От железной дороги, как и 90 лет назад, зависит развитие Мурманского порта Печать

Терминал угольщиков - лишь часть крупнейшего проекта по строительству нового порта на западном берегу Кольского залива

Инвесторы продолжают занимать очередь, чтобы вложить деньги в Большой порт Мурманска, хотя новые «энергетические ворота России» существуют пока только на бумаге. Перевалкой угля в этом порту, как мы уже сообщали, решили заняться «Кузбассразрезуголь» и Сибирский деловой союз, вместе построив терминал стоимостью более $200 млн. Но это еще не полное решение вопроса.

"Чтобы Большой порт Мурманска заработал, ему нужно почти 200 км железнодорожных развязок," - говорит заместитель губернатора Мурманской области, руководитель департамента экономического развития Александр Дмитриевич Рузанкин.

Инвестиции в терминал мощностью 15 млн. тонн угля в год СДС и «Кузбассразрезуголь» разделят поровну. «Кузбассразрезуголь» и СДС договорились о партнерстве, пояснил представитель КРУ, назвав свою компанию инициатором проекта: именно «Кузбассразрезуголь» подписывал соглашение с Мурманской областью и финансировал проектно-изыскательские работы. Они должны завершиться в 2007 г., чтобы терминал начал работу в 2009-2010 гг. По итогам этих работ определится стоимость строительства и доли партнеров, добавляют в КРУ. Вице-губернатор Мурманской области Александр Рузанкин уточняет, что сам «Кузбассразрезуголь» в переговорах с областью оценил свою стройку в $200 млн.

Терминал угольщиков - лишь часть крупнейшего проекта по строительству нового порта в Кольском заливе. Бухта этого залива - самая глубоководная, имеет прямой выход в океан, это северные «энергетические ворота России», как говорил в прошлом году министр транспорта Игорь Левитин. Сейчас на восточном берегу залива работает Мурманский морской торговый порт (ММТП). В 2005 г. он перевалил 11 млн. тонн угля. Но его мощностей не хватает, а развиваться ММТП некуда, как сообщает А. Рузанкин.

Поэтому принято решение, о строительстве на западном берегу залива нового порта. Большой порт Мурманска - один из претендентов на статус особой экономической зоны. Генеральную схему этой стройки полгода назад одобрил премьер-министр Михаил Фрадков. По ней грузооборот нового порта к 2010 г. должен составить 50 млн. т, к 2015 г. - превысить 75 млн. т.

У Сибирского делового союза нет своих портов. Были планы построить терминалы в Усть-Луге (Ленинградская область) и украинском порту Южный. Пока они не реализованы, но остаются в силе, как говорит вице-президент СДС Ирина Николаева. У «Кузбассразрезугля» два терминала: крупнейший в стране в порту Восточный (15 млн. тонн угля в 2005 г.) и строящийся в Усть-Луге (проектная мощность -15 млн. тонн). Но планы по строительству новых мощностей конкуренты одобряют: слишком серьезен их дефицит, как отмечает Иван Слепцов, представитель СУЭК, которая строит терминал в Ванино на 12 млн. тонн за $130 млн. Хотя на Северо-Западе ей хватает долгосрочных контрактов с существующими портами.

Осложнить планы инвесторов могут" Российские железные дороги".

Объем инвестиций в развитие инфраструктуры Мурманского морского торгового порта до 2015 г. составит 15-20 млрд. руб. Такая сумма предусмотрена генеральной схемой развития Мурманского транспортного узла, разработанной администрацией порта и представленной на утверждение в Минтранс РФ, как сообщил министр транспорта Игорь Левитин на совещании по вопросам развития транспортного и рыболовецкого комплексов Мурманской области год назад. По словам министра, вложение этих средств позволит увеличить перевалку грузов через Мурманский торговый порт до 40-50 млн.т. в год к 2015 г.

Министр отметил, что в настоящее время завершается проработка с ОАО "Российские железные дороги" проекта по строительству 27-км железнодорожной ветки, которая должна соединить будущие терминалы на западном берегу Кольского залива с железнодорожной станцией Пяйве недалеко от Мурманска. И. Левитин сообщил, что на реализацию данного проекта необходимо около 6 млрд. руб., и предложил частично профинансировать данный проект за счет средств инвестиционного фонда, а также привлечь для его реализации средства ОАО "РЖД" и частных инвесторов. По словам И. Левитина, объем частных инвестиций должен составить не менее 25% стоимости проекта.

Президент Российских железных дорог Владимир Якунин в прошлом году пообещал вложить в проект по модернизации порта почти $500 млн. Но в инвестиционной программе монополии на 2006-2008 гг. эти средства не предусмотрены.

По материалам газеты «Ведомости» подготовила Виктория Егорова

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 4 2006 г.

Еще статьи на тему "Порт":

Марина Ковтун осмотрела объекты морского порта

Развитие морского порта - гарантия успеха всех отраслей промышленности

Каким должен быть морской порт?

Развитие туризма на базе порта Мурманск

Порт Мурманск может стать связующим звеном на важнейших направлениях международных грузоперевозок

Рыбный порт: расчет на свои силы