Удавка на шее (Г.В.Тишков) Печать

Если бы проводился конкурс «Человек года», то у нас на Северном бассейне в нем с большим отрывом победил бы Георгий Васильевич Тишков. Казалось, что президент АО «Севрыба» неутомим и вездесущ. Но к концу 1994-го его оптимизм сходит на нет, уступая место здоровому скепсису. Делясь с корреспондентом «Рыбного Мурмана» своими впечатлениями от участия в работе съезда товаропроизводителей России, Тишков так отозвался о ситуации в российской экономике:

- На съезде в ходе обсуждения было убедительно доказано, что все обязательства, которые давало правительство на этот год, не выполнены. Что опубликованные в середине года статистические данные, формально как бы свидетельствующие о появлении признаков улучшения экономической ситуации по сравнению с началом года, не соответствуют действительности. В этих данных фиксируется приостановка падения производства, его рост в последние месяцы на 1-2 процента, отмечается снижение темпов инфляции, обращается внимание на то, что реальные доходы населения удерживаются на уровне 110-112 процентов к прошлому году.

Это официальная позиция правительства.

А на съезде работала целая группа экспертов, которые сделали вывод, что эти данные не только не отмечают никакой стабилизации, а, напротив, маскируют наступление новой фазы кризиса, усиление деградации товарного производства, появление новой угрозы на общенациональном уровне. Эксперты уверяют, что, несмотря на заявление правительства, стабилизация в экономике не происходит, т.к. обязательными ее признаками являются формирование очагов роста в обрабатывающих отраслях, оживление инвестиций, рост денежных доходов в товарном производстве. Вместо этого в последние месяцы наблюдается структурная депрессия, вызванная подавлением инфляции и характеризуемая замораживанием объектов производства на критически низком уровне. Так, в промышленности выпуск составил в сопоставимых величинах менее 50 процентов от 90-го года, в машиностроении - менее 40, в легкой промышленности - менее 30. Согласно прогнозу специалистов, при сохранении нынешних приоритетов в экономической политике правительства спад производства в 1995-м году составит 9-10 процентов валового продукта.

- Конкретно о нашей рыбной отрасли разговор на съезде не шел, - отвечает Г.В.Тишков на вопрос корреспондента, - но общие тенденции в развитии экономики одинаковы - что в рыбной отрасли, что в обрабатывающей промышленности, что в сельском хозяйстве. Рассматривались общие вопросы, решалось, что же все-таки надо делать. Были приняты документы, в которых предлагалось законодательно установить меры финансовой и имущественной ответственности федеральных ведомств за задержку платежей. Ведь хорошо известно, и видные экономисты говорят о том, что одни рубль государственного долга оборачивается четырьмя рублями неплатежей в отраслях. Самый главный должник у нас - правительство.

Большинство наших нынешних руководителей страны были отличниками в марксизме-ленинизме, политической экономии социализма. Поэтому методы их работы базируются до сих пор на старых постулатах. Хотя они и говорят о себе, что рыночники, а на самом деле - те же коммунисты, хорошо знающие только бывшую нашу экономику - планово-распределительную. А в рыночной они только по верхам скользят, у них чисто дилетантский подход. И хорошо знают, что тот, кто стоит у распределения - уважаемый человек, пусть он даже всего лишь завскладом. И эта распределительная система так и осталась, быть может, только в другой трансформации: Госплан делил гайки, болты, руду, металл и т.д., нынче делят деньги. Как правильно собрать деньги не знают, а вот с раздачей у них все в норме, этому они учены.

Правительство расписалось в собственной беспомощности проводить какие-либо реформы, направленные на благо страны и народа. Чтобы что-то распределить, надо это создать, и товаропроизводитель - основная сила экономики. Мы хотим вступить с правительством в диалог, в ходе которого рассчитываем представить программу выхода экономики из кризиса. Но с товаропроизводителями пока никто не хочет разговаривать. Президент на встрече со Скоковым18 говорит: «Я согласен подписать с тобой любое соглашение. Но кто за тобой стоит? За мной - 30 миллионов, которые за меня проголосовали, а за тобой? Если тебя поддерживают люди, а не кучка директоров, то будем сотрудничать». Формально он прав. Но ведь за каждым директором и руководителем стоят люди, которые и производят то, что можно распределить. Кроме того, они являются и избирателями в то же время. Сошлись на том, что нужно представить в правительство протоколы собраний трудовых коллективов, в которых будет точно и однозначно высказана поддержка производителям. Только тогда можно говорить о диалоге по поводу выхода из кризиса. Иначе вся реформа уйдет, как вода в песок.

Вот вам пример из рыбной отрасли. Слышал ли кто-нибудь о совместном норвежско-российском предприятии, связанном с обработкой? Нет.

Потому что они четко поставили себе цель - получать от нас сырье. И никаких денег в обработку они вкладывать не будут. Зачем самим плодить конкурентов? Им это невыгодно, они хотят, чтобы всю черную работу по добыче сырья делали мы и поставляли его им.

Получилось так, что мы свою обрабатывающую промышленность разрушили, и все сырье потекло на Запад. И они стали диктовать цены на готовую продукцию. Чтобы до конца добить нашу рыбообработку, западные бизнесмены делают сейчас так, что цена на поставляемое сырье достаточно высока и интересна для наших добывающих флотов. Как только можно будет поставить крест на нашей рыбообработке, они начнут снижать цены на сырье. Норвегия и ее промышленники выступают как единый покупатель, мы же, наоборот, кто в лес, кто по дрова.

Им легко диктовать цены. Запад совершенно не заинтересован в развитии российской промышленности, и он будет делать все для того, чтобы раздавить ее. А раз так, нужно самим выкарабкиваться из этого тяжелейшего положения. И сможем мы это сделать, когда появится программа правительства, направленная на стимулирование развития производства у нас. Пока получается совершенно обратное. Наше действующее законодательство, таможенные сборы, всяческие НДС и прочее ставят нас очень в невыгодные условия по сравнению с западными предпринимателями.

Еще один пример: возьмем норвежского предпринимателя и нашего, российского. Захотели они построить одинаковые заводы по рыбообработке. Норвежец покупает оборудование практически без пошлины, получает кредит в банке под льготный процент, так как создает рабочие места, наш - покупает оборудование на Западе, так как своего такого у нас нет. И пусть он даже получил кредит, затем заплатил пошлину, НДС - ему оборудование уже обходится процентов на 20-30 дороже, чем норвежскому предпринимателю. А дальше норвежец начинает выпускать продукцию, экспортирует ее, с него пошлину тоже практически не берут, всего 3-4 процента. Наш при таком раскладе должен платить 10 процентов экспортной пошлины. Плюс к тому платит еще 4-8-10 процентов импортной пошлины. Видите, какие неравные условия, в которых работают они и мы. Увеличение стоимости основных фондов, плюс ограничения на поставку продукции на Запад приводят к тому, что развивать производство невыгодно. Что мы сейчас и наблюдаем.

Ни одного стоящего обрабатывающего предприятия у нас нет. Почему? Потому что нет закона об инвестициях, потому что и кредиты облагаются налогом. И еще нам говорят: «Развивайтесь, конкурируйте друг с другом». Наш производитель изначально с помощью наших же законов становится в самые невыгодные условия. И никто всерьез производством заниматься не будет, пока нет государственной программы и политики в этом направлении, пока наши производители не будут поставлены хотя бы в равные условия с западными.*

18 - Скоков - политик тех времен, очевидно, председатель российского Союза предпринимателей.

• Удавка на шее производителя ни к чему хорошему не приведет, «РМ» от 7 октября 1994 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй