Верным COURсом идете, товарищи! Печать

Постепенно формировались как новый редакционный коллектив, так и сам «Рыбный Мурман». Одно без другого немыслимо, ведь газету делают люди, деньги - дело пятое (как приятно выдавать подобные сентенции сейчас, отстранившись от ежедневных хлопот по расчетам с первоочередными кредиторами и необходимостью искать деньги на зарплату трем десяткам сотрудников!). С приходом свежих журналистских сил по-иному, подчас с неожиданного ракурса, освещались традиционные для нас проблемы, в еженедельнике появлялись материалы на новые темы.

Для меня, как руководителя творческого коллектива, надо было определить потенциальные возможности каждого сотрудника и создать ему такие условия, чтобы пишущий человек смог раскрыться как можно полнее - на радость себе и на пользу газете. Газете, которая тоже в какой-то мере «подстраивалась» под талантливого журналиста. На недолгий срок пополняли редакцию и «проходные» сотрудники, те, кто не сумел или не захотел влиться в наш дружный состав. Говорю о «дружном составе» вполне искренне, потому что предубеждения к кому-нибудь из новых сотрудников ни у меня, ни у ветеранов редакции, уверен, не было.

Оценивали лишь по результатам работы. И пользы для газеты.

Именно в 1995-96 годах в «Рыбном Мурмане» выкристаллизовался творческий коллектив, которому по плечу были самые сложные задачи - заявляю об этом без малейшего преувеличения. Мы хорошо, а главное, с удовольствием делали хорошую газету. И во многом были если не на равных с традиционной для мурманчан «Поляркой» и бюджетным «Мурманским вестником» (это издания ежедневные, с ними мы находились в разных весовых категориях), то очень часто опережали своих коллег по печатному цеху в глубине раскрытия той или иной общезначимой темы, в подаче материала, в умении достучаться до сердца читателя. Я уже рассказал на страницах этой книги об авантюрной чеченской командировке наших молодых корреспондентов - Кирилла Ленникова и Андрея Пронина. Слава Богу, ребята остались живы и вернулись домой не только со щитом, но и заслуженной репортерской славой. Именно Ленников убедил меня в необходимости поломать верстку еженедельника, выделив четырехполосный «деловой» информационный блок.

Обычно такие как мы еженедельники формата А-3 на основном развороте, то есть на неразрывном среднике, публиковали телепрограмму. Без нее не обойтись - читатель середины девяностых годов, выписывая или покупая как правило лишь одну газету, хотел иметь на руках и программу телепередач на неделю. Перед редакциями стоял вопрос: где размещать иллюстрированные объемные материалы, которым одной полосы было мало? Самое удобное место - неразрывный средник. Но он занят телепрограммой. Значит, решили мы, надо создать два неразрывных средника!

То есть делать «газету в газете» - четырехстраничный выпуск, который легко вынимался бы из общего номера. 

И мы стали его делать, с легкой руки Кирилла Ленникова назвав «COURSE (деловое предложение к «Рыбному Мурману»). Этим названием, да еще плюс к тому написанным латинскими буквами, как бы задавался ориентир, курс на западные информационные издания. Сухая деловая информация подкреплялась броскими крупными заголовками и лаконичной версткой. Из иллюстраций приветствовались схемы и графики, давались небольшие портретные снимки авторов основных материалов. От номера к номеру наше деловое приложение принимало законченные формы, жесткую, закрепленную за теми или иными публикациями верстку. В газете единство формы и содержания значит очень многое, если не все. Это - стиль издания, это - умение подчинить частное (отдельную статью) общим интересам (задачам газеты), это, в конце концов, уровень мастерства редакционного коллектива.

«COURSE» заслужил право на жизнь. Деловое приложение было насыщено интересной и полезной информацией. От аналитической статьи до курса валют, от репортажа до цен на бензин на мурманских АЗС, от комментария специалиста до прогноза погоды в Баренцевом море, где вел промысел основной флот Северного бассейна. Стараясь несколько «разбавить» нарочитую сухость отдельных деловых материалов, мы стали в обязательном порядке помещать рядом с заголовком нашей «газеты в газете» анекдот или фразу недели. Ерничая над недавним совковым прошлым партийных газет, названия которых в обязательном порядке украшал девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», мы придумали свой девиз: «Верным COURSом идете, товарищи! (В.И.Ульянов-Ленин)». В дальнейшем оставалось сделать еще один, последний шаг, чтобы прийти к правильному решению поменять само название этого делового приложения: на смену «COURSE» пришел более точный и всем понятный «Рыбный рынок», где сконцентрировались основные публикации так называемой производственной тематики рыбацкого еженедельника.

Газета - вещь живая, и каждое новшество в ней тянет за собой все новые и новые изменения. Нельзя, собирая сруб, положить лишь одно бревно поперек общей кладки - незамедлительно над инородным (как кажется поначалу!) бревном вырастает целая стена, кардинально меняя весь архитектурный проект дома. Так получилось и на этот раз. Три постоянных штатных сотрудника рекламного отдела «Рыбного Мурмана», как птички в клювиках, приносили в редакцию пусть маленькие, но регулярные порцайки оплачиваемых материалов. Где их размещать, на каких страницах, под какой общей шапкой? Проще всего придумать какой-нибудь традиционный «Рекламный павильон», который и шпиговать различными по теме материалами.

Но вот читатель стал привыкать к нашему деловому приложению и со знанием дела стал требовать разместить его рекламу рядом с основными публикациями «COURSE». Это в наши планы не входило. Надо было каким-то образом «организовать» подачу рекламных материалов, разбить их по оплачиваемым сегментам, придумать форму подачи. А для этого требовалось накопить достаточное количество деловой рекламы, отвечающей основной тематике «газеты в газете». За это дело с энтузиазмом взялись Ирина Попелышкина и Виктория Галь, обладающие очень редкой по нынешним временам способностью убеждения.

Представьте себе такую картину: в претендующий на крутизну офис рыбодобывающей фирмы приходит наша миниатюрная Вика, проникает в кабинет к начальнику и ничуть не смущаясь начинает его «учить жить». То есть доходчиво и на наглядных примерах доказывает изумленному предпринимателю, что он упускает реальный шанс, во-первых, поднять имидж своей фирмы, во-вторых, продвинуть свой товар, в-третьих... В-общем, без «Рыбного рынка» на страницах «Рыбного Мурмана», который поступает от киосков «Роспечати» вплоть до библиотеки Конгресса США, он безнадежно отстанет от жизни. Прогнать нахалку, видя ее вдохновенное личико и худенькие плечи, у босса не хватает духа. Решая, что сто рублей - не деньги, он соглашается с предложением разово разместить рекламу, а предусмотрительно подсунутый ему под руку договор о постоянном рекламном обслуживании передает вызванному по селектору помощнику. «Рыба наживку взяла!» - ликует Виктория. Ни сам босс, ни его помощник еще не знают, что этот договор им все равно придется подписать и еще не раз продлить, потому что так просто, не отсыпав хоть малость из тугой предпринимательской мошны, от наших рекламных агентов никто еще не уходил. Вскоре женскую компанию рекламного отдела «разбавил» Алексей Ершов. Своим самолюбием, упорством и «рыбной» фамилией он отлично вписался в редакционный коллектив.

Итак, «Рыбный рынок» увеличивался в размерах и достиг своего максимума - полновесного разворота в каждом номере. Две из четырех страниц делового приложения стала занимать реклама. А где размещать публицистические статьи? И тогда мы принимаем вполне логичное решение: если с появлением «COURSE» мы сделали так, что в газете появилось два жестких неразрывных средника, то почему бы с появлением «Рыбного рынка» не сделать этих средников три? Значит, надо, увеличив объем рекламы до четырех страниц, делать в каждом номере по две четырехполосных «газеты в газете» - «Рыбный рынок» и «COURSE», а для этого увеличить общее количество страниц номера до шестнадцати, а лучше - до двадцати. Что и было выполнено. Ведь печатать дополнительные рекламные страницы все равно, что печатать ассигнации - и выгодно, и престижно.

На пике своей популярности во второй половине девяностых годов «Рыбный Мурман» однажды вышел на 32-х (!) страницах. Так в зависимости от складывающийся рекламной обстановки мы начали регулировать объем еженедельника. При этом читатель ничуть не пострадал, так как ни для подписчиков, ни для покупателей газеты в розничной сети цена более «тяжелого» номера «Рыбного Мурмана» не увеличивалась.

Наверное, у читателя уже голова идет кругом от всех этих средников и сегментов. Что ж, пора от специфических журналистско-издательских полутворческих проблем перейти к рассказу о том, как жилось-работалось нам в газете. И главное - кому «нам»?

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй