Энергосистема обеспечивает надежное развитие экономики Мурманской области Печать

Правительством Мурманской области совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» принято решение о строительстве новой подстанции напряжением 330 киловольт

Геннадий МикичураС появлением в нашем регионе таких проектов как Штокман и Мурманский транспортный узел, рождается много вопросов. Например, «А хватит ли нам энергетических ресурсов для их осуществления?». На эту и другие темы с нами любезно согласился побеседовать Министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Иванович Микичура. 

- Геннадий Иванович, как Вы думаете, есть ли перспективы в развитии энергетики в нашей области?

Темпы развития энергетики, а также связанных с ней отраслей, ускорились с принятием решений о реализации на территории региона стратегических для России проектов, которые на сегодня уже озвучены Губернатором Мурманской области, в том числе к ним относится проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения. Реализация подобных крупнейших инфраструктурных проектов влечет за собой необходимость привлечения квалифицированных специалистов, и далеко не в последнюю очередь – энергетиков, которые будут очень востребованы в ближайшее время. Международный статус проектов предъявляет высокие требования к квалификации персонала, который должен досконально знать и уметь правильно использовать новейшие технологии, существующие уже сегодня и задействованные в большинстве реализуемых проектов. Перспективы у таких людей, в том числе молодых кадров, в энергетике огромные и это радует.

- Как Вы считаете, надежна ли энергосистема региона?

Кольская энергосистема обладает достаточной степенью надежности. Как известно, энергосистема региона имеет неиспользуемый резерв генерирующих мощностей, но, и в этом сегодня основная задача ее развития - мощности «заперты», т.е. существует необходимость модернизации электросетевого комплекса. Отмеченная задача служит целью развития промышленности и экономики региона. Так, например, на юге Кольского полуострова существует избыток электрической мощности, а в северной его части имеются зоны ее дефицита. Данная специфическая особенность вызвана, в том числе, как стремлением инвесторов к реализации проектов преимущественно на территории г. Мурманска и прилегающей территории, с учетом наличия выхода в открытое море, развитой портовой инфраструктурой, так и близостью к областному центру, как основному центру потребления производимых услуг.

Для расширения возможностей северной части энергосистемы в технологическом присоединении новых объектов к сетям централизованного электроснабжения, Правительством Мурманской области совместно с ОАО «ФСК ЕЭС» (Федеральная сетевая компания) и иными субъектами электроэнергетики Мурманской области принято решение о строительстве новой подстанции напряжением 330 киловольт (проектное наименованием – «Мурманская»).

Реализация проекта строительства ПС 330 кВ «Мурманская» рядом с г. Мурманском обеспечит возможность реализации инвестиционных проектов, крупнейшие из которых – освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения и развитие Мурманского транспортного узла, которые являются залогом стабильного экономического, промышленного и социального развития Мурманской области, имеют также стратегическое значение для развития северных территорий Российской Федерации.

Самая главная задача, поставленная перед ОАО «ФСК ЕЭС» и филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» Правительством Мурманской области – стабильное развитие энергетического комплекса северной части региона.

Кроме этого, до 2030 года для замещения мощности выбывающих энергоблоков № 1 и № 2 действующей Кольской АЭС филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» предусматривается строительство Кольской АЭС-2.

Рассматривается перспектива строительства энергетического объекта двойного назначения Мурманская ТЭЦ-2 предназначенного для обеспечения производства электроэнергии и теплоэнергии для нужд потребителей г. Мурманска и прилегающей территории.

Так же в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Правительством Мурманской области и ОАО «Газпром» ОАО «Газпром промгаз» разработана Генеральная схема газоснабжения и газификации Мурманской области, предусматривающая газификацию районов области от проектируемого магистрального газопровода «Мурманск-Волхов».

В настоящее время сетевой природный газ на территории Мурманской области отсутствует, и данный магистральный газопровод является единственным перспективным источником природного газа для потребителей региона.

По определению и устранению существующих в энергосистеме локальных «узких» мест ведется системная работа всех субъектов электроэнергетики совместно с Правительством Мурманской области, органами государственной власти как регионального, так и федерального уровней.

Строительство новых объектов генерации и распределения электроэнергии на территории Мурманской области позволяет с уверенностью говорить о надежности энергосистемы в настоящее время и ее повышении в будущем.

- Существуют ли в Мурманской области проекты по развитию альтернативных видов энергетики?

Да, у нас есть ряд проектов, связанных с использование альтернативных видов энергии. В первую очередь это касается использования потенциала ветровой энергии.

Один из проектов предполагает сооружение ветропарка мощностью 200 МВт вдоль автомобильной дороги «г. Мурманск – п. Туманный», но испытывает определенные сложности, т.к. к настоящему времени не определен круг основных потребителей планируемой к выработке электроэнергии, что не позволяет четко определить окупаемость его реализации, которая составляет порядка 5-7 лет при загруженности на 80-90% мощности. Это достаточно серьезная проблема и предложение зарубежных партнеров подождать изменения федерального законодательства, которое позволило бы переложить часть расходов по реализации проекта на федеральный бюджет – не рыночный способ и сдвигает реализацию проекта на неопределенный срок. Правительство Мурманской области не согласно с таким предложением. Если у инвестора есть желание строить – пожалуйста, стройте и прилагайте усилия для решения всего комплекса сопутствующих задач.

- А что привлекает у нас иностранные компании?

Их сюда привлекает огромный потенциал ветровой нагрузки нашей области, потому что там, где они строят – это в основном, по берегу Балтийского моря в Северной Европе, у них есть определенный дефицит ветра и необходимо вовлечение в согласованную параллельную работу мощных дополнительных традиционных источников энергии для компенсации «провалов» ветровой нагрузки.

У нас это не так сильно выражено. Норвежские компании посчитали, что ветер у нас дует 365 дней в году вне зависимости от высоты мачты, и их это очень устраивает. Экономика проектов с учетом природных данных в области великолепна, но отсутствие потребителя создает сложности в их реализации.

- И отсутствие потребителя их не пугает?

Нет. На последнем совещании в Минэнерго и ЖКХ Мурманской области инвесторам было предложено направить усилия на небольшие поселки, которые стоят на Терском берегу, например, Кашкаранцы, для постройки маломощных ветроустановок.

- Их эта идея заинтересовала?

- В принципе, да. Норвежцы могут заниматься этим хоть сейчас, но они требуют от Правительства Мурманской области гарантий, которые в существующих условиях предоставить невозможно.

- А какие есть еще виды альтернативной энергетики?

- Наша основная задача сегодня - уйти от мазута. Сейчас идет проектирование двух котельных на газе: одна будет в Междуречье, а вторая газовая котельная будет стоять в Минькино (вместо мазутной). Эти котельные достаточно небольшие и будут считаться пилотными проектами.

На основе этих двух проектов мы планируем в будущем перевести все котельные с мазута на газ. Финансирование этих двух объектов мы включили в бюджет следующего года.

Также в наших планах стоит строительство биокотельной. В данном случае существуют опасения на счет биокотельной, в части того, что в нашей области не имеется гарантированных источников топлива, таких как отходы лесопереработки. В этом случае мы надеемся на Карелию и Архангельск. Но в настоящее время у нас нет четкого понимания, будут ли гарантированы поставки отходов лесопиления, хоть и разработчики нам дали официальный документ, что дают гарантию обеспечения топливом на 25 лет. Мы попросили сделать небольшое маркетинговое исследование о наличии в Карелии отходов от лесопиления на срок 20-25 лет. Нам нужны гарантии в виде взвешенных исследований. Этим же видом энергетики собирается заниматься и Архангельская область. И в данном случае лесоотходы от производства они потратят на свои котельные. Такого вида маркетинговые исследования необходимы, чтобы и параллельно подготавливать строительство котельной на биотпливе.

Также есть еще один проект, который прошел все стадии подготовки. По нему готовятся соглашения между Газпромом, Правительством Мурманской области и ФосАгро о строительстве теплотрассы от Апатитской ТЭЦ до города Кировска, протяженность порядка 12 километров. Реализация проекта предусматривает закрытие мазутных котельных в г. Кировск и п. Кукисвумчорр, что позволит отказаться от топочного мазута в объеме – 68,657 тыс. тонн.

- А что касательно ЖКХ, какие там проблемы?

- ЖКХ у нас проблемное, как и везде. Проводимые нами в течение десятилетия реформы не дают необходимых результатов. Мы пользуемся тем багажом знаний, который был заложен еще в советское время. Новое строительство до настоящего времени практически не ведется, в основном мы занимаемся ремонтом. Даже строительство теплотрасс, новых систем очистки воды и объектов водоканала ведется не в таком объеме, как хотелось бы. Однако задачи перед нами поставлены, и главное, они выполнимы.

И для решения этих задач на сегодня у нас есть технические возможности, изыскиваются финансовые средства, есть и серьезные нормативные документы. Например, в энергосбережении это Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ, потом Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который не так давно вышел. Это серьезные ключевые нормативные акты, которые дают возможность более существенно и надежно реформировать систему жилищно-коммунального хозяйства. И в данном случае, ключевым звеном является собственник. Раньше мы думали, что государство за нас все решит, придет «дядя» и даст нам тепло с электричеством, починит кровлю и т.д.

Сегодня основой всей этой работы является собственник. Значит, если я живу в этом доме, моя обязанность содержать его в нормальном состоянии.

В Федеральном законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» есть четыре источника финансирования: федеральный, региональный и муниципальный бюджеты вносят свою долю и 5% должны внести жители данного дома. Что касательно установки приборов учета водоснабжения до 2012 года, то собственник должен принять участие своей долей в их установке. Если собственник не успел воспользоваться помощью государства, поленился, не захотел этого сделать в течение 2011 года, то с 2012 года это будет делаться за собственные деньги. А если кто-то откажется, то нормативы сделают жизнь в такой квартире очень дорогой.

Поэтому «собственник» - это очень важное ключевое слово на сегодня. Когда собственник вложит свои финансовые средства на улучшение жилищных условий, он будет более бережно за этим следить, экономить и считать деньги. Собственник будет оказывать и оказывает значительное влияние на модернизацию и реформирование всего жилищно-коммунального комплекса, потому что это касается всех и каждого.

- В последнее время управляющие компании не отвечают по своим обязательствам перед поставщиками ресурсов. Что с этим делать?

- Существует некий правовой вакуум в части деятельности управляющих компаний. Обязанности и права даны, а вот ответственность за финансовые потоки от населения к поставщикам энергоресурсов и услуг - нулевая. Правоохранительные органы называют это спором двух хозяйствовавших субъектов. А можно ли это квалифицировать как воровство или нельзя - неизвестно.

Второй важный вопрос: управляющие компании должны отвечать за свою деятельность не только перед населением, но и перед законом. Но как это будет реализовано, трудно сказать. Процесс этот не такой быстрый, но уже положительно то, что этот вопрос поднят на самом высоком уровне. А у нас в России такая практика: раз вопрос поднят на таком уровне - он обязательно будет решен.

- Если говорить о товариществе собственного жилья, в нашем регионе оно очень специфичное.

- Сама по себе идея ТСЖ хорошая. В моем доме есть ТСЖ, и никаких проблем, дом преобразился.

Но есть другая сторона медали - на этом рынке подвизались жулики, как и везде. Их задача - собрать максимум денег и исчезнуть.

И еще один момент: ТСЖ - в идеале это один дом, а не 20-30 домов, где неизвестно что делается. Когда председатель ТСЖ - житель этого дома - это идеальный случай. Сейчас очень трудно найти грамотных специалистов, надо быть немного финансистом, немного юристом, отчасти руководителем. Не стоит пытаться объединиться под началом непонятного ТСЖ, которое с вас соберет деньги, но в домах ничего не сделает.

- В преддверии профессионального праздника, поздравьте наших энергетиков.

- В наших буднях порой забываешь о людях, которые работают в этой системе. Они работают хорошо, надежно, квалифицированно. Когда все хорошо и нормально, редко задумываешься о том, что это стоит немалых трудов и за этим стоят люди.

От всей души хочется поблагодарить всех за качественную, квалифицированную работу. Эта работа связана со многими трудностями: погодными, профессиональными. Так же хочется поздравить их близких, ведь благосостояние семьи отражается на работе. Поэтому хотелось бы, чтобы и в семье у работников все было хорошо. Мы с надеждой и верой смотрим в будущее, стабильность и развитие энергетики в котором зависит от наших совместных усилий. С Праздником, уважаемые Коллеги!

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 5 2010 г.

Еще статьи на тему "Мурманской области":

Краткая характеристика Мурманской области

Спецпереселенцы в истории Мурманской области

Заседание правительства Мурманской области

Геополитическое положение Мурманской области

Природа Мурманской области