Развитие строительного комплекса Мурманской области Печать

А.В.Изотов, министр строительства и территориального развития Мурманской области

А.В.Изотов, министр строительства и территориального развития Мурманской области

Уважаемые коллеги!

Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало уровень благополучия и возможности развития, как отдельного региона, так и страны в целом.

Но при этом важна и обратная связь, определяющая зависимость строительного комплекса от общего состояния и динамичности процессов, происходящих в экономике.

Сегодня в Мурманской области ситуация с развитием строительного комплекса существенным образом отличается от других российских регионов-лидеров, для которых является актуальным наращивание мощностей и ввод в эксплуатацию новых производственных линий по выпуску строительных материалов для обеспечения растущих объемов строительства.

Мощная строительная база, сформированная в регионе в советское время и ориентированная на значительные объемы строительства как производственного, так и иного назначения, оказалась практически невостребованной в новых экономических условиях. В последние десятилетия в области до минимума сократились объемы жилищного строительства, которые, по сложившейся практике в России, вместе со строительством социальных объектов и ремонтными работами обеспечивают потребление 80 % строительных материалов.

Так, в Мурманской области ввод жилья в 1995 году составил 14 % от уровня 1990 года, к 2009 году снизился до 3 % от уровня 1990 года. Ни в одном другом субъекте Северо-западного федерального округа не наблюдался такой значительный спад жилищного строительства.

Отсутствие до сегодняшнего времени спроса на новое жилье на территории области, ограниченные возможности предприятий и организаций по вложению инвестиций в перспективное развитие, связанное со строительством новых и реконструкцией существующих объектов, привели к созданию в регионе условий, сдерживающих развитие строительного комплекса. Отрасль перестала быть привлекательной как для инвесторов и застройщиков, так и для производителей строительных материалов.

Долгое время основные направления социально-экономического развития Мурманской области были ориентированы на реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов, связанных с освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, которые пока откладывается, и строительный комплекс области наряду с другими инфраструктурными отраслями «ожидал» начала работ на планируемых крупных стройках.

Обратимся к цифрам.

На 01.01.2013 года строительный комплекс Мурманской области насчитывал 1903 строительных организаций (указавших в качестве основного вид экономической деятельности - «Строительство»), что составляет 9 % от общего числа зарегистрированных на территории области организаций по всем видам экономической деятельности.

В 2012 году объем работ и услуг, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство» в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом снизился на 1,1 процента и составил 22 774,8 млрд. руб.

Объём работ и услуг, выполненных собственными силами по виду экономической деятельности «Строительство»

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

В фактически действовавших
ценах, млн.руб.

10465,3

12631,7

16696,0

16233,6

18356,9

21409,2

Индексы физического объёма,
в % к предыдущему году

99,95

97,3

118,0

92,2

113,0

109,2

Справочно: Россия

           

В фактически действовавших
ценах, млрд.руб.

2350,8

3293,3

4528,1

3869,1

4386,1

5061,8

Индексы физического объёма,
в
% к предыдущему году

118,1

118,2

112,8

84,0

103,5

105,1

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" в 2012 году

 

Млн. рублей

В % к 2011

Доля СФ в СЗФО
(округа в РФ), %

Российская Федерация[1]

5711755,9

104,7

100,0

из нее
федеральные округа:

     

Северо–Западный

731970,3

99,4

12,8

Центральный

1353030

99,4

23,7

Южный

614013,9

113,5

10,8

Северо–Кавказский

175169,3

112,9

3,1

Приволжский

998947,8

104

17,5

Уральский

667641,7

115,4

11,7

Сибирский

555194,9

103,1

9,7

Дальневосточный

356996,9

99,2

6,3

По субъектам Северо–Западного федерального округа:

     

Республика Карелия

10076,2

89,1

1,4

Республика Коми

84837,5

112,4

6,3

Архангельская область

33455,1

74,8

5,4

в том числе Ненецкий
автономный округ

5348,9

42,1

0,7

Вологодская область

62732,8

97,7

9,4

Калининградская область

26765

77,8

4,8

Ленинградская область

1139411

107,2

15,6

Мурманская область

22774,8

98,9

3,1

Новгородская область

21459,1

109,4

2,9

Псковская область

10333,2

95,1

1,4

г. Санкт–Петербург

345626

92,8

47,2


В 2012 году всего по Мурманской области было введено в эксплуатацию 94 объекта, общей площадью 57,8 тыс. кв. метров, в том числе 63 объекта нежилого назначения, площадью 33,9 тыс. кв. метров.

За счёт нового строительства и реконструкции введены в действие объекты энергетики (ЛЭП), тепло- и водоснабжения (тепловые и водопроводные сети), торговли, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспорта (автомобильные дороги), связи, образования, здравоохранения, культуры и спорта. Был завершен строительством один из этапов крупного промышленного объекта - горно-обогатительного комбината «Олений ручей». В 2013 году работы по строительству остальных этапов 1 очереди подходят к завершению, и до конца года 1 очередь фабрики с инфраструктурой должна быть предъявлена к вводу в эксплуатацию.

В части жилищного строительства в 2012 году показатели в области выросли на 4,9 процента по сравнению с предыдущим 2011 годом - за год по области было построено и введено 24,3 тысячи квадратных метров жилья - 32 жилых здания: 6 многоквартирных и 26 индивидуальных домов, построенных населением за счёт собственных и заёмных средств.

бъёмы и индексы физического объёма работ и услуг, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2012 году

График: Объёмы и индексы физического объёма работ и услуг, выполненных по виду деятельности «Строительство» в 2012 году

Существенную долю в объеме строительных работ ежегодно составляют работы, выполняемые на социальных объектах строительства, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов. Министерство строительства и территориального развития Мурманской области определено государственным заказчиком по объектам социального и коммунального назначения, включенным в 11 долгосрочных целевых программ. Всего в 2012 году под эгидой Министерства осуществлялось строительство, реконструкция более 60 объектов капитального строительства. Общая сумма финансовых средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете 2012 года, составляла 1,718 млрд. рублей.

В бюджете Мурманской области на 2013 и плановые 2014-2015 годы предусмотрены следующие объемы бюджетных инвестиций на строительство, реконструкцию объектов: в 2013 году - 1,87 млн. рублей, в 2014 - 1,94 млн. рублей, в 2015 году - 1,12 млн. рублей. При этом, при формировании программ, уточнении состава включаемых в ДЦП объектов, определения потребности в финансовых ресурсах, начиная с прошлого года, применялся новый подход. Средства на реализацию проектов в рамках программ были перераспределены таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное расходование бюджетных средств, снизить риски строительства. В состав программных мероприятий по строительству включены как объекты образования и спорта, объекты областных учреждений культуры, реконструкция которых будет осуществляться к 100-летию Мурманска (при софинансировании привлекаемых из федерального бюджета средств), так и объекты медицины, инженерной и коммунальной инфраструктуры, объекты жилищного строительства. Серьезная работа была проведена в прошедшем году, соответствующие результаты подтверждают это. В 2012 году завершено строительство 12 объектов, среди них такие общеизвестные, как «Областной перинатальный центр в г.Мурманске», «Реконструкция школы № 2 в г.Кола».

В прошлом году введено в эксплуатацию два многоквартирных жилых дома, построенных за счет средств областного бюджета - это 90-квартирный жилой дом в п.Зеленоборский и 75- квартирный жилой дом в г.Заполярный. Закончено проектирование жилого многоквартирного дома по ул. Кирпичной в г. Мурманске. В рамках ДЦП «Поддержка и стимулирование строительства жилья в Мурманской области» на 2011-2015 годы, администрацией города Мурманска предоставлена субсидия в размере 128,7 млн. рублей для приобретения квартир и расселения граждан из аварийного жилищного фонда г. Мурманска. Для этих целей в 2012 году в областном центре построен и введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по ул.Аскольдовцев.

Для решения задач по расселению в области аварийного жилищного фонда, с привлечением средств Фонда содействия и реформирования ЖКХ в области с 2010 года, были разработаны пять адресных программ. Общий объем финансирования данных программ составляет 759,56 млн. рублей, в том числе средств Фонда содействия и реформирования ЖКХ - 390,77 млн. рублей, средств областного бюджета - 319,86 млн. рублей, местных бюджетов 48,93 млн. рублей. За два года реализации программ построено 7 жилых домов (4 малоэтажные), в которые переселены 321 человек из 37 аварийных домов, а в 2013 году планируется построить еще 10 малоэтажных домов для расселения 543 человек из 64 аварийных домов, строительство шести уже начато.

Этими мероприятиями в области не заканчивается решение проблемы по ликвидации аварийного жилищного фонда. Постановлением Правительства Мурманской области от 01.10.12 № 485 утверждена ДЦП «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2013-2015 годы, в рамках которой планируется расселить 2 152 человек из 191 дома, признанных аварийными до 01.01.2012 года. То есть и в дальнейшем из областного бюджета будут выделяться средства для строительства новых жилых домов на территории Мурманской области.

Традиционно значительную долю в объеме выполняемых по области строительных работ составляют работы, выполняемые по заказу крупных производственных компаний, связанные с реконструкцией, обновлением действующих мощностей, расширением производства. Сегодня на территории региона планируется реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов, которые окажут значительное влияние на темпы экономического роста и повышение степени диверсификации экономики региона. Часть проектов уже реализуется, по другим ведутся проектные, изыскательские работы, проводятся организационные мероприятия. Реализация этих проектов, несомненно, скажется и на развитии строительного комплекса.

Если в настоящее время строительный комплекс региона в основном решает стоящие перед ним задачи, то для того чтобы обеспечить перспективное развитие других отраслевых направлений экономики, и всего региона в целом, существует необходимость пересмотра его потенциальных возможностей, поиска новых направлений для динамичного и поступательного развития.

На решение поставленных задач по развитию строительного комплекса Мурманской области направлена разработанная в 2011 году по заказу Министерства строительства и территориального развития Мурманской области «Стратегия развития строительной индустрии Мурманской области». Сегодня, в связи с изменившимися условиями, обозначилась необходимость корректуры данного документа, которая будет выполнена в 2013 году.

Определяя задачи, которые стоят перед региональным строительным комплексом, необходимо отметить, что для их решения недостаточно разработать стратегию и наметить локальные мероприятия. Так как данные проблема носит комплексный характер, необходим соответствующий подход для ее решения, общие согласованные действия всех сторон, участников в строительном комплексе.

Основные задачи развития строительного комплекса:

Повышение уровня конкурентоспособности региональных строительных организаций, создание условий для их укрепления, обеспечивающих развитие и стабильную работу местного строительного комплекса.

Повышение производительности труда в строительстве, которая остается чрезвычайно низкой.

Развитие местной базы стройиндустрии и приведение ее к современному уровню качества выпускаемой продукции, технологичности, энергоэффективности и экономичности производства стройматериалов.

Упрощение административных процедур в строительстве, предварительная подготовка земельных участков под строительство, решение вопросов с подключением объектов к инженерным сетям.

Основной стратегической целью развития инвестиционно-строительного комплекса Северо-Запада (по Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.11 № 2074-р) определено - формирование инновационной экономики строительной отрасли. Это позволит обеспечить рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания, укрепления конкурентоспособности, и, на этой основе, рост качественных показателей и структурных характеристик комплекса.

Поставленная цель, безусловно, является актуальной и для Мурманской области.

И в заключение хочу отметить следующее, реалии сегодняшней жизни требуют значительных изменений в процессах управления строительством на всех уровнях и от всех участников строительного производства, как чиновников, так и представителей бизнес-сообщества. Такой подход и совместные усилия позволят не только сохранить местный строительный комплекс, но и обеспечить его развитие, а значит, и создать условия для социально-экономического роста всего региона, повышения качества жизни на Кольском полуострове.

В преддверии Дня строителя я от души поздравляю строителей с профессиональным праздником, и желаю всем представителям этой замечательной профессии стабильной работы, уверенности в собственных силах и прекрасного настроения. Пусть в России чаще появляются новые большие объекты, в ходе которых растут производственные мощности предприятий, увеличивается численность работающих и их благосостояние.

Содержание журнала "Север промышленный" № 3 за 2013 год