Прошлое для будущего: сверяясь с Достоевским Печать

Творчество Достоевского создало базу для дальнейшего серьезного анализа проблем ядерного человечества

Рискну в качестве варианта, ещё одной внешней меры человечности ядерной энергии и ядерного социума, более полно попытаться предложить рассмотрение философской позиции Ф. Достоевского и исследователей его творчества.

Творчество крупных писателей-философов, в частности Достоевского, хотя по времени и не совпало с освоением ядерной энергии людьми, создало базу для дальнейшего серьезного анализа проблем ядерного человечества через глубокое понимание фундаментальных, вне времени и пространства, свойств человека и общества. А. Керенский, например, сравнивал аналитику Достоевского с таблицей Д. Менделеева, поскольку книги этого писателя позволяли предугадать неизвестные на тот момент социальные типы людей (привожу по А. Доброхотову).

Большое значение философского наследия русской литературной классики и Достоевского подчеркивал В. Лекторский и отмечал М. Хайдеггер (ныне с ним солидарен И. Акчурин). А. Павленко Достоевского рассматривает в качестве арбитра при обсуждении возможности реализации нравственного императива как необходимого условия выхода из надвигающегося экологического кризиса. С. Алексиевич, для которой Достоевский по ее собственным словам является ориентиром, изучает глубину человеческой души через призму трагических ситуаций войны и Чернобыля.

Обращение к Достоевскому, отражение Достоевским иной действительности наиболее актуальны в переломные моменты жизни общества, страны. Достоевский много писал о предназначении России и русского народа. В какой-то мере в этом с ним созвучен Н. Моисеев.

“Мне Достоевский дал больше, чем все физики мира” – говорил А. Эйнштейн (“Культурная революция” от 4.11.2004г., А. Зотов). Достоевский и Эйнштейн сопоставлены в публикации ЦНИИатоминформ (И. Клемашев). Достоевский является наиболее известным за рубежом русским писателем. Ныне об этом напоминают нам известные литературоведы И. Волгин и М. Эпштейн. Интерес к его творчеству не ослабевал на протяжении XX века. Силен он и сегодня. Это говорит о том, что философское наследие Федора Михайловича многое может дать и современному человеку. Идеи, высказанные им в конце XIX века, продолжают волновать людей. Причина этого кроется в схожести общественных условий и мироощущения человека конца XIX и рубежа XX - XXI веков. В. Гусейнов вспоминает о неоднократно обозначавшемся публично интересе представителей администрации США к русскому классику как главному эксперту по современной России.

Н. Бердяев писал о нём: "Достоевский - величайший русский метафизик, вернее, антрополог. Он сделал великие открытия о человеке, и от него начинается новая эра во внутренней истории человека. После него человек уже не тот, что до него. Только Ницше и Кирхегард могут разделить с Достоевским славу зачинателей этой новой эры".

Общественное мнение, долг, разум, который не имеет нравственных критериев в самом себе и может находиться под влиянием доброй и злой воли, приоритет коллективной жизни и общественной морали. Умение осознать, что грешен и неправ, встать на позицию "вне себя" и "не для себя". Духовная эпидемия, которая грозит человечеству самоистреблением. Религиозно-мифологические символы. Размышления о власти и представителях власти. Сомнение в человеке и вера в него. Преображение человека и человечества. Человек, общество и взаимоотношение между ними. Экологические мотивы. Предчувствия и пророчества. Прогресс и издержки цивилизации: допустимость, объем, соотношение. Вера и цивилизация, ответственность. Национальные особенности, в том числе и когда "забвение всякой мерки во всем". Скрытная, но часто присутствующая тема Ильи-пророка: ревностного и неустрашимого надзирателя и защитника идейных устоев общества, носителя кары для грешников и надежды для праведников, тайной и грозной силы, первозданного и необузданного гнева, повелителя грома и молний, огня и воды, который способен войско уничтожить Божественным огнем, предтечи Судного дня. Тема Ильи-пророка, связанная с русской традицией, народными верованиями, небесными явлениями, человеческими страстями, символизмом “щита и меча”. Россия, славяне и Запад. Полифонизм и диалог между "сознаниями". Связь всех со всеми. Страстное стремление к истине, критичность в отношении действительности и сиюминутных интересов. Момент выбора, принятия решений. Открытость жизненно важной для общества информации. Всечеловечность и терпимость. Многонациональное "сожительство". Футурология. Петербург. Эти и многие-многие другие аспекты сопрягают наследие Достоевского и исследование его творчества с социально-философскими гранями ядерного феномена.

Достоевский и сообщество достоевсковедов характеризуются редким сочетанием естественнонаучного, технического, гуманитарного образования и образа мыслей с выдающейся наблюдательностью и интуицией, чуткой совестью и религиозностью. "Было стыдно писать", - говорит один из персонажей Достоевского. Дай Бог, чтобы нам не было стыдно за обнародованные решения в ядерной сфере. Современное общество нуждается в чрезвычайной совестливости и придирчивости при принятии решений здесь.

Нравственный императив, о котором применительно к концепциям будущего стали много говорить и писать в XX веке, волновал и Достоевского. Но во многом сейчас нравственный императив – это лишь декларация с множеством вопросов по существу. Нынешние его авторы, например Н. Моисеев, пришли к выводу, что в обозримом будущем он невыполним. Где, как ни у Достоевского искать ответы на вопросы и конкретику по существу?

Достоевский, и это очень важно, корректировал не совсем точное восприятие своей позиции: "… я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой". Может показаться, что сопоставлять Достоевского с проблемами ядерной сферы – чрезмерная прагматичность. Но, во-первых, "глубинный реализм" при рассмотрении человека и общества в таком контексте не вреден. А, во-вторых, не мы первые. Обозначено, как минимум, несколько вариантов – направлений сопряжения Достоевского с современностью. Один их них – найти "магистральный сюжет" для разных времен. Если ядерные проблемы и не "магистральный сюжет" (здесь уместно еще раз согласно древним и в соответствии с глобальностью ядерной энергии "посмотреть на звезды"), то совершенно точно – "магистральная общечеловеческая головная боль".

2004 год, например, отмечен повышенным интересом к творчеству Достоевского в разных жанрах искусства. Телевизионная экранизация романа "Идиот", отмеченная общественностью и профессионалами, ретроспективный показ телевидением старых фильмов по Достоевскому в дополнение авторской программы И. Волгина "Жизнь и смерть Достоевского", театральные интерпретации А. Вайды, А. Гордона и других. При этом, как подчеркнула Л. Сараскина на IXX Старорусских чтениях "Достоевский и современность", налицо сильная тенденция так или иначе "примерять" Достоевского к современным социально-политическим ситуациям, "скрестить" два имени – Ф. Достоевского и А. Солженицына. Создается банк данных, структурируется разнообразное творческое наследие Достоевского, в развитие идей писателя изучается соработничество религии и культуры (В. Захаров). Укореняется достоевсковедение в молодежной среде (Т. Касаткина). Институт мировой литературы РАН выпустил сборник статей "Достоевский и XX век".

Достоевский при всем сложном его отношении к Западу одновременно глубоко и российский, и западный писатель-философ. Общеизвестно, что во многом Достоевский был предтечей широко почитавшегося на Западе течения философии – экзистенциализма. В западном сериале "The Modern World. Десять великих писателей", демонстрировавшемся на телеканале "Культура" в конце марта 2004 года, от России был представлен только Достоевский. А. Вайда по поводу его театральной трактовки Достоевского в Москве утверждал, что ныне Достоевский "более наш, чем ваш", и что его миссия в Москве – помочь россиянам лучше понимать Достоевского.

И. Волгин, предваряя цикл фильмов "Жизнь и смерть Достоевского" на телеканале "Культура" (май 2004 года), подчеркивал, что и личная судьба, и творчество Достоевского, являют собой модель России и русской истории, загадки и предостережения, крайности бытия и духа, "информацию к размышлению". Предполагаются размышления о будущем России и мира, находящихся сейчас в ситуации смертной казни, причем совсем не обязательно, что в последний момент приговор будет смягчен. Цикл фильмов, по мысли автора, направлен на понимание сегодняшних общемировых проблем. А. Солженицын (интервью телеканалу "Россия", 5.06.05), И. Волгин (программа "Тем временем", телеканал "Культура", 6.06.05, со ссылкой на Достоевского и РПЦ) и В. Третьяков (программа "Что делать?", телеканал "Культура", 26.06.05, в сравнении с атомной программой СССР). Они обозначили практически одними словами так долго искомую после 1991 г. национальную идею. Исходя из культурных традиций России. Не сговариваясь друг с другом. Не при полном совпадении позиций. И в унисон с приведенной ранее оценкой журнала "Русский дом" роли Церкви и ядерной сферы в жизни страны. Это - защита и сохранение народа, нации и государства вчера, сегодня и завтра.

Достоевский всегда стремился к идейной опеке над властью и обществом. В разные годы жизни он перепробовал многое на этой стезе, официальные и неофициальные способы "внедрения идей", радикальные и компромиссные. Его общественная деятельность: петрашевцы, издательско-публицистическая при издании журналов, переписка и личные контакты с различными общественными деятелями, включая А. Герцена, личное участие в нравственном воспитании членов царской семьи по приглашению (!) Александра II, наконец – знаменитая Пушкинская речь.

Творчество Достоевского представляет собой чрезвычайно удобный материал для проведения параллелей различного рода. Оно и до сих пор остается наиболее надежным, наиболее точным инструментом познания и понимания того, что случилось с Россией в последние сто лет, и даже того, что может случиться с ней в веке наступившем. Достоевским и достоевсковедами накоплен потенциал более чем столетнего осмысления в тысячах творческих умов сути человека и человечества. А с учетом переосмысления достижений мыслителей предшествующих эпох – многовековой потенциал. Творчество Достоевского по праву воспринимается многими как сопричастное состоянию современного общества и жизни современного человека. Ежегодно только в России и только в ранге традиционных проходят две международные конференции (Санкт-Петербург и Старая Русса).

Обращение к Достоевскому и достоевсковедам в данной работе – это попытка высветить проблемы ядерной сферы ещё под одним ракурсом, с позиций гениального мыслителя. Достоевский многогранен. Важно, что он вне жесткой связи с идеологией отдельных важных социальных явлений (наука, религия, национализм, романтизм, социализм), предсказания и надежды которых частью сбылись, частью нет. И каждое из которых не стало гарантом "светлого будущего". Достоевский – над ними, хотя элементы всех этих явлений в его творчестве есть. Он одновременно как бы "и каждого, и ничей". Это признак объективности.

В. Дудкин напрямую связывает глобальные и современные опасности для человека, избавление от них, с антропологией Достоевского. Из сферы умозрительной в сферу практическую он переводит вопросы о сущности человека. В том числе и в связи с угрозами ядерной сферы. Ф. Каутман, например, критически рассмотрел взгляды Достоевского применительно к интегрированному периоду XIX, XX и XXI веков. Такой подход чётче оттеняет достижения и ошибки Достоевского. Но даже осмысленные таким образом ошибки гения полезны, так как позволяют идентифицировать реальные варианты важных социальных явлений.

Достоевский чувствовал опасные и катастрофические тенденции развития общества. Он знал, что человек противоречив. В человеке, по Достоевскому, сосуществуют два непримиримых начала – естественное и духовное, природное и культурное. И человек, по Достоевскому, от своей противоречивости дешево не откупится. Анализ творчества Достоевского полезен при осмыслении взаимоотношений современной науки и религии, светской гуманитарной и религиозной образовательных парадигм (Л. Сараскина).

Можно не соглашаться с Достоевским. Можно его не понимать. Однако, мы в связи с ядерной сферой обязаны, возвращаясь к мнению ранее упомянутых философов и теологов, пройти через опасные откровения. Значит, игнорировать Достоевского и достоевсковедение нельзя. Это философское явление должно быть среди других внешних систем координат при анализе "ядерного человека" и "ядерного человечества".

При некоем шутливом подходе возможно, видимо, как оценку Достоевским ядерного феномена трактовать известные слова Дмитрия Карамазова о том, что он радуется солнцу, когда его видит, и даже тогда, когда его не видит, но знает, что оно есть. И без всяких шуток, ровно по Достоевскому, культурно-исторические мотивы однажды уже защитили один из городов (Киото) от ядерного удара. Спасет "красота" и нынешний мир.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЯДЕРНОГО СОЦИУМА