Пути развития регионов Северо-Запада Печать

Видение сегодняшних тенденций в экономике регионов и ключевых проблем, сдерживающих их развитие, а также возможности влияния полпредства на ситуацию

Илья Клебанов: «Незначительные вложения в инфраструктуру регионов Северо-Запада -это даже не замкнутый круг, а прямой путь в никуда...»

Как развивается экономика Северо-Запада, с какими наиболее актуальными проблемами сталкиваются регионы, и как эти проблемы можно решить - эти важнейшие вопросы, находящиеся в сфере внимания полномочного представительства Президента РФ в Северо-западном федеральном округе (СЗФО).

У Ильи Клебанова - свое видение сегодняшних тенденций в экономике регионов и ключевых проблем, сдерживающих их развитие, а также возможности влияния полпредства на ситуацию.

Многогранное единство

- Как вы оцениваете динамику экономического развития регионов Северо-Запада?

- Динамика, в принципе, позитивная. ВРП в целом по округу увеличился в 2006 году на 18,5% - это достаточно приличный показатель.

Впрочем, среди регионов СЗФО, весьма различных по уровню экономического развития, наблюдается значительное расслоение по темпам роста.

К традиционным лидерам в последние годы относится Калининградская область - она демонстрирует заметный рывок в своем развитии.

Причем ей гораздо сложнее обеспечивать хорошие показатели, чем другому лидеру по росту ВРП - Ненецкому автономному округу. Понятно, что экономика последнего держится на добыче нефти, остальные возможности округа только недавно начали использоваться, и, надеюсь, этому будет содействовать новое руководство региона. Так, реально увеличивается доступность кредитных ресурсов и выделяются субсидии мелким фермам для создания сельскохозяйственных комплексов. Лидером в этой сфере является Ленобласть - она решила сделать нацпроект приоритетным для себя и вкладывает в него немалые средства.

Инфраструктурный капитал

- Как полпредство пытается влиять на ситуацию с развитием инфраструктуры, которая сдерживает привлечение инвестиций и рост экономики? В бюджетах всех субъектов федерации СЗФО, за исключением Санкт-Петербурга, на долю инфраструктуры (инженерно-энергетической, дорожной и так далее) приходится лишь 1-2% расходов, и, таким образом, возникает замкнутый круг...

- Нужно особенно отметить самые важные недостатки. Мы оцениваем как крайне неудовлетворительное состояние федеральных автомобильных дорог, на эксплуатации которых во многом держится макроэкономика округа. В течение нескольких последних лет ситуация ухудшается и, несмотря на увеличение доходов бюджета РФ, в ремонт и развитие автодорог вкладывается все меньше средств. Если не переломить эту ситуацию, мы вряд ли получим ожидаемые темпы роста экономики. Что же касается незначительных капвложений в инфраструктуру регионов, то это даже не замкнутый круг, а прямой путь в никуда... И хотя, по нашим оценкам, в большинстве регионов вложения в инфраструктуру составляют около 4-5% расходной части бюджетов, этого совершенно недостаточно.

- Насколько эффективно власти субъектов федерации используют имеющиеся у них инструменты для улучшения инвестиционного климата?

- В первую очередь я бы отметил лоббистские возможности руководителей регионов. Бесспорными лидерами являются Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и Губернатор Калининградской области Георгий Боос - это поистине лоббисты высочайшего класса. Возглавляемые ими регионы различаются по уровню развития: Калининградская область, несмотря на стремительные темпы роста экономики, остается дотационным регионом, а Санкт-Петербург никогда им не был. Но обоим регионам удалось быстро сформировать грамотную, серьезную программу развития (причем не просто для пиара!), согласовать с ведущими министерствами РФ и привлечь существенные федеральные ресурсы.

- Но ведь важно не только лоббировать эксклюзивные проекты, пользующиеся политической поддержкой, но и создавать общие для всех инвесторов благоприятные условия...

- Сегодня практически ни один субъект федерации не имеет возможности давать какие-то льготы инвесторам без серьезных, иногда просто непосильных для региона потерь. Тема налоговых льгот, которые могли предоставляться инвесторам в большом объеме (в 1990-е годы это оказалось успешным опытом, к примеру, для Новгородской области), умерла еще три-четыре года назад в связи с изменением межбюджетных отношений.

Привлекательные для инвесторов условия могут создаваться только за счет потенциала имеющейся инфраструктуры, и в любом случае это не менее важный фактор, чем налоговые льготы.

Резерв инструментов

- По Вашему мнению, в чем должна выражаться промышленная политика региональных властей в современных экономических реалиях?

Ключевая задача состоит в том, что необходимо развивать и усиливать традиционно присущий регионам профессионализм, квалификацию, поддерживать сложившиеся направления экономики и промышленности.

Петербург, впрочем, и здесь выпадает из общей тенденции. Рынок профессиональной рабочей силы в Петербурге настолько уникален, что город может позволить себе организовывать любые производства любого уровня сложности. Для других же регионов специфика рынка труда играет существенную роль. Например, сейчас мы помогаем администрации Вологодской области разрабатывать проект создания, по сути, первого в регионе крупного ЦБК.

При этом остро стоит вопрос, кто будет работать на ЦБК. Профессиональные кадры отсутствуют, не приходится рассчитывать и на рабочую силу из других регионов.

- Что необходимо для более эффективной поддержки развития малого бизнеса? Зачастую вместо создания благоприятных институциональных условий власти ограничиваются принятием декларативных программ, которые предусматривают выделение нескольких миллионов рублей...

- Назвать ситуацию позитивной - значит погрешить против истины. К сожалению, как и 10 лет назад, мы видим, что в структуре ВРП малый бизнес составляет в среднем 16% - это чрезвычайно низкий показатель! Как и тогда, мы пребываем в самом начале пути, провозглашая, что на долю малых и средних предприятий должно приходиться не менее 30% стоимости конечного продукта. И нужно честно признать, что активной, основательной поддержки малого предпринимательства в регионах Северо-Запада не происходит.

- Все любят говорить о поддержке малого бизнеса, но объективно он не поддерживается. Проблема должна решаться на федеральном уровне, за счет реальной экономической, финансовой (в первую очередь налоговой) поддержки малого бизнеса. Он должен иметь возможность развиваться в гораздо более льготных условиях, чем другие секторы экономики, и во всем мире этого удается достичь.

Нацпроект без лозунгов

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы самого проблемного национального проекта - «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»?

Получилось так, что проект «Доступное и комфортное жилье» стартовал, будучи оснащен только общими лозунгами, в отличие от других нацпроектов, имевших какую-то минимально понятную технологию. Поначалу создалось впечатление, что проект пойдет сам собой, но оказалось, что он самый сложный, требующий разработки невероятного количества нормативных документов. Практически весь 2006 год ушел на это. Одновременно мы «выжимали» у губернаторов увеличение объемов строительства жилья, не давая им ничего - ни новых элементов регулирования, ни дополнительных возможностей по инфраструктуре. В итоге мы показали неплохие результаты, но они не могут быть стабильными и долгосрочными, поскольку не подкреплены развитием инженерной инфраструктуры и строительных мощностей.

Среди ключевых предложений, с которыми мы обратились к исполнительной власти, - обеспечение финансирования регионов в части создания инфраструктуры. Причем это должно быть софинансирование: было бы несправедливо, если бы регионы ничего не платили за инфраструктуру.

- В себестоимости строящегося жилья одной из самых весомых составляющих оказывается цена на землю, особенно после введения обязательных торгов, и эксперты высказываются за возвращение к целевому предоставлению участков.

- Подобный путь был бы грубой ошибкой: коррупция у нас в стране и так весьма популярное явление! Убежден, что земля должна предоставляться только на открытых торгах. И в целом важнейшей задачей государства должно быть создание условий для развития нормального, конкурентного строительного рынка.

Проект «Доступное и комфортное жилье» идеологически затрагивает, по сути, всю систему экономики в стране, хотя об этом и стесняются говорить. Столь глобальный проект не по зубам ни Росстрою, ни Минрегионразвитию. В принципе, этим проектом должна заниматься специальная комиссия при правительстве РФ, включающая руководителей Минэкономразвития, Минфина и других ключевых ведомств.

Следует осознавать реальную сложность поставленных задач. Все развитые страны в течение десятилетий проходили этот путь, в том числе с помощью подобных национальных проектов, и в итоге находили успешные решения.

Источник: «Эксперт Северо-Запад» № 18, печатается в сокращении

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 8 2007 г.

Еще статьи на тему "регионов":

Конкурентоспособность регионов РФ: инновации, инвестиции, партнерство

Готовность регионов к отопительному сезону

Наши предложения для партнеров из других регионов

Выгодное решение для двух регионов

Нефтегазовая отрасль как локомотив развития регионов

10 место в рейтинге энергоэффективности регионов России