Приватизация: пока только теория Печать

требуется разгосударствление и приватизация собственности

Разгосударствление экономики, приватизация, развитие свободного предпринимательства... Этими словами пестрели страницы газет, они заученно повторялись ведущими популярных телепередач. Не только практиком, но и в какой-то мере экономистом-теоретиком показал себя генеральный директор ассоциации «Севрыба» В.Ф. Корельский, опубликовав в «Рыбном Мурмане» объемную статью под рубрикой «Проблемы перехода к рынку». Как же теоретически предполагалось перейти от командной к рыночной экономике?

В 1990-м году государство было монопольным собственником, владея 92-мя процентами имущества производственного назначения. Считалось, что такой сверхмонополизм не давал народному хозяйству эффективно функционировать, ибо государство диктовало что и сколько делать, по каким ценам продавать, кому поставлять и т.д. Рынок же может возникнуть, когда монополия государства заменена взаимодействием множества конкурирующих самостоятельных и свободных собственников. Значит, требуется разгосударствление и приватизация собственности. До каких пределов? В этом вопросе наши доморощенные теоретики кивали в сторону развитых стран, где доля госсобственности не превышала 35-ти процентов всего производственного имущества. И под приватизацией подразумевали смену собственника посредством передачи или продажи госсобственности экономическим субъектам, которые будут в дальнейшем использовать ее в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. В.Ф. Корельский пишет:

- Приватизация - это возвращение собственности народу. Психологическая неподготовленность к предпринимательству, имущественной дифференциации, опасения возврата к раскулачиванию и национализации, податные интересы казны, которая пуста и согласна только продавать государственную собственность, а не раздавать ее, демагогические обвинения в возврате к капитализму - все это сплетено в клубок, который не известно, как распутать. Практически мы сейчас находимся в переходном периоде, с окончанием которого прекратится и нынешняя двусмысленность законотворчества. Философия законов не может быть двусмысленной, основываться на противоположных посылках, и потому лишь с конституированием частной собственности начнется действенное законодательное оформление того правого государства, которое будет предполагать социальные гарантии уже не как цель общественного развития, а в качестве компенсации за рыночную вседозволенность действий экономической личности. Трудно поверить в то, что приватизацию удастся осуществить спокойно, не вызывая накала страстей, протестов, сопротивления аппарата...*

Весьма верные высказывания. Накал страстей, протесты и сопротивление при приватизации, конечно же, были. И со стороны «аппарата», и со стороны тех, кто вынужден будет довольствоваться социальными гарантиями в качестве «компенсации за рыночную вседозволенность».

Готовых рецептов у наших теоретиков не было. Шли наощупь, по наитию. Но как передать в собственность граждан страны госимущество?

Для этого предполагалось выпустить и безвозмездно распространить среди населения народные акции на всю стоимость подлежащей разгосударствлению собственности. Их обладателями станут все работающие, пенсионеры, военнослужащие, студенты. Сумма получаемых акций зависит от вклада человека в создание имущества страны. Главным критерием, позволяющим обеспечить социальную справедливость, виделся трудовой стаж. Далее: имея народные акции, человек может получать от государства ежегодные дивиденды. Или мог вложить эти акции в любое предприятие, которое обеспечит ему большие доходы. Можно было, объединив акции всех членов трудового коллектива, а также акции других граждан, выкупить предприятие. То есть каждый гражданин получал какую-то долю общенародной собственности и имел право дальше ею распоряжаться как частной собственностью - мог продать, обменять, передать по наследству...

Отводя первостепенную роль имущественным интересам, рассуждали, что поскольку государственная собственность в нашей стране воспринимается как ничейная, то ее дележ вроде бы как не делает никого из нас беднее. Ибо мы отучены владеть чем-либо, кроме своей одежды и домашней утвари, а некоторые сверх того имели машины и дачи. Но это крохи в общем богатстве страны. Ничейном богатстве, если убрать с дороги компартию, чья партийная верхушка и владела на деле госсобственностью, закрепив в Конституции свою руководящую роль в обществе. Железная логика, которая в удобный момент и была применена на практике. Как? Для этого спустимся с заоблачных теоретических высот на нашу грешную землю.

Первоначальные планы преобразований, начатых при премьере Рыжкове, учитывали то обстоятельство, что при спаде производства, при сокращении материальной базы и дотационного источника какие-либо эксперименты с больной экономикой страны становятся опасными для самого общества. Правительство ориентировалось на поэтапный, эволюционный переход к рыночным отношениям. Безусловно, и этот путь не прошел бы без издержек, и в первую очередь социально-политических. Поэтому для М.С. Горбачева и его сторонников самой главной проблемой тех дней была нейтрализация собственной коммунистической партии.* Как известно, основной вопрос всех революций - это вопрос о собственности и власти. И надо было лишить КПСС сначала власти, а затем и собственности. Решение этой задачи потребовало достаточно много различных тактических политических шагов, маневров по всем направлениям жизни общества. И эту изнурительную работу Горбачев с успехом выполнил, что потребовало от него мужественности и решительности. А тем, кто требовал большей жесткости и последовательности в действиях руководителя страны, надо помнить, что происходящие процессы коснулись его мировоззрения, его коммунистических комплексов и установок. Это была внутренняя борьба с самим собой, борьба, через которую прошел и каждый из нас.

В целом курс на создание альтернативной экономической среды, повышение творческой и деловой активности людей, создание предпосылок зарождения различных форм собственности был выбран правильно. Он лежал через признание частной собственности, через реставрацию капиталистических форм развития, а это требовало политического решения. И первый технологический шаг преобразований должен был быть сделан в сторону устранения компартии от государственной власти. Что и предпринял Горбачев. В конце 1989 года пали коммунистические режимы в странах Восточной Европы, что свидетельствовало о принципиальной возможности демонтажа системы власти, основанной на гегемонии компартии. Произошел раскол компартии Литвы, а руководство компартии Азербайджана обнаружило полную беспомощность во время массовых беспорядков в Баку.

На выборах народных депутатов РСФСР радикальные демократы вышли с новой политической стратегией, чтобы, взяв власть в России, объявить о ее суверенитете и начать реформы в обход центрального руководства. С этой целью создается предвыборный блок «Демократическая Россия», политическими и интеллектуальными лидерами которого стали Б.Н.Ельцин и А.Д.Сахаров. С образованием организации «Демократическая платформа в КПСС» часть коммунистов противопоставила себя не только консервативному крылу в руководстве компартии, но и центристской группе во главе с Горбачевым. Эта организация выступила за преобразование КПСС из «партии-авангарда» в партию парламентского типа, что означало отказ от претензий на руководящую роль и ликвидацию партийных комитетов на предприятиях и в учреждениях. И в марте 1990 года внеочередной Съезд народных депутатов отменил 6-ю статью Конституции, что стало вынужденной реакцией на утрату партаппаратом возможностей реально осуществлять власть в стране. Одновременно на Съезде М.С.Горбачев был избран первым президентом Советского Союза.

· Шоковая терапия или шок без терапии, «РМ» от 15 июня 1990 г.

· Кризис системы, «РМ» от 23 ноября 1990 г.

· Эта мысль была изложена в статье «10 лет великого труда» В.Г. Иванова,, опубликованной в «Рыбном Мурмане» 3 марта 1995 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)