Реконструкция нефтебазы Печать

Самые противоречивые мнения и оценки вызвало на Северном бассейне создание на базе третьего грузового района Мурманского морского рыбного порта совместного российско-германского предприятия «Мурман-Ойл».

В свое время руководство нефтебазы обращалось в «Севрыбу» с просьбой отделить ее от рыбного порта и включить в состав «Севрыбы», чтобы самостоятельно решать вопросы реконструкции и модернизации производства. Но кроме сочувствия конкретной помощи не получили.

И тогда решили создать СП, взяв нефтебазу в аренду у областного комитета по госимуществу.

Как раз к этому времени, к середине 1992-го года, сама «Севрыба» трансформировалась в акционерное общество и стала заниматься хозяйственной деятельностью. Управленцы сразу же поняли, что у них из под носа уводят лакомый пирог. И стали бороться за свой кусок этого пирога, то есть за право производить так называемые обменно-закупочные операции, при которых топливо переправлялось за рубеж. «Севрыба» признала договор аренды нефтебазы СП «Мурман-Ойл» неправомочным и просила комитет госимущества РФ самой взять нефтебазу в аренду. Но поезд, как говорится, уже ушел - большой товарный состав с топливом... И в канун нового 1993-го года коллектив третьего грузового района рыбного порта отмечал как 20-летие нефтебазы, так и третий месяц работы в структуре совместного предприятия. Бывшему начальнику нефтебазы, а ныне президенту «Мурман-Ойла» А.И.Копытову145 далось это непросто.

- В моей памяти еще свежо то предзабастовочное состояние, когда рабочие с одной стороны требовали улучшения условий труда, увеличения зарплаты и реконструкции предприятия, а с другой - протестовали против создания СП. Но одно без другого невозможно, - рассказывал Андрей Иванович корреспонденту «Рыбного Мурмана». - Нефтебазе требуется коренная модернизация, а для этого нужны структурные изменения. Первый шаг в этом направлении - юридическая самостоятельность, которой мы не имели, являясь производственным участком рыбного порта. Второй шаг - создание совместного предприятия для привлечения иностранных инвестиций.

На совете директоров «Севрыбы» от нас потребовали дополнительных гарантий в том, что не будут ущемлены интересы флотов и региона в целом. Эти гарантии в полной мере даны как в договоре на аренду с комитетом по госимуществу, так и тем фактом, что в число акционеров «Мурман-Ойла» вошли рыбодобывающие флоты - траловый и «Мурманрыбпром». Как известно, на сегодняшний день существует такая система взаиморасчетов, как предоплата. Ни один завод бесплатно топливо не отгрузит. И тем не менее мы пошли навстречу флотам и выдали им взаймы более чем на миллиард рублей топлива. Если конкретно, то на середину декабря 1992 года Мурманскому рыбакколхозсоюзу было выдано в долг 136 тонн, «Севрыбхолодфлоту» - 11272 тонны, тралфлоту - 114, «Мурманрыбпрому» - 8279, Архангельскому тралфлоту - 1349, «Севрыбпромразведке» - 3804, Беломорской базе гослова - 6908 тонн дизтоплива. Примерно такая же картина и по флотскому мазуту. Мы пошли на этот шаг, зная, что нынче флоты неплатежеспособны. Возникает вопрос: что позволило выдать такой кредит? Отвечу: это топливо тех частных структур, которые имеют деньги и которые сумели сделать предоплату...•

Ну а в чем заключался интерес бизнесменов из Германии, решивших не только влезть на неустоявшийся российский рынок, но и в течение первых трех лет никаких дивидендов с нефтебазы не иметь, а всю прибыль, в том числе и валютную, в полном объеме пускать на модернизацию предприятия? Очевидно, здесь была своя межгосударственная стратегия. Заключая с правительством России договоры на экспорт нефтепродуктов, германский партнер в будущем хотел иметь гарантированный пункт перевалки этих нефтепродуктов. А пока он вкладывал беспроцентные инвестиции в реконструкцию нефтебазы. О том, как планировали реконструировать этот давно устаревший и физически, и морально стратегический объект, читателям «Рыбного Мурмана» рассказала Ольга Дмитрик.

- Когда я ознакомилась с разработками технико-экономического обоснования, которые сотворил «Ленгипрорыбхоз», и лишь в общих чертах представила объем грядущих работ, меня взяла оторопь - зачем же надо было добровольно взваливать на себя и без того тяжкие заботы строительства и реконструкции именно в период инфляции и всеобщего раздрая? - пишет журналист. - Или это нечаянный замах, который уже нельзя отработать назад? Но все, с кем я встретилась в тот день на нефтебазе, не разделяли моих опасений.

- Жизнь усложнилась, но ведь мы продолжаем есть, любить, растить детей и... строить, - рассуждает начальник ОКСа ТОО «Арктик-сервис» Н.М.Мешалкин, генподрядчик. - Строить у нас умеют. АО «Мурманскморстрой» - вполне надежный партнер с солидным опытом возведения гидросооружений. С прокладкой и реконструкцией технологических трубопроводов без труда справятся специалисты треста «Продмонтаж»...

- Первой очередью предусматривается строительство причала, пяти резервуаров под дизтопливо по 5000 кубометров и два десятитысячника под флотский мазут с подогревателями для поддержания оптимальной температуры в емкостях, - рассказывает заместитель технического директора «Мурман-Ойла» В.С.Мешалкин. - И это только основные объекты, ведь нефтебаза, построенная в 70-е годы по проекту 50-х, давно устарела. Надо увеличить грузооборот, создать современные условия для перевалки и хранения нефтепродуктов...

- Глубоководный причал исключит бункеровку судов на рейде, безопасность всех проводимых операций будет отвечать требованиям времени, - утверждает заместитель гендиректора по производству Р.И.Кубанская...•

Выслушав мнения специалистов, наш корреспондент вышла на берег, где, не останавливая технологического процесса, шло строительство.

- Ветер рвал куртенку, небо беременело снежным зарядом, а танкер у нефтеналивного пирса замер, сыто чавкая заглатываемым топливом, - описывает увиденное впечатлительная Ольга Дмитрик. - Этому побережью Кольского залива суждено стать дополнительной территорией нефтебазы. Сейчас здесь спецтехника «Морстроя» забивает полутораметровые в диаметре трубы для свайного поля будущего нефтепирса.

Самосвалы везут и везут каменистый грунт, фронт работ кажется необозримым. Промеры, углубление, чистка фарватера... Очистные сооружения, километры новых железнодорожных путей, насосные станции, железобетонные эстакады... Нельзя забывать о пожаро-взрывоопасности будущего производства. И на все нужны средства, неподъемные на первый взгляд средства. И все это затевается в нестабильное для страны время. Зачем, на что делается ставка? На эти вопросы отвечает «рисковый» генеральный директор «Мурман-Ойла» А.И.Копытов:

- Контракт подписан на пять лет. Вот мне бы и хотелось за эти пять лет сделать большое, нужное дело. Если уже не до самой последней отделки, то до той стадии, когда не повернуть назад. И бывшая портовая нефтебаза вновь станет солидным, надежным, прибыльным предприятием. Поверьте, в этом нет амбициозности, - уверяет Андрей Иванович. - Если мы сегодня не начнем реконструкцию - завтра будем платить штрафов больше, чем зарабатываем. Средства на реконструкцию... На совете учредителей мы обсуждали вариант пропорционального участия основных пользователей - флотов, ведь для них функционирует нефтебаза. Но у флотов положение нестабильное. Просить их «скинуться» хоть сколько-нибудь - не могу, а вот просить не копить задолженности по оплате топлива, чтобы не сбивался ритм производства, не отвлекались силы на латание прорех, - вот об этом просить флоты не перестану. Пока на строительство идут деньги (порядка трехсот миллионов) от экспортных перевалок топлива. Но требуется порядка тридцати миллиардов... Вероятно, придется прибегнуть к инвестиции. И хочется надеяться на понимание «отцов» города, на посильную их помощь. Но реконструкцию мы должны, понимаете, должны вести, как бы круто не взвивалась инфляция. Не имеем права замыкаться на сегодняшнем дне.*

В своих рассуждениях Копытов очень похож на Кускова, год за годом, несмотря ни на что, возводящего стратегически важные для порта объекты. Правда, задача перед руководителем «Мурман-Ойла» стояла масштабнее, да и завистников и злопыхателей у него было больше, чем у «устоявшегося» за десять лет работы кадрового начальника госпредприятия. Не дает Копытов топлива флотоводцам - обижаются.

Отпустит в долг, под честное слово - тоже обижаются. Да и какое «честное слово» может быть у слишком ушлых, дорвавшихся до власти штурманцов! Я уже приводил на страницах этой книги высказывание одного из самых «продвинутых» флотоводцев, который не стесняясь в глаза мог заявить: «Да, вчера я дал слово, а сегодня сам же забираю его назад»...

145 - КОПЫТОВ Андрей Иванович, начальник третьего грузового района Мурманского морского рыбного порта в 1990-1993 годах. Родился в 1952 году в Мурманске, русский. Окончил мурманское среднее мореходное училище (1986) и институт маркетинга и права (1990). С 1975 года работал в Мурманском морском рыбном порту электриком, инженером энергохозяйства, старшим инженером, зам. начальника и начальником третьего грузового района, с 1992 года - генеральный директор СП «Мурман-Ойл», с 1994 года - зам. начальника Кольского центра развития бизнеса при администрации Мурманской области. Затем руководил рядом малых предприятий, с 2005 года переехал жить в Псковскую область.

• Рыбацкая нефтебаза была и останется флотской при любой форме собственности, «РМ» от 8 января 1993 года.

• «Черное золото» должно быть высшей пробы, «РМ» от 21 мая 1993 года.

• Там же.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)