О развитии туризма в Мурманской области Печать

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики мира. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

Туристические фирмы не меняют картины инфраструктуры, а являются лишь собирателями тех услуг, которые может предоставить город (номера в гостиницах, транспорт для доставки туристов, питание и т.п.). Несмотря на это туризм – выгодная сфера приложения сил для семейного бизнеса, частных предпринимателей, а также возможность создания новых рабочих мест.

О развитии туризма в Мурманской области мы беседуем с Мариной Ковтун.

(М.В. Ковтун возглавляет сектор межрегиональных экономических связей и развития туризма департамента экономического развития Мурманской области)

Существует две категории фирм, участвующих в организации туризма, — туроператорские фирмы и туристические агентства.

Туроператорские фирмы (туроператоры) — это оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии в одних регионах и группами людей, желающих стать туристами и живущих в других регионах. Для организации туристических поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно-просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро, действующими в местах, куда едут туристы. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолеты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.

Туристические агентства (турагентства) — это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой. Турагентства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро.В число этих туров могут входить как достаточно рутинные туры в Египет, так и достаточно редкие туры в Португалию. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагенства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.

Новой тенденцией в развитии туристического бизнеса стало формирование туристических корпораций — крупных предприятий, которые объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, а также банковские, страховые и другие компании, и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.

— Мурманская область постепенно находит свое достойное место на мировом туристическом рынке, начинает наш разговор Марина Васильевна.

— Все больше и больше туристов и экскурсантов приезжает сюда из других областей страны, чтобы отдохнуть, познакомиться с природой, историей, экономикой и людьми нашего замечательного края. И это неудивительно: природа и климат здесь уникальны. Соседство тундры, лесотундры и лесной зоны дает возможность во время путешествия познакомиться с растительностью, животным миром сразу трех природных зон. На Кольском полуострове 18 с лишним тысяч рек и более 100 тысяч озер. Горы перемежаются с высокими плато, покрытыми каменными россыпями и обломками скал, круто обрывающимися к окружающим их низинам. А морские просторы, окружающие все эти красоты и притягивающие воображение, не поддаются никакому описанию. Это всё надо видеть!

Чем привлекает Кольский Север?! Климат Кольского полуострова существенно отличается от климата других северных и заполярных районов нашей страны. Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь полтора месяца летом не заходит солнце, а зимой царствует полярная ночь. Но в то же время Нордкапская ветвь Гольфстрима приносит с собой тепло, благодаря чему на северном побережье полуострова зимой теплее, чем в средней полосе европейской части России.

Все это не может не оставить массу впечатлений у человека, попавшего сюда. И, как правило, большинство туристов стремится снова побывать на Кольском полуострове.

Однако несмотря на все плюсы, за 6 месяцев текущего года приток иностранных граждан в наши края снизился на 19%, доля туризма в региональном продукте очень мала, а число занятых в туристской сфере – минимальное. Но, если посмотреть Мурманскую область через призму посещаемости, то можно предположить, что 1 млн. человек в год к нам точно приезжает.

Туризм, как объект регионального управления нуждается в регулировании: 

1. 2 июня 2006 года вступил в силу приказ Федеральной службы безопасности об увеличении пограничной зоны на территории Мурманской области. Это вызвало колоссальный ажиотаж в средствах массовой информации в запредельных регионах Финляндии, Норвегии, Швеции. 
10 мая 2007 года вышел новый приказ о снятии с большого количества территорий Мурманской области пограничной зоны. Однако это уже не получило такого широкого резонанса в СМИ, и большое количество людей отложили своё посещение Мурманской области именно потому, что для них любое ограничение – это угроза для свободы их передвижения. Ограниченность передвижения несопоставима с туризмом.

2. Не улучшающееся состояние автомобильных дорог, а также отсутствие опознавательных знаков на английском языке. Сами дорожные указатели должны быть более подробными, для того чтобы гости из других стран могли уверенней ориентироваться в незнакомой им местности.

3. Низкая привлекательность наших городов и населённых пунктов – это то, что мешает удивить и заинтересовать приезжего человека. Если мы посмотрим на г. Мурманск – увидим мало интересных для туриста объектов. Туристическим фирмам трудно составить программу для туристов на целый день. Океанариум, памятник «Алёша», Краеведческий и Художественный музеи – это всё, что город может предложить интересного. К сожалению, Мурманск не меняется, не появляется ничего нового и интересного не только для гостей, но и для самих жителей.

4. Самая главная проблема – состояние гостиничного сектора. Ёмкость туристического рынка определяется количеством мест размещения, т.е. сколько человек может одновременно разместиться в нашем городе со средним комфортом. С начала года у нас не функционирует гостиница «Арктика». Да, она давно не модернизировалась и со временем перестала соответствовать требованиям гостиницы высокого класса, но поскольку она большая, находится в центре города и относится к категории «эконом-класса», она была популярна у командировочных, спортсменов. И как только гостиница выпала из инфраструктуры, многие туристы, которые планировали посетить Мурманск, отложили свои поездки.

Таким образом, если инфраструктура Мурманска является инфраструктурой туризма, она должна быть удобной и гостеприимной. Т.е. въездной туризм очень сильно зависит от состояния экономики Мурманской области. 

На Кольском полуострове есть уникальные с точки зрения туризма территории, например, Умба, Терский берег. Там есть исторические, природные и архитектурные памятники, сохранившийся поморский быт. Но правильно организовать туристический бизнес здесь никто не умеет. Турист останавливается в гостинице в г. Кандалакша, оттуда садится на автобус и едет с экскурсией по Терскому берегу. В лучшем случае, он может купить билет в здешний музей. Естественно, никакой финансовой прибыли такие экскурсии данной местности не приносят. (От редакции: несомненно, что та же экскурсия в оружейную палату в Москве несравнима будет более интересна для туристов, нежели созерцание ландшафтов по непродуманным маршрутам. Но наша задача - сделать экскурсию по нашему краю более интересной).

Чаще всего подобные турпоездки организовывают даже не мурманские тур-фирмы, а московские и питерские. Если вы в Интернете в поисковой системе наберёте, к примеру, «отдых на Кольском полуострове», то компьютер вам выдаст сотню предложений от столичных тур-агентств не только экскурсий по Терскому берегу, но и празднования Нового Года в Хибинах, велопрогулки до озера Сейд и т.п. Прибыль от этого пойдёт не в казну Мурманской области, а в карманы столичных туроператоров.

В Мурманской области огромное количество людей живёт на доходы от туризма (туроператоры, гостиницы), но невозможно сосчитать людей, которые оказывают услуги как персональные гиды. Такое происходит на Терском берегу: приезжают гости, останавливаются в частных домах, им оказываются профессиональные услуги по сопровождению на рыбалку, охоту и это стоит определённых денег. Туристы рассчитываются с такими гидами наличными деньгами, и в экономику муниципального образования они не попадают. Брать на работу московским фирмам жителей Мурманской области, когда последние не имеют статуса индивидуального предпринимателя, не выгодно. Надо заметить, что такие районы, как Терский берег, Ловозеро, Краснощелье самые депрессивные в плане развития, и финансовые поступления от туристического бизнеса именно здесь могли бы во многом улучшить ситуацию.

Для того чтобы использовать свои туристические ресурсы, надо развивать туристическую инфраструктуру на этих территориях. Как не хватает в Умбе, например, объекта размещения. Людям просто негде переночевать! Значит, самое главное, о чём должны задуматься муниципальные власти, – это инициировать строительство гостиницы или комплекса гостевых домов. Тем самым создать рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет.

В рамках «Программы развития туризма Мурманской области» на юге Кольского полуострова 3 туристских информационных центра 

В этом плане есть хорошие наработки: несколько лет назад слово туризм на муниципальном уровне даже не произносилось, а сейчас, благодаря реализации «Программы развития туризма Мурманской области» и международному сотрудничеству, на юге Кольского полуострова за 2 года откроются 3 туристских информационных центра: в Кировске, Умбе и Кандалакше. Это муниципальные образования, которые будут иметь элементы туристской инфраструктуры, куда люди смогут приехать и получить, например, туристические карты, первоначальную информацию о данном регионе. Появились также специалисты по туризму: в муниципальном образовании «Апатиты» разработана программа развития туризма, в Коле и Мончегорске в прошлом году открылся туристский информационный центр. Т.е. муниципальные образования начинают постепенно рассматривать свои территории именно как туристские территории.

Программа развития туризма в Мурманской области, которая закончилась в 2008 году, была первая и пробная. Она показала, что теперь надо формировать новую региональную целевую программу развития туризма. «Мы заложим туда принцип территориального планирования, – рассказывает заведующая сектором межрегиональных экономических связей и развития туризма департамента экономического развития Мурманской области Марина Ковтун, – т.е. будем создавать программу совместно с муниципальными образованиями, которые также должны продумать место и роль туризма в будущем, запланировать затраты определённых средств из бюджета на развитие туризма».

На что могут идти средства муниципальных образований: 

1 – разработка первоначальных документов, стратегий, программ развития. Не все муниципальные образования могут сделать это своими силами, но можно и привлечь специалистов для того, что бы такая база была проведена; 

2 – создание продукции, которая бы могла визуально представлять территорию (буклеты, карты); 

3 – проведение инвестиционной политики, определение мест, которые будут ключевыми для туризма, объединение предпринимателей, работающих в этом сегменте в сфере туризма, услуг. 

Сейчас многие имеют некую собственность или недвижимость, которую они построили как частный дом, но используют для приёма туристов, предлагая различные туристские услуги: организация рыбалки, охоты, бани, прогулки на лодке. На карте Кольского полуострова таких объектов очень много. По сути дела, такие люди оказывают туристские услуги, но как субъекты, хозяйствующие в сфере туризма, они отсутствуют, потому что не имеют сертификации. Таким образом, их как бы нет.

Начинающие предприниматели приходят в Департамент экономического развития и интересуются, что делать в такой ситуации. «Надо вести большую работу, чтобы помогать таким людям, которые хотят легализоваться на туристской карте Мурманской области. – Отвечает Марина Васильевна. – Чтобы стать легальным предпринимателем надо очень много денег: сертификация, договор с МЧС на безопасность, закупка средств связи, которые могли бы обеспечить безопасность туристу. Ведь все туристские услуги, которые предлагает предприятие без сертификации, - происходят под ответственность предпринимателя».

Чем больше мы узнаём о туризме на Кольском полуострове, тем больше поражаемся: основные объёмы лежат вне легальной экономики, доля туризма в региональном продукте очень мала, число занятых в туризме – минимальное. Несоответствие реального места туризма его практическому месту – большая проблема на сегодняшний день. Доходы, приносимые этим сектором, отражаются неадекватно, поэтому отношение в управлении на уровне области такое же: если этот сектор такой незначительный, то и внимание не надо уделять. А ему наоборот необходимо особое внимание, т.к. во всех странах мира Государство на этапе становления этой отрасли играло очень большую роль. Туризм должен быть отраслью экономики, как, например, во Франции или в Испании, где количество туристов превышает количество жителей.

Основное наше богатство – это природа. Нет у нас ни петродворцов, ни царских сёл, ни Золотого кольца, наше богатство – природные ресурсы, которые позволяют создавать самые разнообразные туристские продукты, начиная от горнолыжных туров, заканчивая бодирафтингом. Если охарактеризовать Кольский полуостров, то мы увидим, что туризм, как форма досуга очень популярен и здесь у нас очень много эксклюзивных продуктов: путешествия, лыжные походы, снегоходные туры. У нас есть реки, благодаря которым может развиваться рыболовство – это наиболее успешный вид туризма, конкурентов в этой области у нас нет. Но это не массовый вид туризма и он не может создать 20 тыс. рабочих мест, т.к. реки есть реки и у них ограничены ресурсы. Но могут быть спортивные предложения: сплавы, рафтинги и т.п.

Всё это требует большой квалификации персонала, задействованного в турпоходах, и использование специальной техники: гидроциклы, квадроциклы, снегоходы, джипы-внедорожники и т.д. Если мы используем природные ресурсы – значит, мы должны быть подготовлены кадрами, техникой, снаряжением, предусматривать все вопросы безопасности. Уже проведена большая работа в этом направлении: проект, проводимый совместно с финнами и финансируемый Губернским правлением Лапландии и Департаментом экономического развития, «Безопасность в сфере туризма» действует на протяжении 3 лет. За этот период было обучено много специалистов и инструкторов, изучен опыт Финляндии в организации туров на природе.

На сегодняшний день совместно с Финской компанией разрабатывается проект по созданию туристского горно-лыжного центра в Хибинах. Это предпроектная работа: чтобы в дальнейшем привлечь инвесторов, необходимо сейчас иметь базовые характеристики её инвестиционной привлекательности этой территории.

Подготовила Наталья Шоломова

Малый бизнес

Еще статьи на тему "туризма":

Старт развитию морского круизного туризма в Мурманской области

Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове: есть потенциал для развития

Правильно организованный туризм должен пополнять казну

Деловой туризм как средство просвещения

Сельский туризм как подспорье фермерскому хозяйству

III Международная конференция «Морской туризм»