Проект по сжижению природного газа с месторождения Snоhvit - успех в Арктике Печать

Проект Snohvit включает всего несколько проектов СПГ и имеет длительную и богатую историю

ЛИМА КАЙ БЬЯРНЕ
Статойл, Норвегия

Конференция «Нефть и газ Арктического шельфа» является важным событием для обсуждения общих задач, связанных с освоением Арктических морей. Моя презентация связана с проектом СПГ месторождения Snohvit («Белоснежка») и отражает историю, предпосылки и настоящее положение дел.

Проект Snohvit включает всего несколько проектов СПГ и имеет длительную и богатую историю. Первые сейсмические данные были получены в 1975 - 77 гг.. В 1981 г. было открыто месторождение Askeladd; затем в 1982 г.- месторождение Albatross, а в 1984 г. - месторождение Snohvit. Для того, чтобы поставить месторождение Snohvit на коммерческую основу, были предприняты две попытки: первая предусматривала экспорт газа в США в 1988 г., а затем в 1992 г. - в Италию; обе попытки не увенчались успехом.

Месторождение Snohvit является нашим первым проектом в Баренцевом море и нашим первым проектом СПГ. Запасы газы открываются всё дальше и дальше от местонахождения рынков, а это означает повышение значимости СПГ.

В связи с этим, мы считаем, что крайне необходимо иметь плацдарм на этом рынке. Кроме того, это предоставляет нам доступ к новым, отдалённым рынкам газа, которые мы пока не можем обеспечивать посредством наших систем трубопроводов. Безусловно, часть наших объёмов СПГ будет экспортироваться в США. Тем не менее, мы постепенно и осторожно приближаемся к границе Арктики, и это связано не только с вопросами охраны окружающей среды.

СПГ на сегодняшний день является тем продуктом, сбыт которого, в основном, осуществляется на основе долгосрочных контрактов. Таким образом, при планировании проекта, связанного с разработкой месторождения Snohvit, мы должны были учитывать все элементы составной стоимости, разработки месторождения, трубопроводов, оборудования для СПГ, отгрузки, приёмных устройств и

Для разработки месторождения Snohvit мы представили ряд новых технологических решений:

- Повторная закачка СО2 в морской коллектор;
- Предварительное изготовление компактных наземных устройств для обработки газа с использованием новой технологии;

- Многофазный скважинный поток на расстоянии свыше 143 км.

Работы на Норвежском континентальном шельфе отражают историю новых открытий благодаря современным технологиям. В 1985 г. у западного побережья Норвегии мы проложили трубопровод диаметром 36" на глубине 300 м; на тот момент это было настоящим прорывом.

Месторождение Snohvit является первым проектом на Норвежском континентальном шельфе, в котором  управление морских подводных установок осуществляется с берега

Позднее мы с успехом использовали огромные по своим размерам конструкции с гравитационным фундаментом, ППБУ, добычные суда и осуществляли разработки морских месторождений, каковым является Snohvit. Месторождение Snohvit является первым проектом на Норвежском континентальном шельфе, в котором контроль, управление/ эксплуатация морских подводных установок осуществляется с берега. Мы, как компания, время от времени обновляем нашу технологическую стратегию, с тем, чтобы она полностью соответствовала тем требованиям, которые мы считаем наиболее подходящими для решения соответствующих задач. Новая технология разработана совместно с ведущими государственными и международными компаниями.

Разработка, которую мы называем сейчас Snohvit, состоит из трёх месторождений: Askeladd, Albatros и Snohvit. Они расположены в бассейне Хаммерфеста, у побережья Хаммерфеста, самого северного города в мире. Морская разработка будет включать 20 газовых эксплуатационных скважин, одну нагнетательную скважину СО2, 7 подводных опорных плит для бурения, многофазный трубопровод 27", трубопроводы для моноэтиленгликоля и шлангокабель, соединяющий морское оборудование с береговым оборудованием для СПГ и диспетчерской. Разработка будет осуществляться в три этапа. Бурение первых скважин начнётся осенью 2004 г.

Береговое оборудование состоит из приёмных устройств, принимающих скважинный поток, оборудованных ловушкой для конденсата ёмкостью 2.700 м3 , оборудования для отделения и стабилизации конденсата, изоляции и повторного закачивания СО2 в морской коллектор, оборудования для предварительной обработки газа, сжижения газа, 4 ёмкостей для хранения и соответствующих помещений, включая административное здание с диспетчерской. Компактное размещение завода в море позволяет экономить полезную площадь, затраты и время.

Более того, строительство основано на стратегии предварительного заводского изготовления. Основными причинами выбора такой стратегии явились ограниченная инфраструктура в этом районе, объём проекта, как таковой, и суровые погодные условия. Предварительное изготовление элементов является нашей базовой стратегией для технологического оборудования и помещений, результатом чего является предварительное изготовление технологического оборудования прямо на барже; рабочие помещения изготавливаются в виде модулей, и большая часть соединительных труб предварительно изготавливается и укладывается в виде стеллажей. Чтобы представить эту стратегию, можно посмотреть на карту, показывающую, где производятся эти элементы. Это действительно демонстрирует, что устройства и оборудование складываются как «мозаика».

Вопросы охраны окружающей среды были и будут оставаться в центре внимания на всех этапах, включая проектно-конструкторские работы, строительство и эксплуатация. Рыболовство и рыбная промышленность являются также самыми важными областями торговли в северной Норвегии, безусловно, и для вас, наших Российских друзей и соседей. Для обеих наций и, конечно же, для обеих отраслей промышленности важно найти основу сосуществования. Только обеспечивая такое развитие, может быть достигнута взаимная поддержка. Наша работа основывается на тщательном и всестороннем процессе оценки воздействия на окружающую среду. Поскольку проект СПГ является первым в мире, мы осуществляем повторную закачку СО2 из скважинного потока в морской резервуар, уменьшая таким образом выделение СО2 на 760.000 т в год. Более того, мы используем наилучшую имеющуюся технологию для всех компонентов, восприимчивых к воздействию окружающей среды, включая низкотоксичные горелки.

Цистерны для хранения представляют собой полностью изолированные резервуары, наружный корпус которых изготовлен из упрочнённого бетона. Объём каждой из двух цистерн СПГ составляет 125.000 м3, и для заполнения цистерны требуется, приблизительно, пять дней. Диаметр составляет 78 м, высота 47 м. Объём цистерны для конденсата составляет 75.000 м3, в то время как объём цистерны для СНГ
- 45.000 м3. Полезность СПГ составляет, приблизительно 85%, конденсата - 11% и СНГ - 4%.

Сборка оборудования подготовки продукции скважины к транспортировке производится на барже размерами 154x54x9 м. Баржа, включая надводный борт, будет весить 35.000 т и транспортироваться в пункт Melkoya на судне для перевозки тяжеловесных грузов (Blue Marlin). Оттуда баржа будет перемещаться в предварительно подготовленный док. Планируется, что баржа будет транспортироваться дальше на север летом 2005 г. Производительность завода составляет 5,75 млрд. См3 (4,3 т) СПГ в год. Ресурсы, возможности рынка, эффективность и затраты являлись важными элементами в определении размера производственной линии на момент представления Плана по разработке и эксплуатации. Основной процесс включает процесс охлаждения Linde/Statoil под названием процесс каскада жидкой смеси. Сооружения имеют свою собственную энергетическую установку для выработки электропитания и тепла. Общая энергетическая эффективность составляет, приблизительно, 70%, что весьма благоприятно. В летнее время выбранная технология основана с учётом издержек за срок службы, формирования стоимости и ограничений по выбросам.

Пункт Melkoya был выбран в качестве места размещения завода СПГ из-за своей близости к Хаммерфесту, хороших портовых условий и возможностей для прокладки наземных трубопроводов. Относительная близость к городу имеет ряд преимуществ: близость к аэропорту, медицинскому учреждению и пожарной службе и близость к тому месту, где люди могут вести обычный образ жизни. Безусловно, рабочий график во время периода эксплуатации будет основан на обычной рабочей смене. До начала земляных работ на острове площадью 175 акров имелось несколько летних сооружений. После выемки более 3.000.000 м3 твёрдых горных пород площадь составляет сейчас 250 акров, сооружен прочный волнорез. Проходка началась в июне 2002 г., а летом 2003 г. началась работа на наружном корпусе цистерн для хранения.

Параллельно был построен подводный туннель длиной 2,3 км для соединения пункта Melkoya с большой землёй. И сегодня это выглядит следующим образом. Слева вы можете видеть ловушку для конденсата, которая была перевезена на остров двумя модулями, каждый из которых более 4.000 т. Затем вы видите стеллажи для труб, строительный причал, цистерны для хранения и производственный причал.

Баржа с технологическим оборудованием будет помещена непосредственно слева от цистерн для хранения, и участок будет также готов для дальнейших этапов производственного процесса. Административное здание находится в северной части острова, в то время как здание, находящееся вблизи берега, является лагерем для рабочих. Фактически, это самая крупная гостиница в Норвегии, рассчитанная на 1.300 мест.

Опорные плиты для бурения, которые сейчас находятся на морском дне, готовы к проведению буровых работ, начало которых планируется на конец 2004г. Опорные плиты сконструированы таким образом, что позволяют использовать тралы между установками. Мы сделали это таким образом, чтобы обеспечить безопасность для тралов. Разумеется, я хотел бы также подчеркнуть, что, являясь частью нашего сотрудничества с рыбной промышленностью, специалисты этой отрасли также участвовали в процессе выбора оптимальной трассы основного трубопровода-ведущего к берегу; таким образом, минуя основные районы рыболовного промысла.

Ёмкость для конденсата, которая является одной из крупнейших в мире, была изготовлена в Нидерландах и перевезена в пункт Melkoya двумя частями на двух баржах. Ёмкость была установлена на свой фундамент летом этого года. Работы по сборке на технологической барже продолжается на верфи Dragados в Кадисе, Испания. Буксировка с верфи планируется на июль 2005г. Компрессоры были изготовлены на заводе в Nouvo Pignone в Массе, Италия. В настоящее время компрессоры перевозятся в Dragados для монтажа на барже.

Сейчас перейдём к совершенно другому вопросу. Пока на Melkoya работают почти шесть тысяч человек. Люди прибывают со всего мира, являясь, фактически представителями 38 национальностей. Представители самых северных округов Норвегии насчитывают 1.200 человек. На эксплуатационном этапе на Melkoya будут работать, приблизительно 170 человек. Кроме того, обслуживающий персонал и работы, связанные с потребителем, предоставят ещё 300 - 350 новых рабочих мест в этом регионе. В период проведения строительных работ пик занятости достигнет 1.500 человек. Для такого поселения, как Хаммерфест, население которого постоянно возрастало в течение многих лет до открытия месторождения Snohvit, это является важным стимулом для местного сообщества.

Что касается государственного и местного участия, мы имеем 50% государственного долевого участия по сравнению с расчётным государственным долевым участием, составляющим 36% на этапах плана по разработке и эксплуатации месторождения. Стоимость местных поставок составила 1.8 млрд. норв .крон (приблизительно, 230 миллионов долл.США). Это выглядит также положительно в сравнении с оценками, данными до начала строительства, которые составляли 600 млн. норв. крон (приблизительно. 80 млн. долл.США). Одной из причин более высокого местного участия по сравнению с ожидаемым, является сотрудничество между оператором-компанией, Statoil, и местной организацией Snohvit Njeringsforening. Snohvit Naaingsforening является юридическим лицом, которое осуществляет организацию и координацию работы потенциальных местных поставщиков различных товаров и услуг. Эта организация насчитывает, приблизительно 400 членов. Компания Statoil приглашает всех подрядчиков разного уровня приехать в Хаммерфест для презентации своих компаний и запросов и узнать, что может предложить местное деловое сообщество. Таким образом устанавливаются контакты, и это ведёт к расширению деловых отношений, являющихся взаимовыгодными для подрядчика и местного делового сообщества и, разумеется, для самого проекта.
Арктика является важным регионом для будущего нефтяной промышленности. Безусловно, большая часть экспертов придерживается мнения о том, что, приблизительно, 25% мировых неоткрытых запасов находится в этом районе.

Snohvit является нашим первым проектом в Баренцевом море. Проект открывает Баренцево море и может служить средством для стратегического прорыва на северо-восток. Посредством проекта Snohvit мы приобретаем опыт деятельности, связанный с разведкой и добычей в Арктике. Проект знакомит с технологией компании Statoil и рынком СПГ, а также даёт нам полезные знания в отношении будущих проектов.

Фактически, мы уже начали импортировать СПГ в США, где мы имеем полные права на импортный терминал в Cove Point. Однако, как уже сказано выше, важно приближаться к границе с должным терпением и осмотрительностью. Сотрудничество между Российскими и Норвежскими заинтересованными компаниями должно быть обоюдно выгодным для сторон и наций обеих стран.

Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2004"

Еще статьи по теме "проект":

Проект «Социально-экономическое развитие Териберки»

Проект «Белоснежка» - почти авантюра?

Штокман - приоритетный проект освоения Арктики

Проект выходит на новый уровень

Проект «Исследование сети поставщиков на северо-западе России»