Резолюция межрегионального совещания ассоциации северо-запад, Санкт-Петербург 19 апреля 2006 года Печать

До сих пор  не принято  технических регламентов, в которых могли бы быть выдвинуты требования к безопасности зданий и сооружений

Строительный комплекс является одним из важнейших секторов экономики Северо-Западного региона Российской Федерации. Только стабильное, устойчивое и безопасное функционирование этой отрасли способно обеспечить реальный рост ВВП, в том числе и в смежных отраслях, учитывая, что 1 рубль, вложенный в строительство, может привлечь от 9 до 12 рублей приходящихся на другие отрасли.

По стоящим задачам уже в течение ближайших двух лет планируется на треть увеличить объемы жилищного строительства (в 2007 году будет построено порядка 56 млн. кв. м) и повысить доступность кредитных ресурсов для улучшения жилищных условий граждан (в 2010 году ставка по ипотечным жилищным кредитам должна снизиться с сегодняшних 15 до 8 процентов). Однако необходимо отметить, что принимаемые проектные меры, которые должны были стать «стимулом и катализатором системных преобразований в отраслях», пока не привели к значимым сдвигам. И в первую очередь это касается соотношения цены и качества строительной продукции, создание безопасной среды проживания человека.

Рассмотрев обращение от 10 марта 2006 года Государственной Думы «К Председателю Правительства Российской Федерации Фрадкову о неотложных мерах по обеспечению соблюдения требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений» участники совещания подтверждают, что основанием для такого обращения стали участившиеся в последние годы случаи разрушения зданий, повлекшие за собой человеческие жертвы и наносящие огромный моральный и материальный урон.

В обращении упомянуты обрушения зданий плавательного бассейна в городе Чусовой (Пермский край), аквапарка «Трансвааль Парк» и Басманного рынка в Москве.

В нем Госдума обращает внимание правительства на неудовлетворительное положение дел в области государственного контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, строений и сооружений. Состояние законности в сфере жилищного и градостроительного законодательства позволяет уже сегодня говорить не только о нарушениях жилищных прав граждан, но и нарушениях прав на здоровье.

Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что правительство до сих пор не внесло в парламент проект федерального закона «Об общем техническом регламенте, о безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий» и проекты федеральных законов о технических регламентах об организации территорий, о размещении, проектировании, строительстве и об эксплуатации зданий, строений, сооружений, принятие которых в целях защиты жизни и здоровья граждан предусмотрено соответственно Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Прошло три года с момента принятия Федерального закона "О техническом регулировании" — до сих пор технических регламентов, в которых могли бы быть выдвинуты (а затем утверждены законом) необходимые требования к безопасности зданий и сооружений, к сожалению, не принято.

При их отсутствии органы государственной экспертизы и надзора не могут осуществлять необходимые функции в полной мере.

Без этих норм надзор за строительством, экспертиза состояния зданий и применение санкций к нарушителям невозможны.

Как отмечается и участниками совещания, программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 года №1889-р, вопреки ранее принятым решениям срок представления в Правительство Российской Федерации общего технического регламента "О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий" перенесен на декабрь 2006 года.

Участники совещания поддерживают депутатов и просят Правительство Российской Федерации усилить контроль за соблюдением требований безопасности, поручить органам исполнительной власти разработать план проведения проверок технического и противопожарного состояния зданий и сооружений, предназначенных для пребывания в них значительного количества людей, в том числе проверить конструкции этих зданий, ускорить разработку и внесение в Госдуму законопроектов о технических регламентах и рассмотреть вопрос о необходимости проведения государственной экспертизы общественных зданий и осуществления государственного надзора за их эксплуатацией.

Участники совещания считают необходимым сосредоточить усилия на следующих важных направлениях:

1. Адаптации разрабатываемой системы технических регламентов в строительстве к новым социально-экономическим условиям, ориентировании ее на создание нормальных условий жизнедеятельности населения, защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, энергосбережение, обеспечение надежности и долговечности строительных сооружений в расчетных условиях эксплуатации, а также сохранности объектов жизнеобеспечения при чрезвычайных природных и техногенных ситуациях.

2. Обеспечении безопасности, прочности, устойчивости строительной продукции и ее эксплуатационной надежности и активизации при этом роли надзорных органов, расширении направлений деятельности в сфере технической инвентаризации и мониторинга объектов градостроительной деятельности.

3. Продолжение работы по обеспечению жильем граждан на основе развития массового ипотечного жилищного кредитования, создание условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство.

По реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России» участники совещания отмечают следующее:

1. Низка эффективность федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Принятый 30 декабря 2004 года Федеральный закон № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» должен был урегулировать правовые отношения между застройщиками и гражданами-дольщиками, но на практике так и не заработал, договора по новым правилам не заключаются. Несмотря на то, что ипотечное жилищное кредитование активно развивается, оно до сих пор является доступным только для узкого круга граждан.

2. На рынке жилья имеет место существенный разрыв между спросом и предложением. При общей положительной динамике ввода жилья объемы нового жилищного строительства лишь ненамного перекрывают его выбытие за счет нарастающего объема ветхого и аварийного жилья. Развитие ипотечного кредитования и другие меры повышения платежеспособного спроса населения на жилье привели к быстрому вымыванию с рынка дешевых квартир и резкому росту цен.

3. Существует острая нехватка площадок под жилищную застройку. Сегодня единственный законный путь приобретения имущественных земельных прав независимо от целей использования — это покупка земли на аукционе. Дальнейшее использование приобретенного земельного участка целиком зависит от желания нового правообладателя.

4. Отсутствует необходимое количество участков оснащенных коммунальной инфраструктурой, что является главным ограничителем увеличения объемов жилищного строительства. Действующие в настоящее время инженерные сети являются централизованными, рассчитанными на большие микрорайоны многоэтажной застройки, на единую систему снабжения и утилизации, поэтому их освоение требует значительных затрат, ведущих к удорожанию жилья.

5. Отсутствуют эффективные механизмы управления и координации процессами в жилищной сфере.

Кроме того, развитие жилищного проекта все еще сдерживает отсутствие правовой базы.

На заседании обсуждены практически все необходимые меры. Но если среди них выделить главное — то это, безусловно, совершенствование законодательства, направленное на то, чтобы жилье стало действительно доступным и безопасным. Это та доминанта, которая позволит решить до 90% всех проблем в жилищной сфере. Как известно, в 2004 году был принят пакет из 27 законов, который создает условия для формирования рынка доступного жилья. Их принятие позволило перевести отношения в строительной отрасли на рыночные рельсы.

До принятия федеральных законов о технических регламентах в строительной сфере действуют государственные стандарты, строительные нормы и правила и нормативные технические документы, которые устанавливают обязательные требования, но которые или устарели и не обеспечивают должного уровня безопасности, или не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и в этой связи не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для применения соответствующих санкций к гражданам, должностным лицам, организациям. Как показала практика разработка и принятие технического регламента в строительстве носит долговременный характер, что не было предусмотрено Федеральным законом о техническом регулировании, поэтому необходимо внесение в устанавливающую переходные положения статью 46 ФЗ №... нормы, отражающей порядок внесения изменений в действующие на переходный период акты, утвержденные федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, в целях обеспечения баланса интересов строительных, эксплуатационных организаций, производителей строительных материалов и конструкций, потребителя, органов власти, необходимо привлекать их к разработке технических регламентов.

Участники совещания обращаются к:

Государственной Думе и Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. Ускорить принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

2. Ускорить рассмотрение Советом Федерации разработанного проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» для последующего внесения в Государственную Думу.

3. Правительству Российской Федерации: В сфере реализации проекта «Доступное и комфортное жильё гражданам России»

1. Принять меры по скорейшему внедрению новых принципов налогообложения, таможенного и антимонопольного регулирования, направленных на стимулирование производства строительных материалов, совершенствование технологий и удешевление продукции.

2. Разработать новые принципы и подходы в градостроительной политике, устанавливающие конкретные требования целевого использования земельных участков.

3. Принять меры по совершенствованию государственной жилищной политики и развития партнерства в целях сближения интересов бизнеса и государства на основе изучения и обобщения опыта взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с компаниями, а также финансовыми институтами, занимающимися вопросами жилищного строительства.

Журнал "СЕВЕР строительный" № 5 2006 г.

Еще статьи на тему "технических":

Состояние разработки технических регламентов в строительстве

Олег Крашенинников - первый в Кольском регионе доктор технических наук в области строительного материаловедения

«Сбербанк России» сообщает о проведении плановых технических работ

Рациональное использование материально-технических ресурсов

Техническое регулирование инженерных изысканий на континентальном шельфе

Подготовка технических специалистов для атомной отрасли