«Верхом» на воздушном змее Печать

Змей, связанный с судном системой канатов, должен будет в открытом океане поддержать работу судового двигателя

Уже в этом году бременская верфь Beluga Shipping впервые применит на сходящем с ее стапелей 140-метровом сухогрузе управляющую систему воздушного змея фирмы Sky-Sails. Его площадь составит 160 кв метров. Змей, связанный с судном системой канатов, должен будет в открытом океане поддержать работу судового двигателя.

Автоматика позволяет змею постоянно находиться в воздушном потоке и экономить таким образом до трети расхода топлива основного двигателя. Причины, побудившие конструкторов вспомнить о такой детской забаве, как воздушный змей, связаны с растущими ценами на топливо и ужесточением норм эмиссии парниковых газов. В этих условиях, по мнению Нильса Штольберга, одного из руководителей верфи, использование энергии ветра для фрахтовых судов неизбежно.

Однако более надежным вариантом ряд конструкторов из немецкой фирмы Еnегсоn считают судовой двигатель, работающий по принципу ветровой электростанции. Идея применения ветрового двигателя в качестве судового не нова. В 1920 году немецкий инженер Антон Флеттнер открыл так называемый эффект Магнуса для корабля, движущегося при поддержке ветра. Ветер заставляет лопасти ветрового двигателя вращаться, и одновременно воздушный поток создает тягу, дающую дополнительное поступательное усилие. Энергия ветра преобразовывается в электрическую энергию.

Флеттнер использовал этот принцип для создания роторного судна, на котором он пересек Атлантический океан в 1926 году, использовав для движения даже встречный ветер. Но в то время нефть была дешева и об этом изобретении подзабыли. На Еnегсоn, ведущим немецком изготовителе ветровых электростанций, создают 130-метровый роторный фрахтер, который должен вступить в строй через два года. Он представляет собой несколько фантастическое зрелище: из палубы в небо устремляются 4 роторные колонны высотой в 27 метров и диаметром в 4 метра. Скорость фрахтера обычно составляет 16 узлов в час, и дополнительные роторы снижают потребление топлива на 30-40%.

В последнее время появились и новые идеи по одновременному использованию для движения судна как солнечной, так и ветровой энергии. Шведская судоходная компания Wallenius Wilhemsen планирует применить на своих кораблях настоящие паруса из твердых композитных материалов. В эти паруса встроены фотоэлектрические элементы.

Таким образом, появляется возможность использовать сразу два вида возобновляемых источников энергии. Но реализуем подобный проект будет не ранее 2025 года.

Источник: https://www.marker.com.ua/

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 11 ЗА 2007 ГОД