Люди неба 12 Печать

Рассказывая об этом человеке, не обойтись без статистики. Четверть века его руки твердо держали штурвал самолета. В летном «паспорте» записана внушительная цифра - 12 тысяч часов провел Николай Иванович в небе Заполярья. Это - 500 суток, или почти полтора года.

Никто из мурманских пилотов не побил пока этого рекорда.

Ему пришлось летать всю жизнь на маленьких самолетах: начинал когда-то на «Ш-2», заканчивал - на «АН-2». Но и на этих «тихоходах» Сигов сумел стать пилотом-«миллионером».

Когда я пришел в аэрофлот, Николай Иванович уже был командиром звена - старшим нашей «крылатой братии». Помню, как проводил он первый в моей жизни полетный разбор. Меня поразило тогда его детальное знание дела. Ни одна мелочь не ускользала от внимания Николая Ивановича, если она касалась жизни подразделения.

Анализируя проведенные полеты, Сигов использовал и расшифрованные бортограммы, и свои схемы, вычерченные не так уж здорово, но так необходимые в тот момент.

Он строго отчитал некоторых за небрежное оформление полетных заданий. Чувствовалось, что командир нетерпим к разгильдяйству, беспощаден к нарушителям дисциплины. И в то же время это был добрый наставник, человек удивительно отзывчивый на чужую беду...

Недавно я нашел в архивных документах за 1949 год такой приказ:

«За спасение военного летчика, что свидетельствует о развитом чувстве товарищества и взаимовыручки, пилот Сигов Н. И. заслуживает быть представленным к поощрению командованием Северного управления ГВФ».

А потом я услышал подробности этой истории от одного из сослуживцев Сигова. (Сам Николай Иванович никогда не рассказывал мне об этом.)

...В летний день он выполнял обычный рейс: Апатиты-Зашеек-Ёна. Был уже на подлете к Зашейку, когда слева на высоте 400-500 метров его обогнала группа истребителей. Сигов только и успел, что посмотреть им вслед. И вдруг - неожиданная трагическая сцена. Один «ястребок», заметно отстав от остальных, с разворотом понесся вниз, к воде. Вот он уже пронзил водную гладь. Летчику буквально чудом удалось выбраться из кабины тонущей машины.

Он с трудом держался на плаву.

Николай Иванович сбросил высоту и стал аккуратно приводнять «шаврушку», так чтобы не захлестнуть волной обессилевшего человека. Затащив на борт пострадавшего, Сигов поднялся в воздух и взял курс на базу...

...Через несколько дней, когда Николай Иванович был в отпуске, к авиаторам приехал молоденький лейтенант с женой. Гости были искренне огорчены, что не застали Сигова на месте. Им очень хотелось поблагодарить гражданского пилота...

Два года спустя Николаю Ивановичу снова пришлось участвовать в спасении человека.

После обеда на пирсе собрался почти весь летный состав. Пока «технари» готовили машины, у пилотов шел большой перекур с «травлей».

Разнокалиберные шутки-прибаутки, небесные и земные анекдоты, захватывающие истории - за всем этим гомоном они не сразу сообразили, откуда доносится зловещий вой мотора. Увидели падающую в плоской спирали «аэрокобру», когда она была уже в полукилометре над сопкой.

Вмиг примолкшие пилоты заволновались:

- Что же он не прыгает?

- Ведь будет поздно!..

Они переживали, что не могут предотвратить беду. И вдруг - всеобщий вздох облегчения. От истребителя отделилась темная точка, и в следующее мгновение над ней вспыхнул красный купол.

- Сигов... Николай Иванович, живо в самолет! - приказал командир. - Захватите сестру и носилки...

...Он сразу отыскал пострадавшего. Тот лежал на красном полотнище в нескольких метрах от высоковольтной линии. Первое, что бросалось в глаза, - изуродованные ноги. Поломанные кости выпирали из брюк. Видимо, воздушной волной его ударило о хвост самолета.

Увидев склонившихся людей, паренек еле слышно прошептал:

- Как же... летать... буду?

- Будешь, сынок, обязательно будешь. Ты понял?.. - успокоил его Сигов.

Пилот снова потерял сознание. Медсестра Татьяна Гущина оказала первую помощь и посоветовала немедленно вывозить раненого. Состояние очень тяжелое. В любой момент может наступить шок. Они уложили летчика на носилки и осторожно, чтобы не причинить лишней боли, направились к «шаврушке»...

Николаю Ивановичу пошел уже шестой десяток. Но ветеран продолжает трудиться в Мурманском авиапредприятии. И, судя по всему, не собирается скоро снимать летную форму.

А не так давно в нашем аэропорту появился еще один пилот Сигов - Владимир Николаевич.

- Вот научу его летать, тогда можно и на покой, - говорит Сигов-старший.

Отцу очень хочется, чтобы сын был предан небу, верой и правдой служил любимому делу. И поэтому он так же строг к своему Володьке, как когда-то был строг к начинающим летный путь аэрофлотовцам.

Потому что мы пилоты...