на «Плутонии» без плутовства? Печать

ТОО «Конкеран» взяло в аренду на три года БМРТ «Плутоний» у объединения «Мурманрыбпром»

- Можно назвать это событие торжеством здравого смысла, победой разума над догмами социалистической экономики. И пусть победа эта произошла не в масштабах страны, даже не города, даже не флота. Важен прецедент, - столь восторженно писала вездесущая Инна Березюк о регистрации в Мурманске товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) «Конкеран». - Ну и что, скажете вы, мало ли у нас уже создано всяких совместных, малых, акционерных предприятий? И будете не правы. «Конкеран» - новая организация, во всяком случае, на флотах «Севрыбы». Потому что она совершенно свободна.*

Оставим возможные упреки в адрес доверчивой и влюбчивой журналистки. Уж больно хотелось всем нам найти хоть немного позитива в беспросветной чернухе жизни. И поверить в новое, чтобы не разочароваться в своей вере в человека, в страну. В данном же случае ТОО «Конкеран» взяло в аренду на три года БМРТ «Плутоний» у объединения «Мурманрыбпром». И после сдачи траулером первого груза у товарищества появилась возможность полностью рассчитаться по своим текущим затратам. Но главное, что настроило нашего корреспондента на восторженный лад, это то обстоятельство, что экипаж «Плутония» получил полную свободу в решении столь важных вопросов, как: где и что ловить (в пределах квот, естественно), куда и за сколько продавать, когда и где ремонтировать траулер, сколько человек должно быть в экипаже... Впрочем, предоставим слово самой Инне Петровне:

- Раньше капитану вручалось рейсовое задание, где все за него было заранее решено. И от капитана требовалось лишь неукоснительное выполнение. А коль случится перевыполнение заданий, то команде отщипывался крохотный кусочек от полученной предприятием прибыли. Теперь само ощущение независимости, чувство хозяина (сколько мы взывали к нему, безответному!) приносит отличные плоды. Несмотря на весьма преклонный возраст «Плутония», экипаж, сокращенный практически на треть, выловил рыбы и выпустил продукции в рейсе в полтора раза больше, чем их коллеги на государственных судах. Дисциплина - на высоте, ибо сама система не потерпит, вытеснит разгильдяя. Заработки вдвое выше (пока, а могут быть и больше), и поэтому здесь нет проблем с организацией двухсменной работы, от которой в ужасе открещиваются на всех судах.

Причем на «Плутонии» подвахты исключены. Какие еще преимущества? Многие моряки «Плутония» являются учредителями «Конкерана».

Все на судне - от трала до вилки и кружки - собственность не государственная (то есть ничья, тащи, что хочешь, у государства не убудет!), а экипажа. Как же смотрит на эту вольницу «Мурманрыбпром»? Еще год назад и слышать не хотел. Но постепенно разум стал преобладать над стереотипами. Конечно, генеральному директору «Мурманрыбпрома» Л.С.Брейхману, его заместителям потребовались определенная смелость, решительность, чтобы «благословить» необычное новшество. И слава Богу, что они нашли в себе силы и мужество пойти на это. Да еще надо отдать должное убежденности, настойчивости, терпению и широте экономического мышления капитана-директора БМРТ «Плутоний» Г.В.Львова и его единомышленников.

- Что же имеет от «Конкерана» «Мурманрыбпром»? - спрашивает журналистка и сама же отвечает: - Флот принимает долевое участие в деятельности нового ТОО и при успешной работе последнего получает свои дивиденды. «Плутоний» не снят со снабжения в «Мурманрыбпроме». Экипаж формируется из моряков объединения, все на договорах, к сожалению, пока устных...

Не надо усмешек, господа из ХХI века! Это, как правильно пишет И.Березюк, была первая ласточка. Вспомним, что крупнотоннажные суда, каким был большой морозильный траулер (БМРТ), для флота в убыток. И если находились предприимчивые, грамотные люди, которые могли работать прибыльно, - не надо им мешать. Хотя, как многие понимали, без предоставления льготных условий для работы со стороны «Мурманрыбпрома» ничего бы не было. Потому-то свою очередную публикацию в газете журналист начинает такими словами:

- Старая шутка о том, что у соседа в саду яблоки всегда слаще, чем в собственном, бытует и сегодня. Когда заходит разговор об экипаже БМРТ «Плутоний», люди чаще всего кривятся в усмешке: «Конечно, там деньги мешками получают, а работают, как мы». Подразумеваются при этом какие-то сомнительные возможности капитана, какие-то темные коммерческие сделки. И мы попросили самого Геннадия Васильевича Львова ответить на вопросы редакции...

Что же поведал читателям капитан?

- У нас подобран такой экипаж, такие специалисты, которые обеспечили бесперебойную работу. Я в «Мурманрыбпроме» 17 лет и за эти годы узнал многих, то есть у меня был выбор. Мог отказаться и от хорошего специалиста, зная, что для него главное - деньги, а не дело.

- Представим, что вы с этим экипажем пошли в рейс на обычном, государственном судне. Результаты были бы теми же? - спрашивает журналист, не сомневаясь в «нужном» ответе. И вдруг Львов заявляет:

- Конечно. Ведь, как я уже сказал, у нас подобран такой экипаж, такие специалисты... И любой наш моряк понимает, насколько зависит от него общий результат.

Этот ответ совершенно не удовлетворяет Инну Петровну. И она задает в лоб новые и новые наводящие вопросы:

- Стало быть, высокие заработки роли не играют?

- Играют, естественно. За бесплатно ни на госпредприятии, ни в частной фирме никто работать не будет.

- Ваше предприятие частное?

- Да, поскольку выработанная продукция является его собственностью... Если госпредприятие связано с «Севрыбсбытом» и продает продукцию по определенной цене, у частного предприятия возможностей куда больше.

Вот, казалось бы, почти прозвучал «правильный» ответ, после которого можно порассуждать о преимуществах работы на арендованном ТОО траулере. Но Львов тут же оговаривается:

- Мы делаем ставку на реализацию мойвенной продукции в своей стране. Мы здесь живем. Что касается креветки, то мы стремимся полученную за ее продажу валюту не в карман положить, а вложить в приобретение каких-то технологий, чтобы здесь, в Мурманске, получать конечный результат. Причем надеемся, создав СП, приобрести несколько технологий. Каких - пока коммерческая тайна...*

Очень двойственное впечатление оставляют ответы капитана. Ну никак он не «колется», чего-то не договаривает. Лукавит. И ежу понятно, что мойву надо сдавать в Мурманске, потому что в Норвегии своей хватает. А вот креветку хорошо бы толкнуть «за бугор», там за нее валюту получить можно. Потому газета и оставила интервью без редакционного комментария. Добросовестная работа за большие деньги - это хорошо. Но это раздражает столь же добросовестных работников на других судах флота. Получается, что в целом «Мурманрыбпром» не может заплатить моряку столько, сколько стоит его труд: затраты и доходы сотни судов растворяются в общем котле, их не проконтролируешь. Хоть и по-разному сработают экипажи, а заработок примерно одинаков. Дежурная фраза «все входит в рыбу, в заработок» лишает желания упираться, работать по-ударному. БМРТ «Плутоний» - исключение из правил. Исключение, которое возможно лишь при каких-то особо оговоренных правилах игры. Каких? Об этом «Рыбный Мурман» спросил некто А. Васильев, прислав в редакцию следующее письмо:

- К сожалению, беседа корреспондента с капитаном-директором Г.Львовым больше затуманивает ситуацию, чем проясняет. Все объясняется хорошим руководителем и хорошим составом экипажа, но истинные причины успешной работы, по моему мнению, скрываются.

В пору своего правления наш последний «романтик» Н.Хрущев139 тоже глубоко надеялся на хороших руководителей. И все знают, чем это кончилось. Почему довольно успешно, особенно с точки зрения больших заработков, действуют многие ТОО и другие коммерциализованные структуры? Факторов несколько, и о них хорошо знают те, кто берется за преобразования. Во-первых, использование государственного производственного аппарата на выгодных условиях. Во-вторых, использование личных связей и прав руководителей госсектора для выгодного сбыта продукции и первоочередного снабжения. Для этого нужных людей включают в состав учредителей или они сами являются учредителями «нового» дела. Давайте проверим мои предположения, и пусть редакция опубликует:

- состав учредителей «Конкерана» и других ТОО, занимающихся рыбодобычей, с указанием должностей, а для принятых на работу в ТОО - должностей на прежней работе;

- долю госимущества в ТОО, наименование его и оценку (если взято в аренду, то на каких условиях);

- структуру затрат на добычу и обработку в сравнении с однотипными судами госсектора.*

Прокомментировать письмо читателя редакция попросила директора ТОО «Конкеран» В.Кобера:

- Нашими учредителями являются ПО «Мурманрыбпром», ТОО «Доброкс» и 26 физических лиц - члены экипажа БМРТ «Плутоний». Ни одного флотского руководителя в качестве физических лиц в учредителях нет. Руководством ПО «Мурманрыбпром» судно передано в аренду для более эффективного его использования. На каких условиях, по понятным причинам, сообщить не могу, но скажу, что бесплатно ничего не получили. Судно - специализированное, по этой причине сравнить его затраты на добычу и обработку рыбы не с кем, но работает на данный момент эффективно. Экипаж заинтересован в результатах своей работы, так как заработная плата зависит от этого. Считаю, что такая форма эксплуатации судна перспективна. Она позволяет принимать и выполнять нестереотипные решения. Руководителями ТОО «Конкеран» являются бывшие работники плавсостава ПО «Мурманрыбпром», никогда не работавшие в аппарате управления. В своей работе мы ощущаем большую поддержку со стороны руководителей флота и за это им благодарны.

Вот такой комментарий. Вряд ли он рассеял сомнения-подозрения-предположения читателя. Если «такая форма эксплуатации судна перспективна», то зачем же держать в тайне все условия его аренды? Передовым опытом следует делиться, чтобы его переняли другие. Значит, такого желания у флота нет? И что за «нестереотипные» решения выполняет траулер? И как «благодарны» в товариществе флотоводцам? Все эти вопросы оставались открытыми и приобретали иной масштаб на фоне весьма тревожных событий, разворачивающихся на промысле.

· ТОО - это во! «РМ» от 21 февраля 1992 года.

· Сладкие ягоды - в своем саду, «РМ» от 1 мая 1992 года.

139 - ХРУЩЕВ Никита Сергеевич (1894-1971), председатель Совета Министров СССР (1958-1964), первый секретарь ЦК КПСС (1953-1964), Герой Социалистического Труда (1954, 1957, 1961), Герой Советского Союза (1964). Родился в Курской области, русский. Работал пастухом, слесарем, шахтером. Окончил рабфак, учился в Промакадемии. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. С 1924 года на партийной и советской работе в Москве, Киеве. В июле 1962 года посетил Кольский полуостров. Побывал на строящейся Борисоглебской ГЭС, в Заполярном, на мурманских предприятиях. Выступил перед 20 тыс. мурманчан на центральном стадионе города. Побывал в военных городках, выходил в море на крейсере «Адмирал Ушаков».

· На «Плутонии» - без плутовства, «РМ» от 28 августа 1992 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)