Крупнейшей сырьевой базой для энергетики являются бурые угли Канско-Ачинского бассейна.

Необходимые объёмы геологоразведочных работ на углеводородное сырье, программа их реализации во времени, распределение по нефтегазоносным провинциям и субъектам Федерации должны учитывать естественную динамику поисково-разведочного процесса и влияние степени разведанности начальных суммарных ресурсов углеводородов на эффективность подготовки запасов.

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы углеводородов морской периферии России по сегодняшним оценкам составляют около 100 млрд. т в пересчете на нефть (из которых 16 млрд.т нефти и более 82 трлн.куб.м газа). Они распределены в 16 крупных морских нефтегазоносных провинциях и бассейнах. Основная часть этих ресурсов (около 66,5%) приходится на шельфы северных (Баренцево, Печорское и Карское) морей. Разведанность начальных суммарных ресурсов углеводородов российского шельфа незначительна и в большинстве районов не превышает 9-12% (лишь ресурсы нефти Балтийского моря разведаны почти на 14%, а ресурсы газа на шельфе Каспийского моря -почти на 20%).

Учитывая географическое распределение прогнозных ресурсов нефти и газа и достигнутый уровень геолого-геофизической изученности, предполагается ускоренный рост подготовки запасов углеводородов после 2005-2010 гг. в Баренцевом, Карском и Охотском морях, а также в российском секторе Каспийского моря.

Приоритетными направлениями НТП являются:

- разработка новых научно-технических и технологических решений по поиску и разведке нетрадиционных ресурсов нефти, освоение которых позволит значительно расширить ресурсную базу нефтяной промышленности;

- использование новых технологий, направленных на повышение эффективности и информативности геологоразведочных работ, что позволит исключить механическое наращивание объемов разведочного бурения;

- широкое использование трехмерной сейсмики, создание технологии и аппаратуры для радиогеопросвечивания с целью сканирования межскважинного пространства, что позволит в конечном итоге располагать более достоверной информацией о строении продуктивных пластов.

Несмотря на большой объем разведанных запасов угля, подготовленных к освоению, обеспеченность ими планируемой добычи угля по ряду районов ограничена из-за неблагоприятных географических, геологических и экономических факторов.

Важной задачей на ближайшие годы является совершенствование законодательных основ и практики недропользования, порядка получения лицензий на право геологического изучения недр, а также совмещенных лицензий на право геологического изучения недр и разработки месторождений в районах традиционной деятельности недропользователей с целью привлечения инвестиций в геологоразведочное производство и увеличения уровней прироста запасов нефти, свободного газа и конденсата.

Нефтяной комплекс

Стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются:

- стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты её переработки;

- обеспечение стабильно высоких поступлений в доходную часть государственного бюджета;

- обеспечение политических интересов России в мире;

- формирование устойчивого платёжеспособного спроса на продукцию сопряженных отраслей российской экономики (обрабатывающей промышленности, сферы услуг, транспорта и т.п.).

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач развития нефтяного комплекса:

- рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности;

- ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти;

- углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных в ней компонентов;

- формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей;

- развитие транспортной инфраструктуры комплекса для повышения эффективности экспорта нефти и нефтепродуктов, её диверсификация по направлениям, способам и маршрутам поставок на внутренние и внешние рынки;

- своевременное формирование транспортных систем в новых нефтедобывающих регионах;

- расширение присутствия российских нефтяных компаний на зарубежных рынках, их участие в производственных, транспортных и сбытовых активах за рубежом.

Нефтедобывающая промышленность

Перспективные уровни добычи нефти в России будут определяться в основном следующими факторами - спросом на жидкое топливо и уровнем мировых цен на него, развитостью транспортной инфраструктуры, налоговыми условиями и научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, а также качеством разведанной сырьевой базы.

Перспективные объемы добычи нефти в России будут существенно различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития страны. При сочетании благоприятных внутренних и внешних условий и факторов (оптимистический и благоприятный варианты развития) добыча нефти в России может составить порядка 490 млн. т в 2010 г, и возрасти до 520 млн. т к 2020 г..

При внешних и внутренних условиях, формирующих умеренный вариант социально-экономического развития страны, добыча нефти прогнозируется существенно ниже - до 450 млн. т в 2020 г. Наконец, в критическом варианте рост добычи нефти может продолжаться лишь в ближайшие 1-2 года, а затем ожидается падение добычи: до 360 млн. т к 2010 г. и до 315 млн. т к 2020 г. Конкретные объемы добычи нефти будут уточняться в зависимости от спроса на энергоресурсы, конъюнктуры мирового рынка нефти, инвестиционных ресурсов и организационно-технологических условий деятельности самих нефтяных компаний.

При благоприятных и относительно благоприятных условиях (благоприятном и умеренном вариантах развития экономики) будут сформированы новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия), на шельфе острова Сахалин, в Баренцевом море, российском секторе Каспийского моря, увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции.

Долгосрочная государственная политика в сфере добычи нефти должна быть направлена на создание стабильных условий, обеспечивающих устойчивое развитие отрасли, и предусматривать:

- совершенствование системы недропользования в целях повышения заинтересованности недропользователя вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- ограничение через лицензионные соглашения минимального и максимального уровня добычи нефти на каждом лицензионном участке;

- ужесточение требований и условий выдачи лицензий и обеспечение действенного контроля за эффективной разработкой месторождений;

- совершенствование системы налогообложения нефтяного комплекса (введение в перспективе гибкой системы налогообложения, ориентированной на рентный подход), налоговое стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов.

Нефтеперерабатывающая промышленность

Для обеспечения перспективных уровней внутреннего спроса России в нефтепродуктах и их экспорта предусматривается развитие нефтеперерабатывающей отрасли и прежде всего на основе повышения эффективности использования нефтяного сырья. Приоритетом станет последовательное повышение качества моторных топлив в соответствии с изменением транспортного парка, при сохранении технологически оправданного использования мазута в качестве резервного топлива на теплоэлектростанциях, безусловное удовлетворение нужд обороноспособности страны.

Основное направление развития нефтепереработки - модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов.
Реконструкция и модернизация НПЗ предусматривает опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции, таких как каталитический крекинг, гидрокрекинг, коксование остатков, висбкрекинг, производство битумов и др., внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородсодержащих высокооктановых добавок. Необходимо ликвидировать отставание в производстве современных моторных масел, для чего предусматривается развивать производства высокоиндексных базовых масел, эффективных присадок и их пакетов к маслам различного назначения.

Целевой задачей отрасли является также обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, сжиженными нефтяными газами, ароматическими углеводородами, мономерами, сырьем для сажи и др.) нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Рост потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье даже в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010 г. составит (против уровня 2002 г.) 2,0-2,5 раза.

Приоритетными направлениями НТП в нефтепереработке являются:

- разработка и создание катализаторов для гидрогенизационных процессов с высокой гидрообессеривающей активностью и гидрокрекирующей способностью, высокоэффективных реагентов, адсорбентов и абсорбентов, а также новых видов высокооктановых кислородосодержащих добавок к бензинам и технологий их производства;

- повышение качества дизельных топлив и авиационных керосинов на основе глубокой гидроочистки и гидроароматизации;

- получение малосернистого котельного топлива и малосернистого сырья для деструктивной переработки;

- разработка технологии и модульного оборудования для переработки тяжелых нефтяных остатков за счет термического воздействия до 430°С без водорода;

- технологии производства кокса игольчатой структуры и гидрогенизационные технологии для производства базовых компонентов масел, освоение процессов изокрекинга и изодепарафинизации.

Угольная промышленность

Стратегическими целями развития угольной промышленности в рассматриваемой перспективе являются:

- надежное обеспечение экономики и населения страны высококачественным твердым топливом и продуктами его переработки;

- обеспечение конкурентоспособности в условиях насыщенности рынка альтернативными энергоресурсами;

- устойчивое и безопасное развитие на базе современных научно-технических достижений и экологически чистых технологий.

Для достижения этих целей предусматривается решение следующих основных задач:

- создание правовых и экономических условий для обеспечения потребностей России в твердом топливе на основе эффективного использования потенциала отрасли;

- развитие базовых угледобывающих районов и месторождений Сибири, Дальнего востока и Европейской части России, расширение разработки месторождений с благоприятными горно-геологическими условиями;

- повышение качества угольной продукции на основе увеличения глубины обогащения коксующихся углей, внедрения новых технологий обогащения и глубокой переработки энергетических углей;

-дальнейшее развитие угольно-энергетических комплексов на базе современных научно-технических достижений в области добычи, транспорта и экологически чистых угольных технологий сжигания твердого топлива;

- развитие транспортной инфраструктуры и наращивание перевозочных мощностей железнодорожного транспорта для поставок сибирских углей на тепловые электростанции Урала и Центра, углеэкспортных портов и терминалов.

Перспективные уровни добычи угля в России будут прежде всего определяться спросом на него на внутреннем рынке страны, обусловленном уровнем технологической и ценовой конкурентоспособности угля с альтернативными энергоресурсами в условиях насыщенности рынка топливом.

Ожидается, что в результате опережающего роста цен на природный газ и стабилизации в соответствии с темпами инфляции существующих цен на уголь соотношения цен (в условном топливе) газ-энергетический уголь с 0,62 в 2002 г. сможет выйти на уровень 1/1 в 2006 г. и 1,4/1 в 2010 г. и составить 1,6-2/1 в последующие годы. Только при таком соотношении смогут быть достигнуты намеченные объемы потребления угля, а цены на уголь обеспечат необходимое развитие отрасли. При этом потребуются соответствующие меры социального характера по поддержке семей с низкими доходами, а также меры для недопущения необоснованного завышения цен со стороны органов антимонопольного контроля - усиление государственного регулирования процессов экономической концентрации, а также контроля за недопущением двухстороннего монополизма "угольное предприятие - электростанция".

Прогнозируемые объемы добычи угля в стране, как и других энергоресурсов, будут различаться в зависимости от того или иного варианта социально-экономического развития России, однако во всех вариантах предусматриваются более высокие темпы роста потребления угля по сравнению с другими видами органического топлива. При благоприятных условиях (оптимистический и благоприятный варианты развития) добыча угля в России может составить 305-335 млн.т в 2010 г. и возрасти до 410-445 млн.т к 2020 г. При менее благоприятном или неблагоприятном сочетании внешних и внутренних условий и факторов (умеренный и критический варианты развития) добыча угля в стране будет меньше: 270-300 млн.т в 2010 г. и 310-375 млн.т в 2020 г.

Угольная промышленность располагает достаточным объемом геологических запасов угля и производственным потенциалом для решения поставленных задач, поэтому конкретные объемы добычи будут уточняться в зависимости от экономического спроса на твердые виды топлива. Хотя намечаемые уровни добычи угля и обеспечены разведанными запасами, однако это не исключает необходимости определенных дополнительных геологоразведочных работ.

Особенностью динамики потребления коксующихся углей в связи с переходом соответствующих предприятий во владение металлургических холдингов, является их зависимость от программы развития металлургии. Ожидается, что добыча коксующихся углей в стране будет расти темпами более низкими, чем добыча энергетических, и может составить в 2010 г. около 70 млн.т. а в 2020 г. 75-80 млн.т.

Развитие потребления и добычи энергетических углей будет определяться следующими экономическими, природно-геологическими факторами и территориальными приоритетами:

- наращивание добычи угля прежде всего в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, располагающих наиболее благоприятными условиями для обеспечения страны высококачественным и экономичным угольным топливом;

- сохранение значения добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Бурятии, Якутии, Дальнего Востока, а в европейской части России - Восточного Донбасса и Печоры как важного фактора энергообеспечения топливодефицитных западных регионов страны.

В частности, объем добычи бурых углей будет определяться темпами развития Канско-Ачинского бассейна, а также отдельными перспективными месторождениями: Мугунским и Харанорским в Читинской области, Ерковецким на Дальнем Востоке, Лучегорским и Павловским в Приморском крае. В любом варианте развития доля бурых углей составит не менее одной трети добычи угля по стране.
Основным направлением совершенствования технологической структуры угольного производства является увеличение удельного веса открытого способа добычи с доведением его с 64% в 2000 г. (65% в 2002 г.) до 75-80% к 2020 г.

В период 2001-2020 гг. для обеспечения роста добычи по умеренному варианту развития потребуется ввести около 130 млн. т новых мощностей, из них в Кузнецком бассейне-55 млн. т, в Канско-Ачинском - 40 млн. т. В оптимистическом варианте развития потребность во вводе новых мощностей составит 200 млн. т, из них в Кузнецком бассейне -75 млн. т, в Канско-Ачинском - 70 млн. т, на месторождениях Дальнего Востока - до 20 млн. т. Прогноз ввода мощностей по Дальнему Востоку будет зависеть от возможностей освоения Эльгинского месторождения высококачественных коксующихся углей в Республике Саха (Якутия), а также от темпов освоения в этом регионе новых газовых месторождений.

Долгосрочная государственная политика в угольном секторе направлена на создание условий, обеспечивающих стабильное развитие отрасли и предусматривает три качественно различных этапа:

- в период 2003-2005 гг. - завершение приватизации угольного производства, улучшение финансового состояния угольных организаций, реализация мер по социальной и экологической реабилитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки;

- в период 2006-2010 гг. - повышение конкурентоспособности угольного топлива с природным газом за счет проведение целенаправленной государственной ценовой политики осуществления технического перевооружения и интенсификации производства;

- в период 2011 -2020 гг. прогнозируется коренное изменение технического и экономического уровня угольного производства за счет перемещения центра добычи на вновь введенные мощности, оснащенные техникой нового поколения, выход на высококачественную конечную продукцию, в том числе на базе угольно-металлургических, энерготехнологических и углехимических комплексов.

Государственная поддержка отрасли будет ограничена финансированием завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, субсидированием, на первом этапе, процентных ставок по привлеченным организациями отрасли кредитам для развития производства и финансового оздоровления предприятий. Кроме того, в период до 2010 г. потребуется государственная поддержка проектов создания чистых угольных технологий и углехимических производств (СЖТ, газ, суперчистое топливо, углеродные нити, водород и др.).

Основными направлениями развязки транспортной проблемы межрегиональных перевозок, связанными с дополнительными поставками углей на тепловые электростанции Урала и Центра, а также в порты Балтийского и Черноморского морей, являются увеличение провозной способности железных дорог в западном направлении на 70 млн. т/год. Для увеличения экспорта осуществляется модернизация и увеличение пропускной способности таких портов, как Восточный, Ванино, Усть-Луга, а также Мурманского глубоководного порта. Целесообразно возобновить работы по трубопроводному транспорту плотной угольной суспензии.

Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли предусматривает решение следующих основных задач:

- разработку и введение системы мер по повышению качества угольной продукции (включая переход на международную систему обеспечения контроля и мониторинга качества отгружаемых углей, установление национальных стандартов качества по видам потребления углей, организацию сертификации продукции, внедрение на предприятиях Международной системы обеспечения качества ИСО-9000);

- коренное техническое перевооружение угледобывающего производства, включая переоснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, внедрение циклично-поточной и поточной технологии, обеспечение развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием длинных очистных забоев механизированными комплексами нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля, техническое обеспечение промышленной утилизации шахтного метана;

- увеличение объема обогащения коксующегося угля практически до 100% и энергетического угля (кроме бурого) до 50%;

-внедрение технологии глубокой переработки углей на основе мягкого пиролиза с получением жидких углеводородов и экологически чистого твердого топлива, углеродных нитей, сульфоугля, суперчистого энергоносителя;

- разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства и транспортировки водоугольного топлива, газификации углей и их отходов после обогащения;

- разработку новых технологий и оборудования для эффективной дегазации угольных пластов;

- разработку и реализацию программы создания конкурентоспособной отечественной горнодобывающей техники.

Достижение намечаемых уровней добычи угля в стране, техническое перевооружение отрасли и развитие транспортной инфраструктуры потребует значительного увеличения инвестиций. Основными источниками капитальных вложений в течение всего рассматриваемого периода будут собственные средства предприятий отрасли и заемные финансовые ресурсы.

Таким образом, общий объём капитальных вложений в реконструкцию и развитие энергетического сектора может составить от 260 до 300 млрд. долл. США в 2001-2010 гг. и от 400 до 510 млрд. долл. США в следующее десятилетие. Доля ТЭК в общих инвестициях в основной капитал, оцениваемая в 33-35% в 2001-2005 гг., уменьшится до 31-33% в 2006-2010 гг. и до 20-24% к 2020 г.

Рост капиталовложений в энергетический сектор, в том числе значительный приток прямых и портфельных иностранных инвестиций, должен последовательно распространиться на другие отрасли экономики как благодаря росту заказов на их продукцию и услуги, так и вследствие накопления капитала в обрабатывающих отраслях экономики.

Результаты реализации Энергетической стратегии соответствуют основным направлениям социально-экономического развития страны.

По материалам Интернета подготовила Вероника Павловская

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 4 2006 г. 

Еще статьи на тему "Развитие":

Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?

Предпринимательство - основа развития муниципального образования

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове: есть потенциал для развития

Западные теории регионального развития

Проблемные аспекты и перспективы устойчивого развития американской Арктики