Часть 1 Новые задачи Печать

Бурное развитие промышленности в 1960-1980-е годы поставило перед энергетиками СССР новые широкомасштабные задачи по резкому увеличению ввода новых энергомощностей.

 Расширялись и модернизировались действующие станции  ГРЭС и  ТЭЦ

Страна во всех регионах испытывала дефицит электроэнергии. Не покрывались утренние и вечерние пики нагрузок; такая же ситуация была и на Северо-Западе страны. Началось строительство новых электростанций: Литовской ГРЭС, Эстонской ГРЭС, Киришской ТЭЦ-ГРЭС, Печорской ГРЭС, Череповецкой ГРЭС, Псковской ГРЭС, Новгородской ТЭЦ, Кировских ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК, Воркутинской ТЭЦ-2, Северной и Южной ТЭЦ в Ленинграде, Каунасской ТЭЦ, Вильнюсской ТЭЦ-3, ТЭЦ Мажейкяйского НПЗ, Петрозаводской ТЭЦ, Архангельской ТЭЦ, Северодвинской ТЭЦ-2, Рижской ТЭЦ-2, ТЭЦ-ЭВС-2 ЧМЗ, ТЭЦ-ИРУ в Таллине.

Расширялись и модернизировались действующие станции: Прибалтийская ГРЭС, Кировская ГРЭС Колэнерго, ТЭЦ-АХТМЕ, ТЭЦ в г. Кохтла-Ярве, Рижская ТЭЦ-1, Даугавпилсская ТЭЦ, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в Вильнюсе, Петрошунайская и Клайпедская ГРЭС, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 Архангельского бумажного комбината, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 Соломбальского бумажного комбината, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 Котласского целлюлозно-бумажного комбината, Северодвинская ТЭЦ-1, ТЭЦ Онежского и Архангельского гидролизных заводов, Ухтинская ТЭЦ, Интинская ТЭЦ, Воркутинская ТЭЦ-1, Кировские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, Ленинградские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-5, ТЭЦ-8, ТЭЦ-14, ТЭЦ-15 и ТЭЦ-17, Калининградская ТЭЦ-1, ТЭЦ Неманского и Советского ЦБК, Череповецкая ТЭЦ-ПВС-1, ТЭЦ Пикалевского глиноземного завода, ТЭЦ Бокситогорского завода, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 Светогорского ЦБК, ТЭЦ Выборгского ЦБК, ТЭЦ-ЦКТИ, Пермские ТЭЦ-6 и ТЭЦ-9, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 Сегежского ЦБК, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 Кондопожского ЦБК, ТЭЦ Питкярантского ЦБК, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 в Уфе, ТЭЦ в г. Кумертау, ТЭЦ комбината «Североникель», ТЭЦ комбината «Печенганикель», ТЭЦ Сокольского ЦБК, ТЭЦ Сухонского ЦБК, ТЭЦ Оленегорского и Ковдорского ГОК на Кольском полуострове.

Трестом были выполнены работы по оснащению энергетикой Северо-Запада страны: животноводческих комплексов, птицефабрик, объектов стройиндустрии и Минообороны. Тресту поручались и работы неэнергетического профиля. Это монтаж золопогрузки на Прибалтийской ГРЭС, монтаж УТТ-3000 (установки для получения сланцевого масла из твердого сланца) на Эстонской ГРЭС, монтаж оборудования на заводе «Турбоатомгаз», «Электросиле», Дновском заводе металлоконструкций, Гавриловском карьере и ряде других объектов.

Много новых импортных содорегенеративных котлов было смонтировано на целлюлозно-бумажном комбинатах: итальянские «Саичи», японские «Мицубиси», финские «Тампелла», а также чешские, французские и канадские котлы разных фирм.

Поставленные задачи по вводу новых энергомощностей потребовали пересмотра всего тепломонтажного производства, так как строительство в основном осуществлялось скоростными методами — это был период непрерывного сооружения ГРЭС и ТЭЦ. Перед трестом встала задача увеличения кадров, а это связано в первую очередь с решением жилищных и социальных проблем. Для этого из состава ЛМУ был выделен строительный участок и преобразован в Строительное управление треста «Севзапэнергомонтаж». 12 января 1966 года руководителем был назначен Василий Елисеевич Ворона, главным инженером был Б. В. Рачек, которого сменил А. С. Семченко. Управление вело жилищное строительство в городах Пушкине, Всеволожске, Ивангороде, пос. Сясьстрой. Были построены по два общежития в городах Пушкине и Ивангороде, общежитие в пос. Сясьстрой; два детских сада в городах Пушкине и Ивангороде.

Был построен новый электродный цех, куда перевели электродное производство с КМЗ, который стал впоследствии Опытным электродно-сварочным заводом. Выполнена реконструкция КМЗ и Энергомонтажпроекта, построен склад треста на Литовской ул. в Ленинграде, куда впоследствии полностью перебазировался КМЗ.

В Ивангороде был построен новый завод КВО и Т, первая очередь которого была введена в строй в 1966 году.

Там же, на Таллиннском шоссе, были возведены жилые дома общей площадью 27 тыс.м2.

Комплекс водоснабжения и канализации связал Ивангород и Нарву.

В Усть-Нарве построен молодежный санаторий «Норус» на 300 мест. В г. Пушкине, в нежилой зоне, была построена база для строительных механизмов и транспорта, которую в 1996 году преобразовали в АТП треста СЗЭМ (руководители Ю. К. Козловский, А. А. Байков).

В пос. Лемболово был построен совместно с заводом электрокерамики пионерский лагерь на 200 мест. Практически все подразделения треста построили свои базы отдыха для ленинградских рыбаков и охотников в поселках Морозовка, Ключевое, Будогощь, Волосово. Такие же базы отдыха построили Калининское, Архангельское и Кольское управления треста.

Ощущая резкий дефицит в рабочих кадрах, потребность в повышении их квалификации, трест серьезно занялся подготовкой учащихся в ПТУ.

Так, было реконструировано и переоснащено Сясьское профтехучилище, которое ежегодно выпускало 200 человек слесарей, сварщиков, крановщиков, шоферов. Построены новое общежитие и жилой дом для преподавателей, что позволило стабилизировать коллектив мастеров производственного обучения и преподавателей. Большая заслуга в этом директоров училища.

В 1975 году введено новое училище в г. Всеволожске Ленинградской области на 600 учащихся. В комплекс Всеволожского ГПТУ входили: учебный корпус; производственные мастерские; столовая, актовый и физкультурные залы; складские помещения; общежитие на 500 мест; жилой дом на 80 квартир для преподавателей и мастеров; сборочная площадка с краном грузоподъемностью 20 тонн, оснащенная современным оборудованием; спортивные сооружения, включая футбольное поле, хоккейную площадку, тир для стрельбы (50 метров).
Полное взаимопонимание и взаимопомощь оказывали строителям училища его первые директора В. И. Цыплаков, О. К. Белов, С. П. Орлов и бессменный старший мастер В. Ф. Вавилов.

Всеволожское ГПТУ было первым в Ленинградской области, сданным в эксплуатацию в полном комплексе.

Ежегодно 300-400 выпускников ГПТУ, часть из которых уже отслужила в армии, становились рабочими треста.

Строительство социальной сферы, создание производственных баз, ввод новых заводских мощностей, особенно на Ивангородском заводе КВО и Т и Ленинградском опытном электродно-сварочном заводе, позволили поднять производственный потенциал треста и вывести его на уровень ввода мощностей свыше 1000 МВт в год.

Параллельно с решением социальных задач в корне менялись подготовка, организация и технология монтажного производства.
Огромная работа велась с проектными институтами и заводами-изготовителями по технологичности, комплектации поставляемого оборудования, его совершенствованию, индустриализации строительства, внедрению комплексной механизации, сокращению сроков монтажа, снижению трудовых и материальных затрат.

Совместно с институтом «Энергомонтажпроект» (тогда Ленинградская проектная контора «Севзапэнергомонтаж»), Таганрогским котельным заводом, Ленинградским отделением «Теплоэнергопроект» были спроектированы комплексные блоки котлоагрегата Эстонской ГРЭС. Инженеры ЛПК И. Г. Мазия, Ю. Ф. Гаршин, С. X. Меллер, Васильев, ГИП ЛО ТЭП А. Н. Химич, конструктор ТКЗ М. 3. Гудкин (будущий главный инженер ГРЭС), монтажники С. А. Головчик, Рабцевич, Д. С. Соколов, Б. А. Гамбург, В. Д. Ширяев, И. К. Шевченко, Ю. К. Столяров, С. М. Богоявленский и другие инженеры и монтажники совместно с работниками технического отдела треста (А. И. Сантылов, М. М. Козлов) разработали ППР, которые позволили вводить в год по два блока на сланцевом топливе — это свыше 40 тыс. тонн оборудования металлоконструкций.

Главный корпус возводился в сборном железобетоне (до 1962 года трест сам монтировал железобетон, руководили работами П. П. Багаев, Т. Д. Беляев и В. П. Злобин, а в 1962 году эти работы передали строителям).

Сборочные площадки представляли из себя цеха, оснащенные козловыми кранами, стендами для сборки, изготовления, ревизии и испытания оборудования. Работа шла круглосуточно, бесперебойно. Это достигалось благодаря высокому уровню сварочной техники, наличию обмуровочной и изоляционных мастерских, что позволяло работать независимо от погодных условий. Хорошо были продуманы транспортные артерии: как железнодорожные, так и автомобильные подъездные пути позволяли подавать негабаритные блоки прямо в проемы главного корпуса, под мостовые краны. Внедрялись новые виды изоляционных и обмуровочных работ (известково-кремнезитовые плиты и скорлупы, сухие смеси).

Были разработаны основные правила организации строительства, ведения монтажных работ, требования к ячейке, передаваемой в монтаж.
Вопросам подготовки производства трест уделял огромное внимание. Главные инженеры треста В. А. Кожевников (будущий заместитель министра энергетики и электрификации), Л. М. Орлов и Г. И. Поярков по каждой новой электростанции совместно с техническим и производственным отделами участвовали в разработке ПОС (проект организации строительства) и ППР (проект производства работ), утверждали ППР и выдавали разрешение на производство.

Вслед за Прибалтийской ГРЭС (мощностью 1600 МВт) строилась Литовская станция мощностью 1800 МВт, к монтажу которой очень серьезно готовились.

Деловые отношения сложились с руководством Литовской ГРЭС (директор П. М. Норейко, главный инженер В. И. Мякас, начальник Главлитовэнерго Ю. М. Некрашас), Рижским отделением ТЭП (директор С. И. Попов, главный инженер Чернавский, ГИП Б. П. Щербина). Со стороны треста в совместной работе с коллегами из Латвии и Литвы участвовали начальник участка Ю. С. Фрайман, главный инженер И. К. Иванов, а затем сменивший его на этой должности Д. А. Наумов. Нужно отметить также слаженную работу главного инженера Прибалтийского монтажного управления М. Я. Ремеза, начальника ПРО Гречука, начальников цехов С. С. Ройтенберга, 3. Я. Рахленко, Г. И. Хатетовского, A. A. Mapсова, В. М. Брежнева, Б. И. Порецкого, Л. Я. Шенкермана. Это позволило комплексно механизировать все работы как в главном корпусе, так и на сборочных площадках. Огромный вклад в механизацию производства внес М. Я. Ремез — замечательный конструктор, талантливый рационализатор и изобретатель. Его трубчатые краны грузоподъемностью от 5 до 20 тонн решили все проблемы сборки. На площадке они устанавливались под большими кранами и ими же переставлялись на сборку нужного узла. Имелось несколько комплектов инвентарных подкрановых путей. По инициативе М. Я. Ремеза была внедрена кислородная реципиентная установка его конструкции.

На Литовской ГРЭС были установлены первые на Северо-Западе страны энергоблоки мощностью 300 МВт. Это потребовало новых приспособлений, оснастки, инструмента. В решении сложных задач проявили себя замечательные бригадиры И. И. Козлов, В. Г. Хазов, В. Чернявский, П. М. Орлов, В. М. Шмораго. Выдающимся рационализатором и организатором механизации был главный механик управления В. А. Фринен.

ТРЕСТ СЕВЗАПЭНЕРГОМОНТАЖ 60 ЛЕТ