Ассоциация «Мурманшельф» объединила уже 115 компаний Печать

Ассоциация «Мурманшельф» объединила 115 компаний из России, Норвегии, Финляндии и Голландии

Время вообще летит быстро, но в бизнесе, когда человек всецело занят любимым делом - особенно. Казалось бы, совсем недавно наш журнал проинформировал читателей о значительном событии в экономической жизни региона - создании Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» - а уже объединение отметило первую годовщину со дня образования.

Об этом говорили и участники прошедшего недавно очередного, ставшего уже традиционным международного обучающего семинара, проводимого Ассоциацией совместно со своим партнером с первых дней ее деятельности, известным норвежским концерном «Статойл».

О том, оправдывает ли себя такая форма общения коллег-специалистов как подобные семинары, не превратились ли они постепенно в некие мероприятия чисто для «галочки», и находят ли их участники новые точки соприкосновения интересов, мы попросили поделиться своим мнением заместителя генерального директора НО «Ассоциация «Мурманшельф», кандидата экономических наук Алексея Фадеева. Все-таки год работы новой организации - уместный повод подвести первые итоги:

Алексей Михайлович Фадеев

- Ассоциация «Мурманшельф» объединила за это время уже 115 компаний из России, Норвегии, Финляндии и Голландии, которые хотели бы принять непосредственное участие в реализации перспективных нефтегазовых проектов. За прошедший год организовано 10 обучающих международных семинаров по различной тематике. И работа, которая уже проведена, не побоюсь этого слова - просто бесценна. Совместно с основным нашим партнером - компанией «Статойл» - мы приглашали и продолжаем приглашать наиболее профессиональных и квалифицированных специалистов отрасли для передачи опыта и повышения компетенции членов Ассоциации.

Что касается пользы от проведенных встреч, она приобретает уже конкретные черты и выражается в более активном участии членов Ассоциации, имеющих достаточно весомый промышленный потенциал, в различных тендерах. В качестве примера можно назвать судостроительные и судоремонтные компании «Нерпа», «Звездочка», которая, кстати, хоть и расположена в Архангельской области, также является членом Ассоциации. И уже сейчас у них есть, пусть пока и относительно небольшие объемы заказов от нефтегазодобывающей промышленности.

Есть уже и примеры, когда всерьез нацеленные на работу в данной отрасли предприятия самым решительным образом переоснастили производство, установили новое оборудование, получили все соответствующие сертификаты, переобучили персонал. То есть, их руководители действительно готовятся стать поставщиками, которые смогут на равных конкурировать с именитыми зарубежными компаниями. И это не может не радовать.

Кроме того, очень важно, что мы видим взаимодействие членов Ассоциации внутри самого объединения, внутри сети поставщиков. Как раз на подобных семинарах прежде всего устанавливается неформальное общение между коллегами, что способствует развитию традиций доброго партнерства, доверительных отношений. Поэтому я ни в коей мере не склонен считать семинары формальным мероприятием.

Другой вопрос, что не все еще руководители компаний до конца осознают серьезность требований, предъявляемым к поставщикам в нефтегазовой промышленности. Так называемый «бизнес по-русски» не проходит в условиях, в которых действуют мировые операторы проектов в данной сфере. Это работа на долгосрочную перспективу при высокой социальной ответственности.

Реализация такого крупнейшего проекта, каковым является Штокмановский, даст огромный импульс развитию абсолютно всех участвующих в нем компаний. Но при этом, даже сложив весь свой потенциал, одни лишь мурманские предприятия будут не в состоянии освоить проект подобного масштаба. Не хватит ни промышленных мощностей, ни опыта. Если перейти на строгий язык научных терминов, то Ассоциацию «Мурманшельф» скорей всего можно классифицировать как территориально-производственный кластер, объединяющий между собой интеграционно взаимодействующие структуры. А одно из главных преимуществ такого кластера - создание внутренней конкурентной среды, когда предприятия, находясь в интеграционном взаимодействии, начинают бороться между собой за привлечение заказов более выгодными предложениями.

Кстати говоря, именно по этой причине мы поначалу долго обсуждали саму возможность вхождения в состав Ассоциации иностранных компаний. Но в конечном итоге пришли к общему мнению, что закрытость объединения как чисто российского - не совсем верный путь. Необходимо допустить членство зарубежных фирм все с той же целью создания здоровой конкуренции. Когда отечественные производители понимают, что рядом с ними находится партнер (он же потенциальный конкурент), обладающий колоссальным опытом работы и участия в реализации подобных проектов, то это невольно подстегивает к ускоренному перевооружению своего производства на самой современной основе, к внедрению новых технологий и системы менеджмента. И мы таки добились подобного положительного эффекта, стимуляции поиска новых решений.

В свете вышесказанного необходимо отметить такой показатель как высокая, скажем так, бизнес-культура иностранных компаний, выражающаяся в их готовности делиться опытом с возможными соперниками в лице россиян в предстоящей борьбе за заказы.

Пока главный минус многих отечественных предприятий в том, что огромный их потенциал, оставшийся с советских времен, был ориентирован на удовлетворение нужд военно-промышленного комплекса, и его зачастую очень сложно диверсифицировать и перенаправить на рельсы нефтегазовой отрасли. Для этого необходимо строгое соблюдение требований и правил, определяемых для поставщиков в данной сфере. Я и сам еще год назад даже не представлял, насколько серьезно подходят такие компании, как, в частности, «Статойл», к вопросам охраны труда, охраны окружающей среды. Оказывается настолько, что это часто превалирует над затратами, над сроками поставок продукции и так далее. Пусть предприятие готово поставлять товар высокого качества и в срок, но если у него отсутствуют сертификаты по соблюдению экологических норм, ни одна уважающая себя компания не станет работать с таким поставщиком. Такая вот деловая этика, в какой-то степени не укладывающаяся в устаревший классический образ капиталиста, думающего лишь о прибыли.

Кстати, почему именно компания «Статойл», а не, скажем, «Тоталь» или «КонакоФиллипс» более всего подходят нам в партнеры? Дело в том, что только норвежские компании обладают уникальным опытом освоения шельфовых месторождений в арктических условиях, который может быть с успехом спроецирован на предстоящую россиянам работу. Мне лично довелось дважды побывать на норвежском острове, где расположен комплекс по перекачке сырья с месторождения «Сновит» («Белоснежка»), и на меня произвело сильное впечатление то, как они организовали дело без малейшего ущерба для ранимой северной природы. В частности, подводные части трубопровода покрыты специальным обтекаемым кожухом, чтобы тралы рыбодобывающих судов за него не цеплялись. Тем самым не наносился ущерб рыбному промыслу, аквакультуре. Поскольку норвежцы прекрасно отдают себе отчет: нефть и газ на шельфе когда-нибудь да закончатся полностью, а восполняемые запасы водных биоресурсов надо сберечь и для будущих поколений.

Обобщая наш разговор, хочу подчеркнуть, что за прошедший год нами заложен серьезный фундамент для последующей работы. И руководители предприятий, решившие с самого начала стать членами Ассоциации и участвовавшие в том числе в обучающих мероприятиях, получили незаменимую возможность повысить уровень своей профессиональной компетенции. Кроме того, им была предоставлена уникальная возможность установить тесные контакты с генеральными подрядчиками, наладить связи, которые уже помогли им в развитии своего бизнеса.

- В каких конкретно результатах это выражается?

- База данных членов Ассоциации, размещенная на сайте и содержащая исчерпывающую информацию о них, в настоящий момент уже тщательно изучается специалистами дочерних структур компании «Газпром». На стадии подписания находится соглашение о сотрудничестве с одной из таких структур - «Газфлот», которое предусматривает взаимодействие с Ассоциацией «Мурманшельф» сразу в нескольких областях. То есть, выполняется главная наша задача - лоббирование интересов членов Ассоциации, особенно в преддверии перехода Штокмановского проекта в активную фазу, и максимальное вовлечение мурманских предприятий в процесс его освоения. Чтобы в том числе руководство «Газпрома» знало, что в Мурманской области есть готовые к сотрудничеству поставщики. Очень бы не хотелось повторить печальный опыт Сахалина, где более 75 процентов заказов при разработке местных шельфовых месторождений достались иностранным компаниям. Хотя само по себе их участие (в разумных пределах) может пойти только на пользу делу.

В Норвегии, например (я специально это узнавал у специалистов «Статойл»), доля участия иностранных компаний в реализации проекта «Сновит» составила примерно 22 процента. Это вполне допустимая цифра. А с учетом острой необходимости России во внедрении технологий, которыми обладает уже «Статойл», видится вполне разумным и полезным, если мы сумеем привлечь их опыт, но при максимальном участии мурманских поставщиков. И то, что их уже знают, в том числе и по совместной работе на семинарах, представители «Статойла», а теперь и «Газпрома», является заметным конкурентным преимуществом членов Ассоциации «Мурманшельф» по сравнению с компаниями, считающими, по всей видимости, что если будет надо, их и так найдут...

Беседовал Владимир Андреев

Журнал "СЕВЕР промышленный " № 6-7 2007 Г.

Еще статьи на тему "Компаний":

Совещание с руководителями управляющих компаний

Работа сервисных компаний на рынке нефтегазовых услуг России

Союз электросетевых компаний

Проверили работу управляющих компаний

Вольница для управляющих компаний заканчивается!

Создание технологических инжиниринговых компаний

О добровольной сертификации строительных компаний