Россия заинтересована в добыче газа со Штокмана Печать

Во время посещения Мурманска премьер-министр заявил, что освоение Штокмановского месторождения газа начнется через год

Юрий БАНЬКО

Визит в Мурманск премьер-министра РФ Владимира Путина окончательно развеял сомнения относительно планов реализации Штокмановского проекта. Газ с этого уникального месторождения добываться будет, ввод в строй морских и береговых объектов, подача газа потребителям через трубопровод Териберка - Волхов состоится. Проект освоения Штокмана имеет для "Газпрома" стратегическое значение. Это месторождение станет ресурсной базой для поставок российского газа как трубопроводного в Европу, так и полученного с использованием СПГ-технологий, на рынки Атлантического бассейна. Большинство прогнозов говорят, что мировой спрос на газ будет повышаться, и к 2015 году возрастёт настолько, что даже увеличение его производства в России не способно будет удовлетворить этот спрос. Так что все производители сейчас ищут новые источники, рассматривая все варианты: и сжиженный газ, и экспорт газа по трубам. Объемы добычи газа будут расти, и они окажутся востребованы.

Путин расставил все точки над «i»

Во время посещения Мурманска премьер-министр заявил, что освоение Штокмановского месторождения газа начнется через год. "Никто не отменял реализацию этого проекта. Весной следующего года должно быть инвестиционное решение, и сразу начнётся работа по освоению этого месторождения", - заявил В. Путин на встрече с губернатором Мурманской области Дмитрием Дмитриенко.

Премьер подчеркнул, что подготовительные работы в этом направлении не прекращались и продолжаются в настоящий момент. "Конечно, потребуется несколько лет для того, чтобы месторождение запустить, создать необходимую инфраструктуру, но это обязательно должно быть сделано", - отметил он.

По словам В. Путина, вопрос газификации Мурманской области в целом может быть решён только после запуска Штокмана. "Мурманская область должна быть газифицирована, но, действительно, такие проекты носят долгосрочный характер, и принципиально вопрос в целом должен быть решен после запуска Штокмановского месторождения", - сказал он.

Между тем глава Минэнерго РФ Сергей Шматко заявил в Алжире, что отсрочка освоения Штокмана не окажет негативного влияния на положении России на мировом газовом рынке.

Ранее оператор Штокмановского проекта - компания Shtokman Development AG заявила, что начало производства трубного и сжиженного газа в рамках проекта может быть отложено на три года. Позже Минприроды РФ сообщило, что из-за отсрочки Россия потеряла североамериканский рынок для реализации своего газа и в перспективе может ухудшить свои позиции на рынке Европы.

Глава Минэнерго не считает отсрочку освоения Штокмана неверным решением, способным сократить долю России на мировом рынке СПГ. При этом министр особо подчеркнул, что Россия считает для себя приоритетным развитие месторождений и заинтересована в скорейшем запуске Штокмана, в который уже вложила колоссальные силы и средства.

Лицензией на Штокмановском месторождении владеет ООО "Газпром добыча шельф" (прежнее название - ООО "Севморнефтегаз", стопроцентное дочернее общество ОАО "Газпром"). Реализацией же второй и третьей фаз Штокмановского проекта будет заниматься ООО «Газпром добыча шельф», также стопроцентная «дочка» «Газпрома». Партнёрами "Газпрома" по реализации первой фазы Штокмановского проекта являются компании Total (Франция) и Statoil (Норвегия).

Между тем Юрий Комаров покидает пост главного исполнительного директора Shtokman Development AG, оператора первой фазы разработки Штокмановского месторождения. На этом посту он находился с 2008 года. Одной из главных причин, повлиявших на отставку Комарова могло стать недовольство его позицией по ключевым вопросам технического проектирования первой фазы Штокмана. Глава Shtokman Development AG безоговорочно поддерживал технические решения, предложенные французской Total, и не предпринял никаких действий по выработке альтернативных вариантов, которые выдвигали специалисты компании "Газпром добыча шельф". Shtokman Development с подачи Total вынесла на рассмотрение акционеров идею поставлять добываемое в рамках первой фазы сырье по трубе протяженностью 600 км на берег, после чего выделять из смеси конденсат, проводить осушку и окончательную подготовку газа к подаче в газпромовскую систему. "Газпром добыча шельф" резко критиковала этот подход, утверждая, что расстояние для транспортировки по дну неочищенного газа слишком велико и таит в себе огромные риски закупоривания трубы. Специалисты концерна настаивали на том, чтобы была просчитана экономическая эффективность установки комплекса по подготовке газа к транспорту прямо в море на специальной плавучей платформе (с нее же должна происходить отгрузка конденсата), и только после этого предлагали транспортировать сухой газ на берег по подводной трубе.

В том числе и из-за этих противоречий откладывалось финальное инвестиционное решение, которое в итоге было перенесено на март 2011 года.

Вначале газ подадут в трубу, а затем будет СПГ

Сомнения относительно сроков реализации Штокмановского проекта внес главный управляющий директор французской компании Total Кристоф де Маржери, высказав в кулуарах мировой газовой конференции, проходившей в Аргентине мнение, что «вряд ли нам удастся начать добычу газа раньше чем в 2015-2016 году». В первой половине 2010 года "Газпром", Total и StatoilHydro, которые являются партнёрами по этому проекту, должны были принять инвестиционное решение, определиться со сроками начала работ и ввода в строй объектов по подаче газа в трубопровод Териберка - Волхов и производству сжиженного природного газа.

Как сообщалось, совет директоров компании Shtokman Development AG 5 февраля 2010 года принял решение выделить в отдельный этап в рамках первой фазы строительство пускового комплекса для поставки трубопроводного газа, куда войдут морской добычный комплекс, трубопровод на берег и установка подготовки газа. Окончательное инвестиционное решение о производстве трубопроводного газа планируется принять в марте 2011 года, а о производстве СПГ - до конца того же года. По мнению акционеров компании, этот подход позволит начать добычу газа для поставки по трубопроводу в 2016 году и обеспечить производство СПГ в 2017 году.

Во время проведения 15 и 16 октября 2009 года в Мурманске 1-го международного экономического форума, принявшие в нем участие председатель правления РАО «Газпром» Алексей Миллер, главный исполнительный директор «Штокман Девелопмент АГ» Юрий Комаров, генеральный директор «Тоталь Разведка Разработка Россия» Пьер Нергарарян и глава представительства «СтатойлГидро» в России Бенгт Ли Хансен подтверждали реальность реализации проекта, правда, в иные сроки: поставки газа должны были начаться в 2013, а СПГ в 2014 году.

Технико-экономическое обоснование по международным (FEED) и российским стандартам и предварительная госэкспертиза морских объектов и оценка рисков показали, что "проект технически реализуем".

Сланцевый газ Штокману не помеха

Главной причиной отсрочки принятия официального решения по срокам реализации Штокмановского проекта была названа ситуация на рынке сжиженного природного газа в США, на который была ориентирована почти половина газа с первой фазы "Штокмана". По данным американской статистики, средняя цена там упала с $350 за тысячу кубометров в 2008 году до $160 в прошлом, а импорт, стабильно росший с 1996 года, в 2007-м сократился вдвое и пока не обещает быстрой положительной динамики.

Шла речь и о том, что на потребление голубого топлива в США сказалась ситуация со сланцевым газом. Однако, как считает министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев, сланцевый газ не сможет составить конкуренцию природному газу. «Не думаю, что сланцевый газ сможет составить конкуренцию природному. Перспективы изменения газового рынка за счёт начала добычи сланцевого газа существуют, но о них серьезно можно говорить тогда, когда уже будут готовы расчёты компаний по добыче и ценовым параметрам», - сказал он.

Добыча сланцевого газа обходится слишком дорого. Не случайно Барак Обама объявил о намерении разрешить нефтедобычу на американском шельфе. Если идея Обамы получит одобрение парламента, нефтяников и газовиков допустят к ранее почти полностью закрытым для них побережьям Атлантического океана, Мексиканского залива и Ледовитого океана на Аляске. Американский конгресс ввёл мораторий на добычу нефти и газа на 80% континентального шельфа еще в 1981 году. Запрет преследовал цель сохранить для будущих поколений стратегический топливный запас, а также защитить туристскую индустрию и экологию. Ради этого американцы были готовы увеличивать свою энергозависимость от других, зачастую далеко не дружественных государств. Теперь приоритеты поменялись.

Первая коммерческая сланцевая скважина была пробурена первопроходцем американской газовой промышленности Вильямом Хартом еще в 1821 году. Но тогда технология оказалась слишком сложной и дорогой. Зато в 2002 году американской компании Devon Energy удалось довести идею Харта до ума, получив рентабельный сланцевый газ из горизонтальной скважины на месторождении Barnett Shale. За прошедшие восемь лет доля сланцевого газа на американском рынке приблизилась к 10%. Это позволило США выйти в прошлом году на первое место в мире по объемам газодобычи, обогнав Россию, и практически отказаться от импорта газа. А именно в Америку предполагалось продавать газ со Штокмановского месторождения.

В этой ситуации в «Газпроме» демонстрируют оптимизм. Потребность Евросоюза в импорте газа, в частности из России, будет уверенно расти. К 2020 году доля “Газпрома” на европейском рынке может увеличиться до 32%, поставки газа достигнут 200 млрд куб. м, считают в «Газпроме». Специалисты «Газпрома» обращают внимание на то, что будущее сланцевого газа не так радужно, как многим кажется. По современным технологиям при гидроразрыве в сланец требуется закачивать большое количество воды, содержащей химические реагенты.

Возникает вопрос, где взять необходимые объемы воды и как её потом очищать. Кроме того, существует риск попадания химии в грунтовые воды. Для плотно населённой Европы один этот факт может оказаться решающим при выборе энергетических приоритетов - в отличие от США, где плотность населения ниже, и Китая, пока мало обращающего внимания на экологию.

Европа будет рассматривать сланцевый газ лишь как запасной, но не как один из основных источников сырья. Помимо экологических проблем учёный связывает свой прогноз с другими недостатками сланцевого газа: его надо бурить много и часто. У него очень быстро спадает дебит.

Жизнь скважины сланцевого газа порядка восьми-десяти лет (у традиционного газа жизнь скважины около тридцати лет). После этого она уже становится нерентабельной».

У месторождения углеводородов в сланцах, как правило, множество недостатков. Поэтому значительное число экспертов весьма скептически оценивают его перспективы. Не исключено, что сланцевый газ останется чисто американским чудом. Для этого существует как минимум три причины: во-первых, несовершенные технологии; во-вторых, экология; в-третьих, цена газа.

«Газпром» и «Штокман Девелопмент АГ» от планов не отказываются

По оценке экспертов, к 2020 году годовой объём производства СПГ в мире составит более 500 млн тонн, что соответствует примерно 700 млрд кубометров газа. Россия имеет все перспективы занять одно из ведущих мест в этом списке с долей производства до 10% от мировых объемов. Из них около 17 млн тонн будет производиться на тех проектах "Газпрома", которые активно реализуются в настоящее время - это "Сахалин-2" и первая фаза Штокмана. Остальные объёмы придут после реализации второй и третьей фазы Штокмана, а также других проектов в области СПГ.

Штокман является основой для дальнейшего развития группы "Газпром" на мировом рынке СПГ. Именно поставки со Штокмановского месторождения обеспечат укрепление позиций группы в Атлантическом регионе, а следовательно позволят "Газпрому" укрепить свои позиции в качестве глобального игрока на мировом рынке.

«Штокман Девелопмент АГ» уже вложила серьезные средства в проведение изыскательских работ, в том числе по морскому участку проекта. Всего же с октября 2007 года по март 2010 года суммарные инвестиции в Штокмановский проект должны составить примерно $800 млн.

Председатель правления РАО «Газпром» Алексей Миллер, выступая на Мурманском экономическом форуме, озвучил детали технически уникального проекта. На первой фазе проекта добыча газа составит 23,7 млрд.м3 газа в год, а ежесуточно - 70 млн м3 газа. Морская часть проекта будут включать две полупогружные буровые платформы «Северное сияние» и «Полярная звезда», строящиеся на Выборгском судостроительном заводе. Эти платформы предназначены для работы в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, рассчитаны на высоту волн до 32 м и позволяют проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин до 7500 метров на глубине воды 70-500 метров.

Строительство первой ППБУ должно завершиться в четвертом квартале текущего года, второй - еще через год.

К морской части проекта относятся также - технологическое судно для подготовки газа к транспортировке, подводный добычной комплекс, двухниточный трубопровод.

На данный момент времени проведены все изыскания на месторождении, по трассе трубопровода, в прибрежной части, на месте строительства береговых объектов и по маршруту прокладки наземного газопровода до Волхова протяженностью 1300 километров.

В случае принятия положительного решения по заводу СПГ к 2017 году в районе Териберки будут построены - теплоэлектростанция мощностью 600 мегаватт; первая очередь завода СПГ производительностью 7,5 миллиона тонн сжиженного газа в год; 2 резервуара ёмкостью по 160 000 м3 для хранения СПГ; причалы отгрузки газа и газоконденсата, защищённые мощным волноломом; офисы, ремонтные мастерские, склады, пожарное депо.

Штокман Девелопмент АГ планирует выбрать трёх генеральных подрядчиков для строительства завода по сжижению газа в рамках реализации Штокмановского проекта, так как одному подрядчику с таким объёмом заказов не справиться.

Успешной реализации проекта способствует целый ряд предпосылок. Это - наличие больших запасов газа, что обеспечивает стабильные долгосрочные поставки. Важно, что существует возможность диверсификации поставок - параллельно трубопроводного и сжиженного природного газа в Европу и по другим адресам с варьированием направлений в зависимости от рыночных условий. При этом возможно существенное расширение производства газа, а качественный состав сырья позволяет минимизировать затраты по очистке и подготовке.

Наличие развитой инфраструктуры на Кольском полуострове значительно облегчает решение проблем по проекту. Плюсом является и небольшое расстояние от сырьевой базы до рынков сбыта, что обеспечит конкурентоспособность российского СПГ.

С учётом того, что уже начато строительство первой нитки газопровода Nord Stream, а к прокладке второй приступят весной 2011 года, ставить точку на Штокмане «Газпром» не будет. Штокман - неотъемлемая часть этого направления поставок российского газа.

В целом в обустройстве Штокмановского месторождения смогут принять участие до 1000 компаний. Для них определена иерархия: порядка 40 крупных подрядчиков, субподрядчики, которые в свою очередь будут привлекать предприятия малого и среднего бизнеса. По условиям, поставленным оператором, все субподрядчики должны в обязательном порядке задействовать общероссийские и региональные промышленные предприятия.

Строительство дороги только начало

Еще более грандиозные задачи придётся решать компании «Газпром добыча шельф», которой предстоит реализация второй и третьей фаз Штокмановского проекта.

ООО «Газпром добыча шельф», дочерняя компания ОАО «Газпром», было создано в октябре 2008 года, как компания, специализирующаяся на освоении шельфовых месторождений. Первым ее проектом и стало Штокмановское ГКМ. ООО «Газпром добыч шельф» является заказчиком по обустройству этого месторождения, строительству транспортно-технологического комплекса, включая завод СПГ второй и третьей фаз, а также социальной инфраструктуры.

В рамках проведения Мурманского международного экономического форума между правительством области и ООО «Газпром добыча шельф» подписан договор о сотрудничестве до 2015 года. За счёт спонсорской помощи ООО «Газпром добыча шельф» будет осуществлено софинансирование реконструкции существующих и строительства новых инженерных коммуникаций, линий электроснабжения в посёлке Лодейном, строительство дороги к посёлку Териберка.

На Кольском полуострове в начале 2009 года было создано Мурманское управление ООО «Газпром добыча шельф». На это управление возложен целый комплекс ответственных задач. Среди них контроль над проведением инженерных изысканий по трассе подводного газопровода и места строительства комплекса по перегрузке СПГ, которое в бухтах Завалишино и Малая Орловка выполняет компания «ПетроБурСервис» вместе с партнёром в лице ООО «Севморгеология».

Пока в компании «Штокман Девелопмент АГ» корректируют сроки подписания инвестиционного соглашения и начало работ на Штокмановском ГКМ, поставок газа по трубопроводу и с завода СПГ, пока утрясают финансовые вопросы и ищут подрядчиков, ООО «Газпром добыча шельф» методично и планово ведёт работы в интересах реализации второй и третьей фаз Штокмановского проекта.

14 марта в сельском поселении Териберка - месте будущего строительства завода СПГ, портового транспортно-технологического комплекса и точке начала наземного газопровода Териберка – Волхов - прошли общественные слушания.

В зоне их ответственности контроль над проведением исследовательских работ на месте будущего строительства береговых объектов. А с 10 декабря 2009 года прибавилась работа и по контролю над строительством дороги от посёлка Териберка до губы Орловка длиной 8 километров.

При сооружении береговых объектов предполагается выполнить взрывные работы и переместить более 20 миллионов кубометров грунта, то при строительстве данной дороги эти объёмы составят почти 2 миллиона кубометров скальных пород.

К строительству дороги приступило ООО «Заполяргражданстрой», входящее в ООО «Стройгазконсалтинг». Для этого компании пришлось принять участие в тендерных процессах, доказать свою способность, наличие опыта, мощностей и кадров для своевременного и качественного выполнения работ. Всего при строительстве береговых объектов предполагается использовать несколько сотен большегрузных самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. При строительстве дороги на начальном этапе уже используется несколько десятков двадцатипятитонных самосвалов «Мерседес», бульдозеры и экскаваторы «Катерпиллер». В ближайшее время этот парк техники существенно пополнится, увеличившись минимум в три раза. Компания работает полностью автономно и для своего персонала использует жилье типа "вагон дом", собственные источники аварийного энергоснабжения.  Завершить же строительство дороги планируется к 28 февраля 2011 года, построив еще и три моста. На эти работы будут наняты субподрядчики, хотя ООО «Заполяргражданстрой» имеет лицензии и на такие виды работ, как возведение мостов. Сегодня на строительстве дороги занято более 100 человек, работающих вахтовым методом по полтора месяца.

Здесь же трудятся специалисты ОАО «Севервзрывпром» из Мурманска. Компании пришлось принять участие в нескольких тендерах, победив на конечном этапе восьмерых конкурентов, предложив более приемлемые услуги по стоимости, качеству и срокам выполнения работ.

Конечно же, все это лишь начальная стадия масштабных работ, которые начнутся после принятия инвестиционного решения участниками консорциума «Штокман Девелопмент АГ».

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 2 2010 Г.

Еще статьи на тему "Газа":

Парниковый эффект дают 80% углекислого газа в атмосфере

Польские компании займутся совместной добычей газа

Об экономической оценке ресурсов нефти и газа арктического шельфа России

Месторождения нефти и газа на акваториях западной Сибири: прогноз залежей

Технология улавливания и геологического хранения углекислого газа как способ решения проблемы изменения климата

Проект по сжижению природного газа с месторождения Snоhvit - успех в Арктике

Особенности проявлений свободного газа в верхней части разреза шельфа Баренцева и Карского морей